В рамках программы по сносу ветхого жилья в Москве в 2009 году был снесен жилой дом по адресу: Нижегородская улица, дом 7, корп. 5. Здание было снято с учета Росреестра, а собственникам квартир Москва предоставила жилье в других домах. Однако спустя несколько лет бывшим жильцам снесенного корпуса начали приходить счета из ФНС с требованиями заплатить налоги за несуществующие квартиры.
Пост в Facebook с заголовком «Может ли воздух платить налоги?» разместила москвичка Юлия Скрипниченко. Она рассказала о том, как ей и ее бывшим соседям начали приходить налоговые квитанции за жилье, которого нет. Представители ФНС требуют с жильцов заплатить налоги за 2015-2017 годы, хотя само здание было снесено в 2009-м.
«В 2017 году пришла квитанция от налоговой службы ФНС №9 о том, что есть задолженность по налогу за квартиру, которая прекратила свое существование путем сноса дома по адресу ул. Нижегородская д. 7, корпус 5, вместе с налогом на существующую квартиру, полученную в счет компенсации за снесенный дом. Решили разобраться, как это так вообще. Стали писать во все инстанции о том, как начислен налог на несуществующий объект налогообложения. В ответ получаем только то, что согласно статьям Налогового кодекса и законодательства РФ начисление налога является законным», — пишет девушка в своем Facebook.
Жители дома обратились в налоговую и сообщили, что дом был снесен. Однако представителей ФНС этот факт не смутил, но на всякий случай они предложили предоставить справку из БТИ (бюро технической инвентаризации).
В БТИ документ о сносе здания выдали. Сотрудникам ИФНС №9 и этого оказалось недостаточно. В налоговой посчитали, что дополнительно к этому жителям необходимо предоставить документ из Росреестра.
В Росреестре выяснилось, что снесенный дом был снова поставлен на кадастровый учет.
«Я сделала выписку на сайте по своей квартире и выяснила, что она стоит на учете с 2014 года. Есть кадастровая стоимость. Оценку проводила компания «Ко Инвест», — рассказала «Шторму» Юлия Скрипниченко. — Как они занимались оценкой квартир в доме, которого нет?» — удивляется девушка.
В компании «Ко Инвест» сообщили «Шторму», что оценка имущества проходила исключительно по документам, предоставленным Росреестром.
«Нам прислали документы, мы сделали оценку, — объяснили «Шторму» представители компании. — Это была массовая оценка по всей России, никаких выездов не осуществлялось».
Жителями дома-«фантома» была создана инициативная группа, которая коллективно обратилась в Росреестр. Там выяснилось, что дом действительно был снят с учета, однако в 2014 году каким-то образом снова оказался на учете.
Собственникам пришлось писать заявления в Росреестр с просьбой снять квартиры с учета. Отчуждение имущества зарегистрировали в феврале 2018 года, однако за последние три года налоговая требует заплатить. Добиться внятных ответов от Росреестра у собственников не удалось несмотря на документы из департамента имущества г. Москвы о том, что здание снесено.
«Тогда они [сотрудники налоговой] сказали, что мы по какому-то закону должны были написать отказ от жилья, — поделился еще один бывший собственник жилья Валерий Куницын. — Тут непонятно, почему мы должны что-то писать, если у нас есть документ из правительства Москвы, где говорится о том, что права собственности на дом в связи с его сносом переходит городу. В документе четко говорится о том, что мы все свои обязательства выполнили. Деньги с нас требуют совершенно ни за что».
Куныцин рассказал, что ему звонят сотрудники ИФНС №9 с требованиями выплатить налоговую задолженность и угрожая блокировкой счетов.
Сейчас инициативная группа собирается отправить коллективную жалобу в администрацию президента.
Оперативного комментария в Федеральной налоговой службе получить не удалось. В пресс-службе ведомства сообщили «Шторму», что не могут обсуждать ситуацию в конкретном случае и предложили задать общие вопросы.
Эксперт-методист по информатизации ЖКХ Владимир Рязанский сообщил «Шторму», что это не единственный случай, когда собственники вынуждены платить налоги за снесенные дома.
«Такие технические ошибки вполне возможны. Регулярно такие случаи бывают — это из-за совмещения баз данных: просто всплыли какие-то права, которые не были ликвидированы по факту перехода. Оспорить удается, требования налоговиков», — объяснил Рязанский.
По словам эксперта, подобная проблема стала часто всплывать в 2017 году.
«Это происходит из-за синхронизации двух баз данных — ЕГРП и ГКН. Подобные объекты всплыли, это началось где-то в марте 2017 года. И соответственно, начались эти вот несостыковки, для исправления которых в январе-декабре 2017 года было больше 20 000 заявок в пределах Москвы, и вся налоговая в пределах Москвы».