Врио генерального директора «Аэрофлота» Вадим Зингман обратился к главе Минтранса Евгению Дитриху с просьбой разрешить авиакомпании заняться обучением пилотов (письмо есть в распоряжении «Шторма»). По словам Зингмана, перевозчик столкнулся с дефицитом пилотов, а кадры, которые готовят сейчас в госучилищах, не соответствуют необходимым требованиям. Ситуация с нехваткой летчиков в ближайшие годы может приобрести пугающие масштабы, а программа подготовки в госучилищах устарела и требует изменения. Курсанты попадают в авиакомпанию без необходимой летной практики, следует из письма.
Руководство «Аэрофлота» предложило министру транспорта дать компании возможность готовить пилотов с нуля по программе среднего профессионального образования и программам повышения квалификации на базе ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота». То есть фактически АФЛ просит разрешить ему и другим перевозчикам открывать училища на базе своих центров и самим готовить кадры. В «Аэрофлоте» уверяют, что авиакомпании готовы поручиться за качество выполнения этой работы и гарантировать трудоустройство большинству выпускников своих учебных центров.
В Минтрансе подтвердили подлинность письма «Аэрофлота». Источник «Шторма» в министерстве уточнил, что сейчас документ находится на рассмотрении. Согласно регламенту, такие обращения рассматриваются в течение 30 дней, добавил собеседник. Он отметил, что «Аэрофлот», как любая организация, имеет право открыть свое летное училище. Правда, для этого компании придется подготовить техническую базу, получить сертификат в Росавиации и лицензию Министерства образования, в случае если перевозчик хочет готовить не только частных пилотов, но и летчиков по программе среднего образования.
Кроме того, в «Аэрофлоте» считают необходимым снова начать переподготовку бывших летчиков, офицеров запаса — в гражданских пилотов. Эту работу перевозчик предлагает проводить также в своем авиационно-учебном центре, где раньше уже была практика переподготовки военных. Источник «Шторма», знакомый с ситуацией, уверяет, что предложение о создании училища на базе АУЦ «Аэрофлота» обсуждается давно и чиновники уже дали согласие на реализацию этого проекта. Технику для подготовки пилотов в «Аэрофлоте» помимо уже имеющейся могут позаимствовать из парка Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА), закрытого по решению суда, утверждает собеседник. По его словам, несколько лет назад АФЛ уже пытался наладить обучение пилотов, компания даже хотела отправлять их учиться в США, но не смогла договорится с чиновниками из Росавиации.
Финансировать проект по обучению пилотов предлагается за счет средств самих перевозчиков, а также при помощи государственной программы образовательных кредитов.
Необходимость создания учебного центра в «Аэрофлоте» объясняют растущим дефицитом гражданских пилотов в России, а также некачественным образованием в государственных учреждениях гражданской авиации (ГА).
По данным «Аэрофлота», выпускники авиационных госучилищ не выполняют летную практику в полном объеме. Именно по этой причине перевозчик не смог в первом полугодии 2018 года выполнить план по набору выпускников госучилищ. Оказалось, что почти треть уже отобранных кандидатов не имеют необходимого налета. А тех, у кого он есть, все равно затем приходится переучивать в авиакомпании, потому что налицо проблемы со знанием прикладных дисциплин.
В авиакомпании предлагают вообще изменить образовательный стандарт так, чтобы авиакомпаниям и АУЦам не нужно было бы «доучивать» выпускников училищ.
Мало того что подготовка курсантов в государственных учреждениях оставляет желать лучшего — количество выпускников не покрывает ежегодные потребности рынка.
В «Аэрофлоте» уже сейчас столкнулись с нехваткой пилотов в количестве, необходимом для ведения операционной деятельности (только в этом году группа компаний «Аэрофлот» планирует принять на работу не менее 350 пилотов). В дальнейшем дефицит кадров на рынке, согласно прогнозам перевозчика, будет только расти.
Каждый год отрасли будет требоваться до 1700 новых летчиков. В 20-летней перспективе, по разным подсчетам, авиакомпаниям нужно будет принять на работу от 12 340 до 23 650 новых пилотов. Однако российские госвузы и училища за год выпускают всего 750 летчиков («Аэрофлот» не берет в расчет пилотов вертолета). В негосударственных учебных заведениях подготовка пилотов с нуля сегодня не ведется, указывает авиакомпания. «Аэрофлот» считает, что нехватка специалистов в среднесрочной перспективе может стать основным фактором, сдерживающим развитие гражданской авиации России.
