Компания «Уралкалий» (ее основной акционер — Дмитрий Мазепин) в течение августа пыталась приобрести находящуюся в финансовом кризисе команду «Формулы-1» Force India. Позицию пилота по развитию (тестера) в этой конюшне занимает сын Мазепина — Никита. Переговоры о покупке провалились. Актив достался другому миллиардеру — канадцу Лоуренсу Строллу, чей сын Лэнс выступает за Williams. Аналитики из мира автоспорта уверены, что теперь Строллу-младшему гарантировано место в Force India, чьи машины пока гораздо быстрее, чем у Williams. Никите Мазепину предстоит и дальше работать на тестах. Но он не единственный талантливый российский пилот, чей отец может позволить купить сыну места в «больших призах».
«Я не буду подталкивать ни одного из своих четырех детей к автоспорту. Потому что мне не кажется, что это хороший выбор для карьеры: вам нужно иметь денег столько же, сколько есть у Стролла, чтобы попасть в гонки», — говорит чемпион мира в классе «Формула-1» канадец Жак Вильнев.
Бывшего гонщика Williams часто критикуют за эпатажные высказывания, но признают, что он один из немногих в мире больших гонок, кто не боится говорить правду.
«Теперь вовсе не талант является тем решающим фактором, из-за которого вы получаете шанс гоняться. Где угодно. Приходится тратить по 200-300 тысяч долларов на картинг, чтобы просто попасть в поле зрения людей из «Формулы-1», — продолжает Жак.
К счастью, в России есть те, кто готов платить не только 200-300 тысяч долларов. «Шторм» составил подборку самых богатых отцов российских гонщиков.
Никита и Дмитрий Мазепины
Состояние Дмитрия Мазепина, по версии Forbes, составляет 7,7 миллиарда долларов США. Это ставит акционера «Уралхима» и «Уралкалия» на первую строчку в нашем списке.
«Уралкалий» в определенном смысле для российского бизнеса — кузница спортивных кадров. Акциями компании владели Сулейман Керимов, сумевший заманить в махачкалинский «Анжи» футбольных звезд первой величины, и Михаил Прохоров, совладелец команды НБА «Бруклин Нетс».
В 2018 году и Дмитрий Мазепин решил прийти в мир спорта. Слухи о покупке им Force India ходили еще с конца июля, когда в команде начался кризис и она попала под внешнее управление. Несмотря на решение о передаче акций консорциуму Лоуренса Стролла, «Уралкалий» окончательно от покупки Force India не отказался.
Никита Мазепин, помимо того что является гонщиком по развитию Force India, единственный из россиян выступает в чемпионате GP3 (третья по престижу гоночная серия после «Формулы-1» и «Формулы-2»).
Он — один из четырех гонщиков сильнейшей команды серии ART Grand Prix. Никита Мазепин занимает в текущем сезоне четвертое место, в то время как его напарники Антуан Юбер и Каллум Илотт — первое и второе с большим отрывом по очкам. В 2016-2017 годах Никита ездил в европейских сериях «Формулы Renault 2.0» и «Формулы-3», где по итогам сезона он занял третье место.
В Force India Никита занимает позицию тест-драйвера уже третий год.
Артем и Валерий Маркеловы
Вторую позицию занимает Валерий Маркелов, которого Forbes в 2018 году поставил на первую строчку своего рейтинга «Короли госзаказа». Правда, не одного, а в компании Андрея Крапивина, бывшего советника руководителя РЖД Владимира Якунина, а также бизнемена Бориса Ушеровича.
Связанные с ними компании — «1520», «Росжелдорпроект» и «Ленгипрогаз» — получили в 2017 году контракты на 218 миллиардов рублей. Основным заказчиком были РЖД.
Артем Маркелов уже пятый по счету сезон проводит за команду Russian Time («Русское время») в чемпионатах «Формула-2» (до 2017 года серия называлась GP2). Лучшим для него стал прошлый сезон, по результатам которого он стал вторым, уступив только монегаску Шарлю Леклеру, блестяще выступающему сейчас за Sauber в «Формуле-1».
До 2017 года Артем не блистал, уступив в чемпионате Пьеру Гасли, Антонио Джовинаци, Сергею Сироткину и Стоффелю Вандорну.
В сезоне-2018 Артем занимает четвертую позицию (здесь нужно сделать скидку на то, что у Russian Time в этом году не самая быстрая машина) и исполняет обязанности тест-пилота команды «Формулы-1» Renault.
Роберт и Михаил Шварцманы
Михаил Шварцман — владелец одной из крупнейших в России сетей цветочных магазинов, работающих под брендом «Цветоптторг».
В интервью изданию «Фонтанка» Михаил Шварцман рассказал, во сколько, по его мнению, обходятся занятия ребенка картингом:
«Если вы хотите заниматься спортивным картингом, изначально ребенку я рекомендую купить два шасси, два моторчика, иметь механика и тренера. Это с самых молодых ногтей. Картинг — это еще не так дорого, как «Формула», но все равно для простого обывателя даже картинг — очень дорогое удовольствие. На сегодняшний день вот этот начальный комплект для ребенка, который я назвал, обойдется где-то в 10 тысяч евро. Ну и выезды, и тренировки — это тоже все стоит денег. Но картинг по затратам — это еще цветочки».
Роберт Шварцман — один из гонщиков молодежной академии Ferrari. В сезоне-2018 он выступает в европейской серии «Формула-3», где в общем зачете занимает скромное девятое место. Но в зачете новичков идет на втором, уступая только эстонцу Юри Випсу 20 очков.
Александры Смоляры
Александр Смоляр — бизнесмен из Южно-Сахалинска, занимавшийся оптовой торговлей рыбой на Дальнем Востоке и в Подмосковье. Сейчас он работает над водно-спортивным комплексом «Аква Сити» в Южно-Сахалинске, крупнейшим в регионе.
Смоляр — руководитель службы заказчика ООО «Городская управляющая компания», получившего подряд на «Аква Сити» от Минэкономразвития Сахалинской области на три миллиарда рублей.
Александр Смоляр — младший в 2018 году выступает в серии Formula Renault Eurocup и занимает пока скромное 14-е место. Однако в первой гонке в итальянской Монце он сумел отличиться и занять четвертую позицию, в одной ступени от подиума.
SMP Racing
Александр Смоляр — младший и Роберт Шварцман, несмотря на богатых родителей, пользуются спонсорской поддержкой Бориса Ротенберга. Они являются членами его программы SMP Racing — наряду с Сергеем Сироткиным, Михаилом Алешиным и молодыми, но не слишком богатыми Егором Оруджевым и Матевосом Исаакяном.
SMP Racing — для начинающих российских гонщиков едва ли не единственная возможность пробиться в мир больших призов. Именно благодаря поддержке SMP Racing Сергею Сироткину удалось заключить контракт с Williams.
Минус программы — то, что спонсорские деньги не бесконечны, и в отличие от богатых отцов, поддержку получают только те гонщики, кто гарантированно может показать высокий результат. Те же Исаакян и Оруджев в «формульных» сериях не сумели выбраться из категории «перспективных», и в 2018 году их отправили выступать в гонках на выносливость.