Число мусорных протестов в Подмосковье растет с каждым месяцем. В 2015 году губернатор Воробьев решил закрыть большую часть действующих полигонов. Их закрыли, а новых объектов не появилось. Оставшиеся работающие полигоны оказались переполнены и превратились в свалки, а ситуация в области достигла критических масштабов. «Шторм» разобрался, как власти Подмосковья взяли под контроль свалки, чтобы заработать, и что из этого вышло.
«Мусорные войны» между столицей и областью начались шесть лет назад. Причем «спусковым крючком» стала вполне позитивная инициатива: в 2012 году Собянин запустил в Москве инновационный эксперимент – создание целой системы обращения с отходами вместо банального их вывоза на полигоны. Компаниям, выбранным для участия в проекте, предложили крайне выгодные условия контрактов: город согласился платить операторам около 3000 рублей (каждый год цена корректировалась в сторону увеличения. — Примеч. «Шторма») за тонну вывезенного мусора. Расположенные в Подмосковье полигоны ТБО готовы были принимать мусор по цене ниже 1000 рублей за тонну.
Но у этих соглашений имелась и обратная сторона. Они были долгосрочными: предполагалось заключение соглашений сроком на двадцать лет, и в течение этого времени операторы должны были начать инвестировать в развитие инфраструктуры по обращению с отходами – построить сортировочные станции в районе четвертого транспортного кольца. Благодаря долгоиграющим контрактам и высоким ценам за вывоз мусора участники эксперимента получали гарантии возврата инвестиций. До начала проекта Собянина контракты с операторами заключались каждые 2-3 года: инвестиционные риски в таких условиях были слишком высоки, и строительством сортировочных станций не хотели заниматься ни город, ни операторы.
Администрация Подмосковья де-юре к этому эксперименту никакого отношения не имела, однако на деле могла влиять на его участников. Пока сортировочные станции существовали только на бумаге, вся нагрузка по приему мусора, за который стали неожиданно много платить, продолжала лежать на областных полигонах ТБО. Администрация региона могла их контролировать лишь отчасти — полномочия по надзору были и у министерства экологии Подмосковья, и у Росприроднадзора. Область решила изменить правила игры и начала требовать передать региону все полномочия по размещению отходов.
«Московская область заявляла, что не хочет быть заложницей столичного мусора. То есть Москва, окруженная Подмосковьем, вынуждена вывозить туда практически 100% отходов. Региональные власти решили, что Москва должна платить за размещаемый мусор и за организацию новых объектов на территории области», — рассказал Владислав Жуков, член политсовета партии «Зеленые».
Попытки взять под контроль ситуацию с полигонами администрация Подмосковья начала предпринимать спустя год после начала эксперимента. В 2013 году Андрей Воробьев обратился к президенту с просьбой дать поручение Правительству РФ о закрытии 24 из 39 полигонов. Он мотивировал это тем, что площадь Московской области составляет 0,27% от площади РФ, при этом на ней размещается 20% всех образующихся в стране отходов.
«Вместо того чтобы строить современные полигоны силами области, силами частников, государства, заниматься развитием сортировки, переработки, они занялись планомерным закрытием. Видимо, с той целью, чтобы те, кто остался открытыми, сильно разбогатели», — предположил лидер движения «Зеленая альтернатива» Олег Митволь.
Например, на том же полигоне ТБО «Ядрово» 25% акций принадлежат муниципалитету Волоколамского района.
Следующей вехой в «мусорных войнах» стал 2016 год, когда властям Подмосковья удалось добиться передачи полномочий Росприроднадзора. С этого момента именно министерство экологии региона стало выдавать лицензии полигонам ТБО, определять нормативы ввозимого мусора, инспектировать и штрафовать за нарушения. В области сложилась уникальная для России ситуация, когда орган, отвечающий за свалки (региональное министерство экологии), контролировал сам себя и не зависел от федеральных ведомств. Это привело в том числе и к нынешнему мусорному коллапсу в Подмосковье.
«Московская область — единственный субъект Российской Федерации, где полномочия по отходам переданы от Росприроднадзора самому субъекту. В результате они и управляют, они и контролируют. В свое время это «продавил» Александр Хлопонин (зампредседателя правительства. - Примеч. «Шторма») по просьбе Воробьева. Они просто решили все под контроль взять — это же огромная финансовая тема», — прокомментировал ситуацию Олег Митволь.
Мусор, по словам экозащитника, это серьезная отрасль, которой удобно управлять, когда все это оказывается в одних руках, чиновник превращается «во всесильного бога». Митволь считает, что в данном случае администрацию не беспокоят митинги, протесты и здоровье граждан, поскольку мусорный бизнес приносит огромные деньги.
