Диалог между Международным олимпийским комитетом (МОК) и киберспортом начался не так уж и давно ― летом 2018 года. Тогда же была сформирована и специальная группа, координирующая взаимоотношения обеих сторон, ― Esports liaison group (ELG). Однако в течение двух лет взаимодействие больше напоминало американские горки: попытки МОК интегрировать киберспорт в свои мероприятия сменялись заявлениями о том, что никаких перспектив включения в олимпийскую программу не было и нет. Всему виной ― насилие в некоторых популярных играх, которое никак не согласуется с идеологией МОК. Но коронавирус вмешался и в эту историю: теперь Томас Бах призывает спортивные федерации «срочно задуматься» о том, как они могут работать с виртуальной версией своих видов и издателями игр.
«Нужно разбираться с тем, что социальное дистанцирование может значить для наших отношений с киберспортом», ― написал глава МОК Томас Бах в своем открытом письме олимпийскому движению Olympism and Corona.
Он также похвалил те федерации, которые в условиях пандемии не растерялись и уже организовали турниры онлайн. Среди них оказались, например, теннисисты, которые успешно провели свой Stay At Home Slam с участием Марии Шараповой, Серены Уильямс, Наоми Осаки и других звезд. Комментировал матчи легендарный Джон Макинрой, который после отмечал, что никогда бы не подумал, что этот день настанет.
Теннисное начинание в киберспорте, возможно, давно назрело. Ведь многие ведущие профессиональные спортивные организации мира, такие как NBA, Formula One и FIFA, имеют в своем активе лицензионные соглашения с ведущими разработчиками видеоигр: Electronic Arts, 2K или Codemasters. Все они воспользовались ситуацией, запустив виртуальные лиги, гонки и турниры, где часто соревнуются знаменитости от спорта и шоу-бизнеса.
Быстрый старт
Томас Бах не просто так упомянул о необходимости разобраться в отношениях с киберспортом. Притом что два года назад стороны начали движения навстречу друг другу ― продвинуться далеко не получилось.
В июле 2018 года состоялся первый киберспортивный форум в Олимпийском музее в Лозанне. В Швейцарию тогда прибыли порядка 150 представителей индустрии, включая крупных разработчиков игр, таких как Riot Games, Epic Games и Blizzard. Вместе с ними на форуме присутствовали международные и национальные спортивные федерации, спортсмены, официальные партнеры и даже бродкастеры.
Во время мероприятия было сказано очень много о том, что олимпийское движение и киберспорт разделяют множество ценностей и что необходимо найти опорные точки, которые помогут включить виртуальные турниры в олимпийскую программу. Для этого и было создано связующее звено в виде ELG, которое должно было искать ответы на все проблемные вопросы.
Эту группу возглавил президент Международного союза велосипедистов (UCI) Давид Лаппартьен. Выбор был не случайным: у UCI сформировались крепкие связи с компанией Zwift ― разработчиком многопользовательской онлайн-программы по велоспорту и бегу, которая позволяет тренироваться и соревноваться в виртуальном мире. У обеих сторон большие планы на следующий год ― полноценный чемпионат мира по виртуальному велоспорту под эгидой UCI.
Остаток 2018 года члены ELG провели на всевозможных официальных встречах и ассамблеях. А в августе киберспорт дебютировал под олимпийским флагом на XVIII Азиатских играх в Индонезии, где участники бились за звание лучших в League of Legends, Hearthstone, Starcraft II, Clash Royale и Pro Evolution Soccer.
Олимпийский флаг ― не для всех
Несмотря на бодрое начало, дальше начались сложности. Камнем преткновения стали непосредственно сами игры. Хотя на Азиатских играх нашлось место играм совершенно разного типа, уже в 2019 году в МОК решили, что сотрудничать и интегрироваться необходимо только со спортивными симуляторами. Их, впрочем, нельзя назвать самыми популярными среди профессиональных игроков. Однако с тем, что действительно имеет широкое распространение (той же Dota 2 и уж тем более CS:GO), возникли проблемы идеологического характера.
Томас Бах заявил, что все, где присутствует насилие, ― идет вразрез с олимпийскими идеалами, а значит, таким играм никогда не стать частью программы. По словам президента МОК, любая киберспортивная интеграция должна продвигать соответствующие ценности, включая гендерное равенство, и отвечать всем требованиям регламента. Поэтому виртуальная дверь оказалась открыта для таких тайтлов, как FIFA, MLB The Show и NBA 2K, представляющие футбол, бейсбол и баскетбол соответственно. Что касается игр, не коррелирующих с реальными видами спорта, то здесь МОК предложил концентрировать внимание не на продукте, а непосредственно на геймерах.
Все эти компромиссы нужны МОК в первую очередь для того, чтобы не упустить из виду многомиллионную армию любителей компьютерных игр. Аудитория Олимпийских игр стареет, и спортивное руководство уже давно ищет пути выхода из ситуации. С одной стороны, в программе появляются такие молодежные виды, как скейтбординг и баскетбол 3х3, с другой ― Томас Бах как раз рассчитывает на киберспорт.
Согласно отчету, озвученному Лаппартьеном на сессии МОК в январе 2020 года, в мире насчитывается 2,2 миллиарда геймеров, среди которых 150 миллионов ― активные киберспортсмены. А 75% молодых людей от 12 от 17 лет играют в те или иные компьютерные игры. Эти привлекательные цифры Томас Бах и хотел бы конвертировать в пользу МОК. На этой же сессии он заявил, что киберспорт действительно можно рассматривать как кандидата на включение в олимпийскую программу. Вопрос только в том, когда именно придет этот день.
Что касается других представителей Международного олимпийского комитета, то их отношение к совместному будущему киберспорта и олимпийского движения весьма скептическое. Ричард Паунд, который любит критиковать не только российский допинг, заявил, что проблема заключается в том, что «организация из XIX века пытается иметь дело с феноменом из XXI века», а значит, необходимо быть очень аккуратными. По его мнению, такое активное заигрывание с виртуальным миром может очень дорого обойтись МОК. А Елена Исинбаева и вовсе высказала опасения, что вряд ли киберспортсменам интересно участие в Олимпийских играх или нахождение под «олимпийским зонтом».
Тем не менее олимпийским чиновникам снова пришлось заговорить о киберспорте из-за вмешательства коронавируса. Член исполкома Международной федерации киберспорта (IESF) Идо Брош рассказал Daily Storm, что на сегодняшний момент диалог с МОК идет в том же режиме:
«IESF продолжает работу со всеми вовлеченными организациями, чтобы и дальше продвигать киберспорт как реальный и общепризнанный. Мы делаем это, чтобы у киберспортсменов были точно такие же права, как и у других атлетов, с точки зрения получения тех или иных привилегий, позволяющих фокусироваться на развитии своего таланта».
Идо Брош также отметил, что, несмотря на готовность сотрудничать и быть частью событий под эгидой МОК, киберспорту все же должно быть отведено особое место, которое позволит ему быть в центре внимания:
«Мы здесь не для того, чтобы заменить привычный спорт. Скорее, затем, чтобы усилить позиции спортивного сообщества и сделать атмосферу соревнования доступной для более широкой аудитории. Важно помнить, что киберспорт состоит из множества игр. Каждая игра и каждое событие имеют свою собственную фан-базу среди общего числа геймеров».