Подросток из Стерлитамака Артем Тагиров пришел в школу с оружием, напал на учительницу и одноклассников, а затем попытался поджечь здание. План нападения он вынашивал не меньше года. 16 апреля на анонимном форуме 2ch («двач») была создана тема, там опубликованы скриншоты переписки школьника, где тот рассказывал о подготовке массового убийства. Пользователи форума высмеяли подростка, не восприняв его намерения серьезно. За день до трагедии Тагиров написал нескольким ученикам, чтобы они не приходили в школу 18-го числа. Одноклассники восприняли рекомендации как шутку. «Шторм» выяснил, почему информация о «школьных терактах» в нашем обществе не воспринимается всерьез.
В школе №1 города Стерлитамак в среду, 18 апреля, случился очередной российский «колумбайн» — уже третий в стране в текущем году. Артем Тагиров, ученик 9-го класса, пронес в школу нож и бутылку с бензином. Зайдя в свой класс на урок информатики, подросток ударил ножом педагога Екатерину Першину. После он расплескал бензин из бутылки и поджег помещение. В здании начался пожар. Тагиров ранил одноклассницу Юлию Фролову, а затем попытался перерезать себе горло канцелярским ножом.
В результате нападения пострадали (кроме самого Тагирова) три человека: еще одна ученица во время пожара выпрыгнула из окна и получила несколько переломов. В отношении Артема Тагирова следователи возбудили уголовное дело по статье о покушении на убийство. Сообщается, что школьник обучался в коррекционном классе и состоял на учете в психоневрологическом диспансере.
Как только стало известно о стерлитамакском «колумбайне», в интернете стали всплывать переписки из социальных сетей, где Тагиров сообщал своим друзьям, что ненавидит своих одноклассников и хочет прийти с оружием в школу и убить их. Друзья, судя по перепискам, не пытались отговорить парня или просто не верили, что он говорит серьезно.
В переписках Артем сообщал, что является «колумбайнером» — последователем двух американских подростков — Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые в апреле 1999 года напали на школу «Колумбайн». В результате той атаки погибли 15 человек и 23 были ранены. Кстати, изначально Тагиров планировал напасть на школу 20 апреля — в этот же день случилась трагедия в Колорадо.
Информация о готовящемся преступлении появилась на анонимном форуме 2ch («двач») за два дня до атаки. 16 апреля один из пользователей создал тред, сообщив о том, что некий школьник собирается устроить нападение на школу в Стерлитамаке, сопроводив это скриншотами переписок. Диалоги датируются еще 2017 годом. В переписках, выложенных на «двач», Артем рассказывал своему другу, что хочет убить как можно больше людей, с удовольствием обсуждал, как убьет учительницу и оставит ее маленького ребенка без матери. Также в переписке Артем жаловался на своих родителей, которым наплевать на его психические расстройства: «У меня психика сломана, родителям пофиг, никто не хочет мне помочь». Рядом с угрозами Артем поместил фотографию школы №1, где он собирался совершить массовое убийство.
Во время обсуждения некоторые из пользователей предлагали оставить обращение на сайте МВД или предать информацию большей огласке, чтобы предотвратить нападение. Однако большинство посетителей форума высмеивали школьника, уверенные, что это пустые слова и «этот анимешник ничего не сможет сделать».
За день до произошедшего Тагиров с фейковой страницы во «ВКонтакте» посоветовал своей однокласснице не идти в школу 18 апреля, предупредив, что там будет «сюрприз». Девушка не прислушалась к совету школьника. Другой одноклассник воспринял это как шутку и порекомендовал Тагирову пойти «участвовать в КВН». В ответ на это Артем пообещал пристрелить парня.
Попытка массового убийства в Стерлитамаке показала нехорошую тенденцию, замеченную в предыдущих российских «колумбайнах»: люди зачастую не воспринимают всерьез сообщения о готовящихся нападениях или терактах. Например, в Улан-Удэ, когда подросток с топором и «коктейлем Молотова» ворвался в школу, избил нескольких учеников и поджег класс. Перед нападением он тоже писал однокласснице, что 19 января в школе «будет мясо». Та проигнорировала предупреждение.
И если пренебрежение школьных товарищей к таким заявлениям можно как-то объяснить («Я его знала как человека, который и мухи не обидит», — рассказывает одноклассница Артема), то бездействие общества понять сложнее.
