Последние несколько дней главного авиаперевозчика страны обсуждают в основном в контексте истории с толстым котом и отобранными милями у хозяина четвероногого. Но если взглянуть на все осенние авиационные новости, проявляется другая проблема «Аэрофлота» — тарифы для отдельных категорий пассажиров. В сентябре авиакомпания пыталась скорректировать «плоский» тариф для дальневосточников. В ноябре у «Аэрофлота» началось противостояние с Госдумой: у перевозчика с аппаратом Думы заключен двухлетний госконтракт на 50 миллионов рублей, по которому депутаты летают в командировки. Но стоимость конкретных перелетов в соглашении не прописана, и, как рассказали Daily Storm собеседники в Госдуме, зачастую она оказывается заоблачной.
Лучшая авиакомпания Восточной Европы и, возможно, самый узнаваемый авиационный бренд в мире — «Аэрофлот» — перманентно на что-то жалуется: то на демпинг на рынке авиаперевозок, то на Шереметьевскую таможню и ее запрет на транзит санкционной продукции из ЕС в Азию через аэропорт, то на убыточные тарифы.
В середине ноября на совете Государственной думы поднимался вопрос о постоянном повышении тарифов на перелеты депутатов к местам командирования. У аппарата Госдумы и «Аэрофлота» заключен государственный контракт на сумму 50 миллионов рублей на два года, в рамках которого 25 миллионов предназначались на 2018 год, еще 25 миллионов уже были выплачены компании в 2019-м (последний транш прошел в сентябре).
По условиям договора сумма контракта жестко закреплена и не может меняться в сторону увеличения, а предоставление авиабилетов возможно только при наличии средств на счету заказчика. Заключая такое корпоративное соглашение, «Аэрофлот» тем самым предоставляет авиабилеты по специальным тарифам, которые, однако, в договоре не прописываются. Для этого Госдуме необходимо ежемесячно проводить авансовый платеж в размере 2,5 миллиона рублей.
При этом специальный тариф — не равно фиксированный тариф. Расклад, когда суммарный бюджет на билеты не меняется, а стоимость конкретных перелетов растет быстрее ожиданий, грозит вылиться в ситуацию, при которой деньги на счету закончатся раньше срока и оформлять проездные документы в командировки будет не на что.
Ресурс — государственный, так что фактически авиаперевозчик пытается заработать на налоговых отчислениях граждан в казну. В октябре 2018 года аппарат Госдумы был вынужден подписать с «Аэрофлотом» еще один аналогичный по содержанию договор, только уже на 10 миллионов рублей. В итоге заказчик выплатил девять, и уже в июне 2019 года была подписана бумага о прекращении договора по взаимному согласию сторон. Получается, что конечная стоимость перелетов за 2018 год составила не 25 миллионов, а 34 миллиона рублей.
«Мы продолжим этот разговор [о тарифах], потому что это все надо упорядочивать — билетов не хватает, билеты дорогие. Получается, что на один и тот же рейс цена все время меняется. К примеру, в советское время билет Москва — Новосибирск стоил 28 рублей, и все это четко и ясно знали. Здесь же все разное. В чем дело? Нельзя так авиакомпаниям наживаться на всем. Да и пределов этому нет — значит, надо ставить все на место», — прокомментировал Daily Storm депутат Госдумы и председатель комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов.
Депутат отметил, что подобная проблема наблюдается не только в сфере авиаперевозок. Например, региональные администрации, которым не хватает автомобилей, заключают контракты с занимающимися перевозками компаниями и в итоге сталкиваются с такой же непрозрачной тарифной политикой.
Daily Storm также направил официальный запрос авиаперевозчику по вопросу роста стоимости билетов для депутатов, но на момент выхода материала ответ не был получен.
До этого проблема тарифов у «Аэрофлота» поднималась в сентябре текущего года, когда не были открыты продажи билетов в Дальневосточный федеральный округ на 2020 год по так называемым плоским, то есть доступным фиксированным тарифам, введенным в 2015 году для тех, кто живет и работает в ДФО. Случилось это потому, что компания не договорилась с Министерством транспорта о продаже билетов этого типа, так как они убыточны для «Аэрофлота».
В итоге тариф был проиндексирован на 4,3% и по крайней мере в 2020 году будет доступен для граждан. Однако в Минтрансе хотят пересмотреть саму концепцию фиксированных тарифов, которые, с одной стороны, делают перелеты в дальние регионы более доступными, с другой — сводят к нулю какие-либо возможности для конкуренции. Сейчас в ДФО кроме «Аэрофлота» не летает больше ни одна компания. Когда-то это делали «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа», но этих перевозчиков больше нет, как и полетов на Дальний Восток.
Полностью отменить невыгодные «плоские» тарифы перевозчик просил и Владимира Путина, но на ВЭФ-2019 президент ответил, что это ответственность авиакомпании перед дальневосточниками.
15 ноября стало известно, что «Аэрофлот» прекратил обслуживание пассажиров в бизнес-зале аэропорта Новосибирска. Это один из 23 региональных воздушных гаваней, в лаунжи которых больше нельзя попасть по золотым картам лояльности. Компания объясняет это тем, что качество услуг не соответствует цене за обслуживание. Вместо этого «Аэрофлот» теперь будет начислять таким пассажирам по 3000 бонусных миль.
Перевозчик пытался договориться с аэропортами о снижении цены за обслуживание, однако согласились не все. Важно, что «Аэрофлот» просил об одинаково низкой цене как для владельцев золотых карт, так и платиновых, но аэропорты оказались не готовы к такому шагу. Источники «Коммерсантъ» высказывали предположение, что на самом деле главное стремление перевозчика состояло как раз таки в том, чтобы полностью исключить обслуживание «золотых» пассажиров в бизнес-залах: их гораздо больше, чем платиновых, соответственно, и сервисы для них обходятся компании в копеечку.
***
Пока мы готовили этот текст, стало известно, что «Аэрофлот» попросил руководство Континентальной хоккейной лиги убрать из официального аккаунта в Instagram пост про тренировку толстого кота с владивостокским ХК «Адмирал». В КХЛ, правда, публикацию не сняли.