Еще одну проблему подготовки пилотов в РФ руководство перевозчика видит в отсутствии отечественных учебно-тренировочных самолетов. Компания считает необходимым начать проектирование и запустить в стране производство таких машин. Это позволит снизить стоимость обучения пилотов в России, уверяет «Аэрофлот». (около 3,5 миллиона рублей государство тратит на подготовку одного пилота в училищах, высшее летное образование обходится в пять миллионов рублей). Кроме того, это повысит престиж отечественного летного образования, отмечают в авиакомпании.
Проблема дефицита пилотов в России существует уже несколько лет. Еще в 2012 году «Аэрофлот» жаловался Минтрансу на нехватку кадров и просил министерство сократить пилотам дополнительный отпуск. То есть предлагал решить эту задачу, увеличив нагрузку на летный состав.
Интересно, что чиновники из Росавиации и правительства не замечали ни проблему подготовки пилотов в государственных училищах, ни дефицита специалистов.
«Да, значит, на сегодняшний день дефицита пилотов мы не наблюдаем», — говорил в прошлом году начальник управления летной эксплуатации Росавиации Максим Костылев. Кстати, именно он получил предостережение от Федеральной антимонопольной службы, сказав, что коммерческие пилоты могут обучаться только в госучилищах.
А в июне 2017 года бывший вице-премьер Аркадий Дворкович успокоил авиакомпании, сообщив, что дефицита пилотов в стране нет. По словам Дворковича, правительство ведет мониторинг ситуации и серьезных проблем не обнаруживало.
Напомним, что последние четыре года авиационные власти в России лишили свидетельств более 500 авиаторов. Среди них оказались десятки пилотов, работавших в авиакомпаниях командирами (КВС) самолетов. Именно вопрос нехватки КВС особенно остро стоит в отрасли последние годы. Сотни командиров эмигрировали Китай и Южную Корею ради работы в местных авиакомпаниях. Там пилоты помимо большей зарплаты имеют в распоряжении более продолжительный отпуск.
Собеседник «Шторма» в отрасли отмечает, что пилоты уезжают из России также из-за часто меняющихся правил игры на рынке. Так, в 2015 году Росавиация стала настаивать на том, что подготовка коммерческих пилотов может вестись только в государственных учебных заведениях. Пилоты, не проходившие обучение в госучилищах, стали признаваться нелегалами. В отрасли даже появился термин: «кошерное» (правильное) образование.
Под это определение попадали выпускники частных АУЦ, которым прежде авиационные власти выдавали документы: их начали лишать свидетельств. Под ударом оказались и бывшие штурманы и бортинженеры, которые проходили переподготовку на пилотов по федеральной программе.
Эти специалисты стали невостребованными, после того как авиакомпании отказались от эксплуатации отечественных самолетов Ил-86, Ил-62, Ту-154, Ту-134. В новых машинах типа «Боинг» и «Аэробус» участие штурманов и бортинженеров не было предусмотрено.
Переучившись на пилотов, бывшие бортинженеры и штурманы снова столкнулись с проблемой трудоустройства. По словам знакомого с ситуацией источника, авиакомпании неохотно брали таких специалистов. Их называли перевертышами. Программу переподготовки проходили и бывшие военные летчики. Они обучались на базе авиационного учебного центра «Аэрофлота». Как отмечал в разговоре с изданием один из сотрудников перевозчика, в компании до сих пор работают много бывших военных летчиков.
В немилости у чиновников из Росавиации оказались и пилоты Челябинского летного училища (ЧЛУГА, «ЧелАвиа»), которое было единственным в России негосударственным образовательным учреждением, обучавшим пилотов с нуля. В 2016 году Росавиация отказалась продлить сертификат ЧЛУГА (позднее училище было закрыто по решению суда), а около сотни выпускников центра были лишены свидетельств. В ЧЛУГА уверены, что таким образом авиационные власти избавились от единственного конкурента на рынке подготовки пилотов (все госучилища напрямую подведомственны Росавиации). В ЧЛУГА отмечают, что подготовка в училище была ощутимо дешевле, чем в государственных образовательных учреждениях.