Мы попытались разобраться, что является причиной такого равнодушия и игнорирования информации о готовящихся нападениях. С одной стороны, это связано с человеческой природой и присуще всем людям. С другой — характерно именно для российского общества.
«Люди не склонны подходить близко к краю и заглядывать в бездну. Мало кто живет в ожидании каких-то катаклизмов. То есть резня в школе — это катаклизм, что-то такое, за гранью. Например, дети считают, что неприятности, с которыми они столкнутся, будут в виде двойки на уроке или родители не дадут денег на новый PlayStation. Жить в ожидании каких-то катаклизмов чревато депрессией, мрачным мировосприятием, то есть это совершенно особый склад должен быть у человека, чтобы он был к этому постоянно готов», — объясняет ведущий эксперт фонда «Центр политических технологий» психолог и социолог Алексей Рощин.
Он объяснил, что массовая культура воспитывает общество в атмосфере легкости и позитива. Масскульт, по словам эксперта, приучает воспринимать жизнь как легкое шоу, которое непрерывно кипит вокруг. Люди не хотят читать серьезных книг или смотреть серьезных фильмов, аргументируя это тем, что «фильм слишком грустный, а я не хочу грустить». Печальные альтернативы не рассматриваются социумом по определению.
Говоря о характерных для России причин, в первую очередь эксперт отметил тот факт, что люди не ощущают ответственности перед остальными.
«Я вот в школу не хожу, поэтому зачем мне нужно сообщать кому-то об этом?! Ну, порежут кого-то, им просто не повезло, а я-то тут при чем? Для того чтобы реагировать на подобного рода вещи, надо ощущать связь свою с этими учениками школы, жителями какого-то города», — поясняет эксперт.
Также Рощин посчитал важным то, что россияне слабо интересуются средствами массовой информации. По его словам, для многих граждан просто не существует тех вещей, которые обсуждают между собой журналисты, политологи и социологи.
«Просто очень слабо развит интерес общества к СМИ. Это приводит к тому, что люди многого не знают. То есть мы — журналисты, политологи — считаем, что в стране стране ситуация напряженная, в школах постоянно резня, а для большого числа сограждан ничего этого не было. И они не понимают, из-за чего нужно волноваться. Я это вам говорю как практикующий социолог, проводивший исследования в народных массах. Для них это просто странные высказывания паренька, которые не имеют никаких коннотаций», — рассказывает Рощин.
Довольно важный фактор, по его мнению, — влияние на общество тюремных понятий. У нас в стране — высокий уровень недоверия к правоохранительным органам: многие считают, что пойти жаловаться в полицию — «западло».
«Человек эту альтернативу — пойти и пожаловаться в органы — в своем списке возможностей ставит на последние места. Полиции не доверяет феноменальное количество населения, люди не считают, что правоохранители будут что-то делать. Во-вторых, это воспринимается как дело крайне хлопотное, и что потом в итоге тебя самого и обвинят», — констатирует эксперт.
В качестве примера правильно функционирующего гражданского общества можно привести недавний случай в США.
Американский футболист из New England Patriots Джулиан Эдельман увидел под одной из своих публикаций в Instagram комментарий: «Скоро я устрою стрельбу в своей школе. Следите за новостями!» Помощник спортсмена сообщил об этом в полицию. Вскоре правоохранительные органы США вычислили IP-адрес автора комментария и получили ордер на обыск дома. Автором заявления оказался 14-летний школьник, в квартире у него нашли две винтовки. В данный момент на подростка заведено уголовное дело, его обвиняют в ложном сообщении об угрозе теракта.
«В Америке больше интереса у людей к средствам массовой информации, люди в курсе того, что происходит. В американском обществе сильнее горизонтальные связи между людьми. То есть люди воспринимают себя членами некоего сообщества, где каждый защищает каждого и от этого всем становится лучше, — говорит Алексей Рощин. — У нас же связи между людьми гораздо слабее, поскольку им негде проявляться. Выборы — это чисто формальность, митинги запрещены, каких-то клубов по интересам или, например, ассоциаций родителей практически не существует. В принципе, люди не ощущают себя связанными друг с другом».
Подводя итог, Рощин отметил, что исправить российское общество можно только тогда, когда у людей появится возможность вести реальную общественно-политическую жизнь.
«Если люди поймут, что они живут внутри общества, а не где-то на хуторе, где вокруг дикие звери в виде их же сверстников гуляют, то тогда изменится отношение к этим сверстникам», — заключил Рощин.