В сентябре этого года начался очередной сезон телевизионного вещания. Прошлый ознаменовался значительными кадровыми перестановками, самой яркой из которых, пожалуй, был уход Малахова с «Первого» и закрытие телеканала «Лайф». Что еще преподнесет нам отечественное медиапространство в грядущем году? Поговорим о доходах, убытках и рейтингах главных телеканалов страны, а также о том, почему интернет-СМИ впереди планеты всей.
По итогам телевизионного сезона 2016/2017 аналитическое агентство Mediascope отмечает уменьшение аудитории нескольких телеканалов из списка первой десятки мультиплекса (первые 10 кнопок на пульте).
У «России 1» рейтинг снизился с 2,16 до 2,09% (среднесуточная доля телеканала. — Примеч. «Шторма»), входящая в этот же холдинг «Россия 24» пала еще ниже — с 0,38 до 0,31%. А главный конкурент ВГТРК («Россия») — «Первый канал» — и вовсе потерпел сокрушительное поражение от оппонента.
В целом для «главного федерального» был сложный период, он упал в рейтинге с 2,13 до 1,92%. Баснословный бюджет не в силах удержать аудиторию, отсюда и идут убытки. Так, за 2016 год у «Первого» они составили 3,2 миллиарда рублей.
Хотя тыкать в «Первый» будет не столь уместно, ведь у того же самого ВГТРК убытки за 2016 год составили 114 миллионов рублей. В то время как у НТВ определенно светлая полоса, чистая прибыль составила 94 миллиона рублей. Но это скорее исключение из правил. Источник «Шторма» на одном из федеральных телеканалов сообщил, что финансовые проблемы ощущают многие.
Последняя надежда
Аналитические агентства отмечают, что в первом полугодии 2017 года среднее время просмотра телеканалов, входящих в 20 мультиплекса, снизилось на 6%. При этом доля тематических телеканалов выросла на 7%. Также положительную тенденцию показывают развлекательные каналы. К ним относятся: СТС, ТВ-3, ТНТ- 4 и «Пятница» Николая Картозии.
Среди малых телеканалов (вторая десятка) фиксируется рост у «Мира», «Спаса» и ОТР. Причем «Мир» вырос на 150%, но больше всего удивил «Спас».
Аудитория телеканала РПЦ последние два года увеличилась на 2100%. К тому же, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в 2013 году убытки составляли 32 миллиона рублей. За два года они сократились вдвое, в 2015-м составили 16 миллионов, а уже к 2016 году сократились до 209 тысяч рублей. Однако заместитель генерального директора Борис Костенко попросил нас не обращать внимания на финансовые показатели, а первый случай объяснил следующим образом.
«Это данные прошлого года. Я объясню, тут все очень просто. До определенного момента не работала программа по введению всех каналов второго мультиплекса в кабельные и спутниковые системы страны, что дало совокупную аудиторию всей абонентской базы 34 миллиона человек. Таким образом, скачок абонентской базы дал такой высокий показатель и, по сути, никакого отношения к качеству вещания не имеет», — рассказывает Костенко.
А теперь небольшая историческая справка. Принцип must carry (о котором рассказал Борис Костенко) был введен в 2015 году. Тогда все операторы телевизионной связи ввели каналы второго мультиплекса в обязательный пакет и стали транслировать их бесплатно. Это было сделано, чтобы поддержать небольшие телеканалы. В тот же год приняли еще одно решение, которое должно было облегчить жизнь представителям ТВ. Субсидирование аналогового вещания продлили вплоть до 2018 года, на это выделялось по 800 миллионов рублей в год, а за эти три года проводилась кампания по массовой цифровизации отечественного ТВ.
Что дальше?
Связывать такие показатели можно с различными причинами, но основной все же является интернет. Сеть — основной конкурент федералочки. Как бы странно ни звучало, но охват интернет-аудитории в России за последние несколько лет увеличился в разы. По данным фонда «Общественное мнение», весной 2017 года среднесуточная аудитория интернета составила 61% взрослого населения, то есть 71,6 миллиона человек (49% населения), а вот месячная доля равна 70%, то есть 56% населения страны.
Даже по самым старым данным исследований, «Яндекс» за 2014 год насчитал более шести тысяч интернет-изданий. А согласно последним данным LiveInternet, самые популярные из них ежедневно собирают миллионную аудиторию. Так, у РБК за сентябрь 2017 года было более 25 миллионов, «Комсомолка» практически достигла 29 миллионов посетителей, а РИА — 23 миллионов. И несмотря на то что охват у интернета меньше, чем у телевидения с многолетней историей, за время своего существования он сделал ощутимый скачок и вряд ли остановится на достигнутом.