St
Первым делом — перелеты
close
Первым делом — перелеты
18:58, 29 сент. 2017

Первым делом — перелеты

Крупнейший авиаперевозчик «ВИМ-авиа», переоценив свои силы, потерпел крах. Разбираемся, почему так случилось

Крупнейший авиаперевозчик «ВИМ-авиа», переоценив свои силы, потерпел крах. Разбираемся, почему так случилось

Крупнейший авиаперевозчик «ВИМ-авиа», переоценив свои силы, потерпел крах. В начале текущей недели компания заявила о прекращении выполнения всех чартерных рейсов из-за финансовых проблем. «Шторм» разбирается, куда сбежали ее владельцы, что делать пассажирам и кто получил по шапке (спойлер: глава Минтранса Максим Соколов).


В последние дни интернет разрывается от изобилия новостей и комментариев вокруг ситуации с авиаперевозчиком, замыкающим топовую десятку по пассажиропотоку. На первый взгляд, кажется, будто проблемы возникли из ниоткуда. Но это не так: «ВИМ-авиа» начала задерживать рейсы еще прошлым летом. Тогда Ростуризм вызвал на ковер топ-менеджмент компании — и ему удалось оправдаться: всему виной — лизингодатели, которые не поставили суда, необходимые для перелетов по новым маршрутам, убеждало руководство чиновников. По итогам встречи организации дали неделю на то, чтобы разобраться с задержанием регулярных и чартерных рейсов на внутренних и международных направлениях. Ей удалось это сделать.


Спустя год все повторилось, при этом число полетов пошло на убыль. Запланированные рейсы откладывались на несколько часов. Позже выяснилось, что у «ВИМ-авиа» есть миллиардный долг за топливо перед Домодедово, поэтому аэропорт отказался продолжать обслуживание рейсов. Аналогичные отношения складываются между авиаперевозчиком и рядом зарубежных воздушных портов. «ВИМ-авиа» заявила, что не имеет средств для продолжения деятельности и прекращает выполнять чартерные рейсы.


На совещании с членами правительства в эту среду, 27 сентября, президент Владимир Путин обратил внимание на проблему и раскритиковал работу вице-премьера Аркадия Дворковича и министра транспорта Максима Соколова, причем последний получил дисциплинарное взыскание по неполному служебному соответствию. Затем власти обязали «Аэрофлот» за свой счет профинансировать деятельность конкурента. СМИ пишут, что на это ему придется потратить почти два миллиарда рублей.

 

В свою очередь Следственный комитет завел дело об особо крупном мошенничестве против топ-менеджмента «ВИМ-авиа», им уже предъявлено обвинение в хищении более миллиона рублей. Суть в том, руководство авиакомпании, зная о нехватке денег на топливо, продолжало продавать билеты. Владельцам  — супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым — удалось бежать за границу.

 

На сегодняшний день из 40 000 туристов, которые остались с обратными билетами «ВИМ-авиа» на руках, в Россию вернулись 9 000 человек. Чиновники уже разъяснили, как возместить понесенные убытки (например, можно вернуть невозвратный билет и получить деньги за него, попробовать компенсировать моральный вред в судебном порядке и т.д.).


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

Судьба сотрудников «ВИМ-авиа»

Один из важнейших вопросов, возникших на фоне происходящего: что будет с сотрудниками авиакомпании. Корреспондент «Шторма» пообщалась с бывшим бортпроводником «ВИМ-авиа» (девушка пожелала остаться анонимной. – Примеч. «Шторма»). Она рассказала, что вместе с сотней коллег уволилась на днях. Для них сама ситуация стала полной неожиданностью, притом что в последнее время перевозчик постоянно задерживал зарплату. Несмотря на это, далеко не все спешат проститься с работодателем: «не хотят предавать» и ждут, чем дело закончится.

 

Накануне министр транспорта Максим Соколов в эфире телеканала «Россия 24» заверил: волнения беспочвенны – всем работникам «ВИМ-авиа» (их, по данным «СПАРКа», порядка тысячи), если ее обанкротят, предложат аналогичные места в российских авиакомпаниях и аэропортах.

 

Что касается самих отдыхающих, то они по-разному относятся к проблеме. Например, жительница Петербурга Ксения Селезнева, остановившаяся с мужем в Турции, пока не считает ситуацию критической, поскольку их туроператор – НТК «Интурист» — связался с ними, объяснил, что происходит, и вдобавок продлил проживание в отеле с питанием. Еще одна семья, полетевшая отдыхать в республику, оформляла поездку через другого известного туроператора — TUI. Но он, в отличие от своего конкурента, не позаботился о клиентах и оставил их один на один с проблемами. Из-за этого Роспотребнадзор уже завел в отношении компании административное дело и не исключает, что ее оштрафуют.

 

Конечно, не все туристы взаимодействуют с туроператорами. Москвичка Алина Вмир вместе с коллегами отправилась в служебную командировку в Сочи, купив билеты напрямую у «ВИМ-авиа». Как и многим другим, добираться домой им пришлось за собственный счет. По прибытии они потребовали от авиакомпании вернуть им деньги. Там, по словам собеседницы «Шторма», все вопросы оставили без ответов.

 

Самая неоднозначная ситуация произошла с жителем Воркуты Михаилом Елисеевым и его супругой: перед свадебным путешествием все в тот же Краснодарский край они приобрели билеты через сервис Aviasales. Об отмене обратного рейса их никто не оповестил, пока мужчина все самостоятельно не разузнал. Ему предложили сдать билеты, предлагали неудобные рейсы. Ребятам пришлось купить новые — вместо 10 000 рублей они заплатили все 33 000. О том, что деньги на ветер можно было не выбрасывать и улететь на самолетах «Аэрофлота» или S7, им не сказали. Но на этом история не закончилась: помимо прочего, свою поездку они застраховали в «Ингосстрахе». Попытка добиться выплаты страхового возмещения закончилась провалом: страховщик им отказал, сославшись на то, что авиаперевозчик банкротится, а это к страховому случаю не относится.


undefined
Фото: © vk.com/vim_airlines

Всем тем, кто попал в похожее положение, адвокат и кандидат юридических наук Андрей Некрасов напоминает: обязательно нужно изучать условия договора, которые содержатся как в страховом полисе, так и в правилах самой страховой компании о конкретном виде выбираемой гарантии. Обычно люди страхуют риск невылета по вине другого лица и никакой связи с банкротством не бывает. Хотя не исключено, что в правилах момент о несостоятельности прописывается. Пока же «ВИМ-авиа» не признана таковой, поэтому потребители вправе возразить тому же «Ингосстраху».


Чего ожидать 

Эксперты уверены, что точно выиграет в сложившейся ситуации «Аэрофлот». По их прогнозам, авиакомпания может получить монополию среди рейсов на Дальний Восток, а также поднять цены на перелет. Хотя в Федеральной антимонопольной службе заверили, что внутри авиасектора конкуренция сохранится.

 

Кроме того, не осталась незамеченной «порка» главой государства правительства. Глава Союза пассажиров Кирилл Янков в интервью «Яблоку» предположил, что такой шаг со стороны Путина является частью предвыборного сюжета и показательной акцией заботы о народе. Политолог Максим Лавниченко подтверждает: кабмину нанесен сильный имиджевый удар. Учитывая начало президентской кампании, отдельные члены правительства могут «не дотянуть» до выборов, подытоживает он, но сомневается, что стоит ожидать полную отставку Белого дома.