St
«Саратовские авиалинии»: пилотов уже не осталось, бухгалтеров увольняют, но набирают техников
18+
Бывшие пилоты «Саравиа» летают в S7 и «дочке» «ЮТэйр», пока в Саратове сокращают сотрудников, чтобы спасти аэропорт undefined

«Саратовские авиалинии»: пилотов уже не осталось, бухгалтеров увольняют, но набирают техников

Бывшие пилоты «Саравиа» летают в S7 и «дочке» «ЮТэйр», пока в Саратове сокращают сотрудников, чтобы спасти аэропорт

Авиакомпании «Саратовские авиалинии» удалось удержаться на плаву — власти продлили свидетельство о годности аэропорта Центральный, который оставался единственным «живым» активом компании (три месяца назад Росавиация лишила авиакомпанию сертификата эксплуатанта). При этом перевозчик планирует за месяц сократить штат сотрудников почти на 100 человек. Компания надеется проработать в сокращенном составе как минимум до открытия нового аэропорта в Саратове.


30 мая Росавиация отозвала у «Саратовских авиалиний» сертификат эксплуатанта, позволяющий заниматься коммерческими перевозками пассажиров. С этого дня авиакомпания прекратила полеты и впоследствии растеряла более половины своих сотрудников. Из компании ушли все пилоты и бортпроводники.


По оценке профсоюза «Саратовских авиалиний», за последние три месяца в «Саравиа» были уволены порядка 700 сотрудников. В том числе — более сотни бортпроводников, сотни пилотов и сотрудников авиационно-технической базы (специалистов по техническому обслуживанию самолетов).


В этом месяце перевозчик планирует уволить еще 92 сотрудника. По словам председателя профсоюзной организации «Саратовских авиалиний» Зинаиды Чадиной, об этих сокращениях работников уведомляли за два месяца.


«Это было озвучено три месяца назад. Речь идет о разных категориях — о работниках склада и бухгалтерии и канцелярии. Сотрудники авиационно-техничествой базы остались, у них, наоборот, пополнение, сейчас в АТБ — 42 человека», — уточнила собеседница «Шторма».

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Всего в «Саравиа», по оценке профсоюза, продолжают работать около 540 человек. Это совпадает с данными, которые сообщили ТАСС в Министерстве занятости, труда и миграции региона. 


«Для той работы, которая у нас осталась, 540 — многовато. Во многих аэропортах меньше людей, например, в Пензе», — сказала Чадина.


В аэропорту также продолжают работать служба авиационной безопасности, аэродромная служба, автобаза, ПДСП аэропорта (производственно диспетчерская служба предприятия). Свободное небо над Саратовом разделили четыре перевозчика: количество рейсов по этому направлению увеличил «Аэрофлот». Саратовское направление также бросились осваивать «РусЛайн», S7 Airlines и «Икар» (торговая марка Pegas Fly).


Во владении АО «Саратовские авиалинии» помимо одноименной авиакомпании находится аэропорт Центральный. После закрытия авиаперевозчика этот актив остался единственным источником дохода «Саравиа». Аэропорт позволял выплачивать зарплату персоналу и даже возвращать деньги пассажирам за авиабилеты (вернули 300 из 400 миллионов рублей). 


Как стало известно «Шторму», «Саратовские авиалинии» все-таки смогли получить удостоверение годности аэропорта. Срок действия предыдущего документа истекает 8 ноября 2018-го.


«Мы сертификат на право деятельности аэропортовой новый получили, обновили. Приезжала комиссия, все обследовала», — пояснила Чадина.


Перевозчик предупреждал, что воздушная гавань может оказаться закрыта, если действие документов не будет продлено. Процедура стоила порядка трех миллионов рублей. В «Саравиа» утверждали, что у них нет свободных денег и рассчитывали на поддержку из бюджета. Как ранее сообщали СМИ, ожидаемые расходы компании в 2018 году должны составить 515 миллионов рублей, в то время как доходы — 291,2 миллиона.


Кроме того, перевозчик ждет, что власти повысят тарифы на обслуживание в аэропорте Центральный и выделят дополнительные субсидии «Саравиа».


После долгих споров и взаимных обвинений между перевозчиком и правительством региональные власти согласились вступиться за «Саравиа» и ходатайствовали в Федеральную антимонопольную службу об увеличении тарифов.


«Власти все-таки согласились пойти нам навстречу. Даже [спикер Госдумы Вячеслав] Володин к нам лицом повернулся. Не знаю, даст ли это пользу», — размышляет Чадина.

Фото: © saratovairlines.ru

В профсоюзе «Саравиа» надеются, что аэропорт Центральный продержится до открытия в городе новой воздушной гавани. С 2012 года под Саратовом ведется строительство нового аэропорта. Региональные власти рассчитывают ввести объект в эксплуатацию раньше срока (первоначально ввод был намечен на весну 2019 года).

