St
Безвертолетное небо: полсотни будущих пилотов не могут завершить обучение
Единственный в стране колледж, где учат на пилотов вертолета, испытывает нехватку финансирования

Безвертолетное небо: полсотни будущих пилотов не могут завершить обучение

Единственный в стране колледж, где учат на пилотов вертолета, испытывает нехватку финансирования

Омский летно-технический колледж гражданской авиации (ОЛТК ГА) уже больше года не может завершить подготовку как минимум 51 курсанта. В учебном заведении не хватает денег, поэтому будущие пилоты более года ждут прохождения летной практики. Без нее курсанты не могут получить дипломы об окончании обучения. Такой вывод сделала Омская транспортная прокуратура после проверки колледжа (документ есть в распоряжении «Шторма»).


Из курсантов, поступивших в ОЛТК ГА в 2014 году, 51 до сих пор не могут окончить колледж. Время подготовки пилотов-курсантов в ОЛТУГА рассчитано на два года 10 месяцев (среднее профессиональное образование). Получается, курсанты ОЛТК ГА набора 2014 года должны были закончить обучение в 2016-м, максимум — в 2017 году. Однако из-за проблем с финансированием они защищают диплом и уходят в академические отпуска на неопределенный срок. Об этом студенты написали в своем открытом обращении (есть в распоряжении «Шторма»).


Некоторым учащимся все же удается завершить обучение. Их отправляют на учебную авиабазу, где они в течение 10-12 месяцев проходят практику. За отпущенное время им нужно налетать на вертолете 90 часов. И только после этого возможно получить пилотские свидетельства, без которых они не могут устроиться на работу в авиакомпании.


Проблемы в ОЛТК ГА, по словам курсантов, начались после того, как Росавиация ужесточила требования к подготовке пилотов. Требуемый налет курсантов увеличили до 90 часов. Но для выполнения такого задания колледжу не хватает ни вертолетов, ни инструкторов. Последние, как утверждают курсанты, уходят из колледжа из-за низких зарплат — в 60 000 рублей. В авиакомпаниях инструкторам платят в два-три раза больше.



Впрочем, сам колледж тоже усугубил ситуацию, когда занялся подготовкой пилотов вертолетов различных типов (ранее готовил только летчиков МИ-8), утверждают курсанты. В 2012-м ОЛТК ГА стал расширяться, и ульяновский ВУЗ закупил колледжу четыре легких вертолета французского производства Eurocopter AS-350 B2, заплатив за это 790 миллионов рублей. До колледжа якобы дошло только два таких вертолета, утверждают курсанты.


С покупкой новой техники колледж устроил и новых инструкторов, а также приобрел дополнительные тренажеры.


В 2015 году был заключен контракт на поставку в училище новых легких вертолетов. Это наконец-то должно было решить проблему задержек в подготовке пилотов. Но стало хуже. Для колледжа закупили вертолеты бизнес-класса Bell-407 GXP. (Ранее курсанты получали налет в основном на Ми-8Т).


Во-первых, оказалось, что новые машины принципиально отличаются от тех, что были на авиабазе колледжа. Во-вторых, это были самые дорогие вертолеты такого типа.

Из материалов закупки следует, что два Bell-407GXP с запчастями и инструментами, а также с обучением трех пилотов и восьми технических специалистов обошлись федеральному бюджету в почти 561,3 миллиона рублей.


Пока колледж занимался закупкой новых вертолетов, основные машины ОЛТК ГА — МИ-8 — успели «устареть»: сроки их эксплуатации достигли 37 лет. Часть вертолетов сейчас ожидает ремонта, на который у колледжа тоже нет денег, утверждают курсанты.


В итоге более полусотни курсантов ОЛТК ГА до сих пор ждут, когда смогут пройти летную практику. По данным прокуратуры, это должно произойти до конца текущего года. Затем колледж займется летной практикой курсантов набора 2015 года.


По данным курсантов, примерно 100 учащихся ждут летную практику около года, а некоторые студенты уже второй год не могут закончить летную подготовку и налетали из требуемых 90 часов в небе вдвое-втрое меньше.


Таким образом, единственный в России колледж, где готовят вертолетчиков, не справился с выполнением госзадания по выпуску специалистов. Причем задержка растянулась на несколько лет. Прокуратура считает, что колледжу не хватило средств для завершения подготовки курсантов. Сколько именно денег не хватает колледжу, ведомство не уточняет. Однако, как ранее рассказывал «Шторму» директор ОЛТК ГА Александр Строганов, только на капитальный ремонт трех вертолетов МИ-8 должно быть потрачено порядка 100-150 миллионов рублей. Два таких вертолета ожидают ремонта, деньги на ремонт третьего в бюджете еще не найдены.


Интересно, что ОЛТК ГА неоднократно сообщал о проблемах с нехваткой средств в Ульяновский институт гражданской авиации, в подчинении которого находится. Руководство колледжа просило выделить деньги. Теперь ульяновский вуз тоже проверят. Омская транспортная прокуратура попросила об этом своих коллег из Ульяновска.


Еще одна проблема омского колледжа — нехватка инструкторов. Этот вопрос частично удалось закрыть за счет авиаперевозчиков. ОЛТК ГА принял двоих пилотов-инструкторов из компаний «Скол» и «ЮТэйр — Вертолетные услуги». Последняя остается лидером по количеству вертолетов среди российских авиакомпаний. Вероятно, там осознали, что если не вмешаться в ситуацию, то летать на гражданских вертолетах будет некому. «Скол» и «ЮТэйр — Вертолетные услуги» предложили колледжу помочь с подготовкой пилотов и затем трудоустроить их у себя.


Тем временем врио директора омского летного колледжа утвердил график, по которому отстающие курсанты должны будут пройти летную практику. Прокуратуру это устроило. По ее данным, сейчас в колледже практика полностью обеспечена, поэтому санкции к колледжу применены не будут.


Сами курсанты ОЛТК ГА говорят, что им до сих пор не известно, когда они смогут закончить обучение. Кроме того, по их словам, непонятно на чем они смогут летать по окончании обучения (в ОЛТК ГА готовят пилотов для разных типов вертолетов, в том числе для легендарных вертолетов МИ-8).


Ежегодно колледж набирает 100 человек только для обучения на пилотов МИ-8. Ранее «Шторм» писал, что в училище не хватает бортов для курсантов. Половине учеников не было обеспечено прохождение летной практики.