St
Мошенники ищут своих жертв через «Яндекс», Google, Mail.ru и «ВКонтакте»
18+
По данным МВД, за прошлый год было возбуждено более 50 тысяч уголовных дел о мошенничестве Коллаж: © Daily Storm

Мошенники ищут своих жертв через «Яндекс», Google, Mail.ru и «ВКонтакте»

По данным МВД, за прошлый год было возбуждено более 50 тысяч уголовных дел о мошенничестве

Коллаж: © Daily Storm

Интернет-пользователи начали жаловаться на мошенников, размещающих объявления через таргетинговую рекламу «Яндекс.Директ». Мы создали «мошеннический» сайт и проверили, пропустят ли наш магазин компьютерной техники PC Storm в рекламную выдачу. Никаких тестовых заказов или попыток связаться с нами не было, рекламу запустили спустя два часа «модерации».

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov

«Нам нужен был недорогой ноутбук для работы и иногда для фильмов, — рассказала Анна Казакова, пострадавшая от объявления «Яндекс.Директ». — Муж перешел по одной из рекламных ссылок на работе, там мы заказали ноутбук за 14 тысяч рублей. Деньги ушли, а на следующий день сайт перестал открываться, и связаться с продавцами уже невозможно».


«Яндекс.Директ» — сервис контекстной рекламы. Предложения появляются на экранах пользователей в зависимости от их запросов в интернете, региона проживания и других данных, которые задает рекламодатель.


Сайт, где покупался ноутбук, действительно недоступен. По данным сервиса Whois, домен был зарегистрирован всего 15 дней назад. Ясно, что на скорую руку склепанный сайт предназначался для того, чтобы заработать легких денег и сбежать. Так и получилось.


На следующий день семья Казаковых обратились в «Яндекс.Директ» с жалобой на качество рекламы, размещаемой на площадке, но там им помочь отказались. Тогда Анна разместила петицию на сайте change.org.


«Сказали, что с нами они работать не будут, а данные владельцев сайта выдадут только по запросу правоохранительных органов», — рассказала Анна Казакова в беседе со «Штормом». После этого девушка написала заявление в полицию.

Скриншот: © Daily Storm
Скриншот: © Daily Storm

В МВД России «Шторму» сообщили, что за 2017 год было возбуждено более 50 тысяч уголовных дел о мошенничестве в интернете, а в I квартале 2018 года — более 12 тысяч.


В пресс-службе МВД отметили, что для предотвращения подобных инцидентов проводится профилактическая работа с населением.


«Информационные материалы размещаются на телевидении, в печатных изданиях, в интернете, на радио, рекламных счетах, информационных табло, устройствах банковского самообслуживания», — рассказали в пресс-службе.


МВД также рекомендует вообще не совершать покупок через социальные сети, во избежание столкновения с мошенниками.


Специалист по таргетинговой рекламе Чингис Индраев объяснил, что это не единственные данные, которые попадают в «Яндекс»: главными составляющими являются реквизиты банковской карты или организации, через которую оплачивается реклама.


«Автоматическая модерация — это проверка на адекватность объявления, грамотность и что именно вы продаете. Если наркотики или проституток, то вас, естественно, не пропустят, — рассказал Индраев «Шторму». — Дальше идет проверка специалистов, которые проверяют данные о клиенте на сайте (реквизиты банковской карты) и куки (откуда вы заходили, из какого региона). Если специалист сомневается в чем-то, они могут позвонить в организацию или сделать тестовый заказ. Но это редко бывает».


Все, что «Яндекс» может сделать для пользователя, столкнувшегося с мошенниками, — это удалить рекламную кампанию после проверки информации по заявлению пострадавшего.


Я позвонил в компанию как заказчик рекламы — для небольшой консультации. Работник фирмы уточнил, что именно мы планируем продавать.


«Ну если компьютерная техника, то модерация пройдет в автоматическом режиме. Вручную у нас проверяются магазины, связанные, например, с медицинскими препаратами», — пояснил он.


