Для многих коронавирусные ограничения и самоизоляция неожиданно стали окном в мир. Онлайн-обучение, которое в связи с пандемией пришло в большинство российских школ и вузов, дает возможность получить образование людям, запертым в собственных домах еще задолго до весны 2020 года. Речь о российских инвалидах: в экономически активном возрасте таковых порядка пяти-шести миллионов, в «околостуденческом» — примерно миллион. Однако до недавнего времени лишь мизерная часть из них получала высшее или хотя бы среднее специальное образование.
До диплома дотянет лишь половина
Так, в 2019/1920 учебном году в российские высшие и средние учебные заведения поступили 17 532 молодых человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): примерно на 30% больше, нежели еще 5-10 лет назад, следует из данных Минпросвещения и Минобрнауки РФ.
Суммарное количество «обычных» студентов (без учета иностранцев) по мере сокращения населения России снижается. То есть, несмотря на неблагоприятный общедемографический тренд, каждый год наши вузы становятся все более доступными для инвалидов, их доля в стенах альма-матер растет, появляется возможность сохранить за счет новых студентов бюджетные места, а значит, и финансирование.
И это не говоря о том, что технологии дистанта готовы невероятно масштабировать учебный процесс: на видеолекции могут присутствовать и 20, и 200 человек, находящихся в разных часовых поясах, а цифровые помощники учителя — например, онлайн-тесты по итогам изученных материалов — проконтролируют усвоение пройденного.
Однако работа со студентами-инвалидами подразумевает и высочайшую подготовку преподавателей. Ведь на фоне уже упомянутой цифры в 17,5 тысячи инвалидов, поступивших в российские учебные заведения, — в том же 2020 году их выпускниками стали лишь 8940 молодых специалистов с ОВЗ.
Почти половина из них не дошла до диплома не только по состоянию здоровья. Порой «особые» люди просто утрачивают мотивацию к учебе, особенно глядя на «обычных» сверстников, за которыми, по мнению некоторых инвалидов, просто не угнаться.
То есть преподаватель в новых условиях должен не только владеть специфическими навыками чтения лекций в дистанте, но и понимать психологические особенности «необычных» студентов, уметь мотивировать их, избегать натягивания оценок из ложной жалости — и других подводных камней.
От грантов Минобра толк есть
Именно эти проблемы помогает решить уникальная программа дополнительного образования под сложным названием «Проведение подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования». Реализует этот проект Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) в Москве. Инициатива стала возможна благодаря гранту Минобрнауки РФ в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» (часть нацпроекта «Образование»).
Благодаря этому программа полностью бесплатна, реализуется с декабря, занимает 72 часа, по окончании вручаются удостоверения о повышении квалификации. Участниками стали свыше 1600 человек: сотрудники школ, вузов, научно-производственных организаций, социально значимых НКО со всей России.
Так, из одного только Уральского федерального округа слушателями всех образовательных направлений программы стали 105 экспертов, в том числе сотрудники УрФУ имени первого президента России Б.Н. Ельцина (три человека), Южно-Уральского государственного университета (28), Курганского государственного университета (один человек) и др.
Помимо работы с инвалидами, в программе предусмотрены и два других модуля. Например, «Современные информационные технологии и электронные образовательные среды в высшем образовании и науке». Этот модуль особенно важен для аспирантов и молодых ученых — их, в частности, обучают, как пользоваться международными базами данных научных публикаций. Скажем, искать материалы на профильную тему или размещать собственные. Ведь личный индекс цитируемости в научных журналах (так называемые наукометрические показатели) — один из критериев эффективности специалиста в современном вузе.
И третий модуль — «Наука и технологии в цифровом обществе» (разработана под руководством академика РАН, декана философского факультета ГАУГН Владислава Лекторского). Здесь рассказывают о не менее важных вещах: этической составляющей цифровизации и вообще современной науки.
— «Работа в дистанте» — это не игра слов, а важнейшие философские смыслы, определяющие будущее, особенно в сфере образования и науки. Как мы теперь все увидели, нынешняя инфраструктура и управленческие модели, увы, не вполне соответствуют задачам XXI века. И список этих глобальных вызовов шире, нежели обозначен в Стратегии научно-технологического развития РФ. А ответы на большую их часть лежат прежде всего в социогуманитарной сфере — в новых подходах к теории и практике образования, — рассказал ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов. — Поэтому, реализуя данную программу, мы уверены, что «цифровизация» позволит приумножить традиции и развить сильные стороны отечественного высшего образования на основе новых технологических достижений.