Отдельной проблемой стал непосредственно процесс закрытия свалок. По закону за закрытием и экологическим состоянием полигона на протяжении 25 лет должен следить собственник. Если собственника нет, то ответственность за рекультивацию ложится на муниципальное образование, в котором расположен полигон.
«У нас несколько лет назад на всех полигонах сидели счастливые хозяева-миллиардеры. Закрылись полигоны — им всем дали спокойно закрыться, и ни один из хозяев не следит за экологическим состоянием полигона. Деньги получили, а дальше хоть трава не расти», — рассказал Митволь.
Теперь же Московская область вынуждена выделять средства из бюджета, чтобы закрыть свалки. К слову, рекультивация полигона «Кучино» будет стоить Подмосковью порядка четырех миллиардов рублей. На дегазацию «Ядрово» власти планируют потратить около 200 миллионов рублей. Причем исполнителей контрактов в Балашихе и Волоколамске администрация области определила самостоятельно — без конкурсных процедур.
В Москве в 2017 году операторы мусорного эксперимента Собянина сдали первые целевые показатели по истечении 5 лет с начала контракта. Оказалось, что никаких сортировочных станций нет, как и признаков их появления в ближайшее время.
Две из четырех компании (ООО «МСК-НТ» и ООО «Спецтранс») заключили договоры с ГКУ «Мосэкопром» только в 2014 году. В контракте прописано, что не позже 31 декабря 2019 года в отведенных для компаний районах должны быть построены мусороперерабатывающие заводы.
По словам Олега Митволя, никаких заводов не строится: операторы обвиняют администрацию области в том, что та отказывается выделять им землю под объекты, в руководство Подмосковья в свою очередь уверяет, что операторы врут.
«Кроме «Хартии» (компания принадлежит сыну генпрокурора Юрия Чайки — Игорю Чайке. — Примеч. «Шторма») никто ничего не делает. Они сделали в Северо-Восточном округе сортировку. Компания Чайки — единственная, кто хоть чем-то занимается, сейчас специальное оборудование ставят в Ярославле по переработке пищевых отходов», — рассказал Митволь.
Остальные компании продолжают нарушать условия контрактов, занимаясь только перевозкой мусора, утверждает политик. При этом никаких претензий, штрафов и расторжений контрактов не происходит. По словам Владислава Жукова, за пять лет было освоено уже порядка семи миллиардов рублей, при этом никаких сортировочных станций не строится.
«Если что-то не выполняется — то, что есть в контракте, — то контракт надо расторгать, с подрядчика брать штрафные санкции и новые конкурсы проводить, а как иначе?» — прокомментировал ситуацию Митволь.
Расторжением мусорных контрактов с московскими операторами должен был бы заниматься Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ. Бездействие чиновника остается для нас загадкой.
После закрытия большей части свалок стало ясно, что мусор девать некуда. Основными полигонами для разгрузки стали «Тимохово», «Воловичи», «Ядрово», «Кучино» и «Алексинский карьер». В конечном итоге это привело к протестам местных жителей.
По словам Митволя, министерство экологии Подмосковья, забрав полномочия Росприроднадзора, стало союзником администрации области, которая не хотела терять деньги из-за проблем на полигонах.
«Представьте, каждая тонна мусора приносит за собой 3300 рублей. Как вы понимаете, там состояние этих свалок такое, что они вообще не должны работать. Если их прийти проверить, то надо сразу закрывать все», — сказал экозащитник.
По информации «Шторма», в связи со сложившейся ситуацией в Подмосковье министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской намерен вернуть ранее делегированные полномочия обратно Росприроднадзору и поставить ситуацию на федеральный контроль.
«Решить мусорную проблему чиновничьими перестановками — это сказочная ситуация. Нам нужны инвестиции, нормальные дорожные карты, нужно строительство нормальных объектов. От того, что мы передадим полномочия от одного ведомства к другому, денег у него не появится, новые объекты наутро не возникнут», — сообщил Владислав Жуков в беседе со «Штормом».
На сегодняшний день официальная позиция по решению сложившейся ситуации — это проект по строительству мусоросжигательных заводов «Чистая страна», оператором которого стала «дочка» «Ростеха» компания «РТ-инвест». Власти Московской области утверждают, что альтернатив мусоросжиганию нет.
Экспертное сообщество не согласно с мнением властей, там настаивают на необходимости строительства мусороперерабатывающих заводов, поскольку сжигание мусора неэффективно и более затратно.
«Мусоросортировка объективно полезнее, потому что появляются полезные фракции, они не сжигаются. Плюс мусоросжигающие заводы несут вред населению. Пока что это дискуссионный вопрос. Оператором проекта «Чистая страна» являются «Ростехнологии» — на мой взгляд, чистое лоббирование», — заявил Владислав Жуков.