«Определенности пока нет, но работать будем. По Воздушному кодексу мы сами закрыться не можем, только правительство может принять такое решение», — заключила председатель профсоюза.


Судьба сотрудников «Саратовских авиалиний»


В «Саравиа» работали около 100 пилотов и более 100 бортпроводников, говорит председатель профсоюза компании. По ее словам, летчики стали подыскивать альтернативные места для работы еще до того, как компанию лишили сертификата эксплуатанта. Чадина убеждена, что все проблемы компании, в том числе текучка кадров, начались после крушения пассажирского самолета Ан-148 в Подмосковье (11 февраля 2018 года).


«Многие пилоты с выплатой денежных пособий сами ушли по соглашению сторон. Устроились в S7, в «Турухан», в «Ижавиа». Бортпроводники работают в Москве, в Шереметьево, в Казань поехали устраиваться», — рассказала «Шторму» председатель профсоюзной организации «Саратовских авиалиний» Зинаида Чадина.


Бывшие пилоты «Саратовских авиалиний», с которыми удалось пообщаться «Шторму», называют в числе авиакомпаний, где трудоустроились саратовцы, авиакомпании «Победа» (дочерняя структура «Аэрофлота») S7, «Уральские авиалинии», «Икар» (Pegas Fly), «Турухан» («дочка» «ЮТэйр»), «Ижавиа» (Удмуртия), «ЮВТ Аэро» (Татарстан).


«Летный состав оказался востребован. Пилоты самолетов «Эмбраер» летают в S7 и в «Икаре». Экипажи Як-42 ушли в «Ижавиа» и «Турухан», — уточнил один из собеседников «Шторма» среди бывших пилотов «Саравиа». По его словам, второй пилот в «Саратовских авиалиниях» зарабатывал немногим меньше 100 тысяч рублей в месяц. «В «Аэрофлоте», конечно, получают раза в три больше», — добавил он (вторые пилоты «Аэрофлота» зарабатывают 350 тысяч в месяц).


Хуже обстоят дела с трудоустройством специалистов АТБ, говорит Зинаида Чадина: «Часть спецов АТБ уехали в Шереметьево и в Казань. Они были обучены ремонтировать сразу три типа самолетов: «Антоновы», «Эмбраеры» и Яки. Но многие досрочно уходят на пенсию».

Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

Два раза в неделю на территории саратовского аэропорта работает центр занятости. «Проблема в том, что там предлагают очень низкооплачиваемую работу. Не все готовы работать за 11 тысяч [рублей]. У нас неплохо платили», — говорит председатель профсоюза. По ее словам, в центр занятости обратились 25 бывших сотрудников «Саравиа», из них шесть смогли найти работу с помощью центра.


«Мы встречались с Министерством труда и занятости [Саратовской области], спрашивали, почему не проводят тестирование с нашими специалистами для работы в новом аэропорту. Туда уже можно было бы подбирать сотрудников. Но пока подвижек нет», — добавила Чадина.


Кстати, губернатор региона Валерий Радаев настаивал на открытии нового аэропорта раньше намеченного срока, чтобы трудоустроить часть коллектива «Саравиа».


Справка


Несмотря на проблемы в «Саратовских авиалиниях», пост председателя совета директоров оставил за собой (заседание совета состоялось 3 сентября 2018 года) основной держатель акций компании — Аркадий Евстафьев.


После катастрофы Ан-148 в феврале 2018-го, по информации источника «Шторма» в руководстве правительства Саратовской области, его позиции были не столь крепки. Как рассказал собеседник издания, Аркадий Евстафьев тогда пытался наладить контакты с влиятельными выходцами из региона, способными замолвить слово за его компанию. В частности — с Вячеславом Володиным.


«Председатель Госдумы тогда отказал ему в поддержке, — объяснил источник. — До объявления результатов расследования Володин не хотел вмешиваться в ситуацию: компания Евстафьева могла быть виновной в гибели десятков человек».


По его словам, единственной опорой саратовского бизнесмена в тот момент был Михаил Бабич, занимавший пост полпреда в Приволжском федеральном округе.


«По разговорам, эти двое вели в 2017-2018 годах аппаратную войну против того же Вячеслава Володина. Так что идти на поклон к спикеру для Евстафьева должно было быть особенно обидно», — добавил источник.

Однако после того как надежды Михаил Бабича занять пост в администрации президента рухнули и он отправился послом в Беларусь, позиции Аркадия Евстафьева в Саратовской области стали постепенно налаживаться.