Мы решили проверить, насколько сложно прорекламировать свой продукт на «Яндекс.Директе». Полчаса ушло на создание сайта, предлагающего купить ноутбук, которого у нас, конечно же, нет. Дальше — заполнение формы на создание рекламы: ключевые слова, стоимость и другие параметры. Несколько часов ушло на подтверждение нашего объявления модераторами «Яндекса». Никаких звонков или тестовых заказов нам не поступило, хотя качество и надежность сайта оставляли желать лучшего.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Anton Belitsky
Фото: © GLOBAL LOOK press/Anton Belitsky

В социальной сети «ВКонтакте» есть аналогичная рекламная площадка — их объявления пользователи могут видеть как слева, под строчками меню, так и в самой новостной ленте. В пресс-службе сети нам сообщили, что у них все рекламные объявления просматриваются группой модераторов, без автоматических проверок.


Пользователь, столкнувшийся с мошенниками в социальной сети, может пожаловаться на рекламу.


«​​После получения жалобы наша команда проводит дополнительную проверку и, если необходимо, запрашивает дополнительные документы. Если факт нарушения правил подтверждается, то реклама отклоняется. ​​В случае систематических нарушений рекламодатель может быть лишен права размещать рекламу и занесен в черный список», — рассказали в пресс-службе.


Взаимодействие с обманутыми пользователями у «ВКонтакте» такое же, как у «Яндекса»: «В случае столкновения с мошенниками необходимо сообщить о преступлении в полицию. Мы со своей стороны примем меры по предотвращению подобных случаев от этого пользователя».


Вернуть свои деньги, отданные мошенникам, вряд ли удастся. «Яндекс» никакой ответственности не несет, а в правоохранительные органы, по мнению руководителя общества защиты потребителей «Потребнадзор» Александра Виноградова, обращаться еще бессмысленнее.


«С правовой точки зрения, надо прописывать, что агрегатор рекламы должен нести ответственность. Например, я пользуюсь приложением «ВКонтакте». Мне реклама постоянно предлагает поиграть в игровые автоматы, поставить ставки. Это происходит, грубо говоря, в самой большой социальной сети, а мы знаем, что игровые автоматы в России запрещены. Мы знаем, что сайты казино зарегистрированы за рубежом, но «ВКонтакте» же рекламирует их и нарушает закон», — рассуждает Виноградов.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov

Руководитель «Потребнадзора» добавил, что если «Яндекс.Директ» рекламирует кого-то, то агрегатор «должны запрашивать у данных лиц документы: бланки поставок товаров, акт производителя, акт перекупщика».


«А какая сейчас может быть ответственность? «Вам предложили несколько вариантов, вы сами выбрали эту компанию, мы же вам не одну предложили. У нас почти все как в казино. Есть 36 цифр, но вы сами выбирали, сами ставили. Надо было смотреть отзывы», — переосмысливает позицию рекламных площадок Виноградов.


С позицией руководителя общества защиты потребителей не согласен интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. В беседе со «Штормом» он объяснил, что мошенниками в данном случае выступают владельцы сайта, а «Яндекс.Директ» является информационным посредником, которые не вправе контролировать то, что человек может реализовать тот или иной товар.


«Все требования актов и документов будут являться ограничением конкуренции и ограничением в развитии технологий. Если я, условно говоря, изобрету сейчас вечный двигатель и начну его рекламировать, то какие основания у какого-либо информационного посредника выяснять, существует мой двигатель, возможен ли он к реализации? Они не могут определять возможности продать тот или иной товар», — сообщил Мариничев «Шторму».


Также он отметил: всем, что касается рекламы, занимаются правоохранительные органы. То есть ни «Яндекс.Директ», ни какая-либо иная площадка не несет и не может нести ответственности. 


«Все, что они должны делать, — это хранить контактные данные, чтобы их можно было предоставить в правоохранительные органы», — заключил Мариничев.


Сотрудники «Яндекс.Директа» с нами общаться отказались, сообщив, что консультируют только тех, кто хочет заказать рекламу. По остальным вопросам нас послали в пресс-службу, куда был отправлен запрос. В контактном центре уточнили, что запросы могут рассматриваться до двух недель и ускорить их обработку никак нельзя. На запрос «Шторма» в течение нескольких месяцев в пресс-службе так и не ответили.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...