Расследование уголовного дела по катастрофе Ан-148 непосредственно Аркадия Евстафьева не затронуло. Хотя в рамках проверки деятельности авиакомпании у следователей была возможность проверить оборот финансов в «Саратовских авиалиниях».


Например, согласно «СПАРК-Интерфакс», в списке сертификатов, полученных АО «Саратовские авиалинии» в период с 2014-го по 2018 год, есть четыре документа, которые не имеют никакого отношения к авиации — они выданы на производство оливкового масла итальянской компании Villa Lena Societa Agricola srl.


Эта фирма связана с дочерью Аркадия Еленой Евстафьевой через зарегистрированные в Лондоне компании — Villa Lena Foundation, St Michael Estate Limited и Studio Villa Lena LTD.


Сам особняк Villa Lena, в честь которого названы эти фирмы, находится в Тоскане, неподалеку от Пизы. О вилле очень тепло пишет западная пресса, называя ее местом, куда за вдохновением приезжают художники из Парижа, а за создание лучших блюд для гостей отвечают шеф-повара экстра-класса. О Евстафьеве, чья дочь Лена является хозяйкой Villa Lena, авторы публикаций не вспоминают.


Вторая дочь Аркадия Евстафьева — Ольга — тоже занималась бизнесом в Великобритании, но не так активно, как сестра. Две связанные с ней компании — Akcent London LTD и Olexx LTD — проработали всего два года и закрылись. Зато компаньон Ольги по лондонском бизнесу — молодой англичанин Александр Бэйт — получил в 2017 году пост в банке «Агророс» Евстафьева.


Сам владелец «Саратовских авиалиний» вместе со своей женой Ириной занимал пост директора уже упомянутой St Michael Estate Limited. Также вместе они попали в документы из «Панамского архива»: после утечки информации по офшорам выяснилось, что они владели компанией Horesti Investment Holding Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.


В августе 2018 года депутат Саратовской областной думы Сергей Курихин на заседании рабочей группы по «Саратовским авиалиниям» заявил, что, по его информации, в 2017 году перевозчик заключил ряд коммерческих сделок с аффилированными компаниями: куплены акции банка «Агророс» на сумму 50 миллионов рублей и квартира в ЖК «Крылья» на улице Чернышевского стоимостью 3,5 миллиона рублей. Конечным владельцем всех этих активов, по данным депутата, является Аркадий Евстафьев.

Аркадий Евстафьев
Аркадий Евстафьев Фото: © e-union.ru

Аркадий Евстафьев — довольно редкий для России тип бизнесмена. Фактически он — оппозиционер. Евстафьев, хоть и отучился в Высшей школе КГБ в 90-е годы, примкнул не к силовой команде, а к либералам-реформаторам. Ближе всех он сошелся с Анатолием Чубайсом. С 1992-го по 1995 год он проработал у него пресс-секретарем, а в 1996-м попался со знаменитой коробкой из-под ксерокса с 500 тысячами долларов (по информации ФСБ, эти деньги были «изъяты» из предвыборного фонда Бориса Ельцина).


При новом президенте Владимире Путине Евстафьев тоже сначала сумел отыскать свое место: получил в 2001 году назначение на пост руководителя «Мосэнерго», но после попал в серьезные неприятности: в 2005 году после аварии без электричества остались районы в Московской, Калужской, Тульской и Рязанской областях.


Аркадий Евстафьев тогда допустил тактическую ошибку, заявив, что нужно повышать тарифы, чтобы не случалось подобных неприятностей (хотя компания работала в плюс и собиралась выплатить акционерам высокие дивиденды — порядка миллиарда рублей). Президент Путин назвал такую позицию цинизмом, и либерал Евстафьев отправился в отставку.


После того эпизода Евстафьев пропал из федеральной повестки, мелькнув только однажды, когда в 2006 году прокуратура заинтересовалось неуплатой налогов в «Мосэнерго», но до суда дело не дошло.


На почве богатства и либеральных взглядов состоялось возвращение Аркадия Евстафьева в большую политику: когда Михаил Прохоров начал свою президентскую кампанию, владелец «Саратовских авиалиний» стал его доверенным лицом в области. Затем уже лично попытался пробиться в Государственную думу по спискам РПР-ПАРНАС в 2012-м, но потерпел неудачу.


Кроме авиакомпании у Евстафьева есть и другие предприятия в Поволжье: завод «Тольяттинский трансформатор», банк «Агророс» и завод «ЖБК-1». Плюс подконтрольные ему СМИ: «Газета недели в Саратове» и «Свободные новости».


От компаний из Белиза Аркадий Евстафьев избавился сразу после заявлений президента Путина о необходимости деофшоризации, переписав все на ЗАО «Инвест-холдинг «Энергосоюз» и ООО «Союз-Инвест».

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...