St
Приключения украинских бронемашин
Как депутат Верховной рады поставляет армии Украины «пластиковые» бронеавтомобили и чешский металлолом

Приключения украинских бронемашин

Как депутат Верховной рады поставляет армии Украины «пластиковые» бронеавтомобили и чешский металлолом

Фото: © GLOBAL LOOK press/Alexander Chernykh
Фото: © GLOBAL LOOK press/Alexander Chernykh

Депутат Сергей Пашинский оказался в центре двух коррупционных скандалов, разразившихся вокруг поставок бронетехники для Вооруженных сил Украины. Связанные с народным избранником компании выкупали устаревшую технику в Чехии и выдавали за бронеавтомобили собственные кустарные разработки. В среду, 25 апреля, Национальное антикоррупционное бюро Украины начало расследование описанных в СМИ «схем».

 

Миллионы в никуда

 

В апреле украинские СМИ подробно осветили проблемы поставок бронемашин в украинскую армию и силовые структуры. Оказалось, что боевые машины пехоты и бронеавтомобили силовикам поставляют компании, связанные с главой парламентского комитета по нацбезопасности, депутатом Верховной рады Сергей Пашинским. В отношении Пашинского уже началась проверка Национального антикоррупционного бюро. Директор НАБУ Артем Сытник отметил, что бюро следил за ситуацией ранее, а информация в СМИ «совпала» с мнением следователей.


По данным украинского издания «Новое время», в 2016-2017 годах Минобороны Украины подписало договор на 200 боевых машин пехоты БМП-1АК. Согласно документу, госпредприятие «Житомирский бронетанковый завод» (ЖБЗ), входящее в состав «Укроборонпрома», должно было закупить в Польше чешские машины 1980-х годов выпуска. Все машины были произведены в рамках лицензированного чехословацкого производства и после списания достались компании Excalibur Army.



Оказалось, что чехи из Excalibur Army поставляли польской компании Wtorplast Group боевые машины пехоты по цене 20-25 тысяч евро за единицу. «Фактически это стоимость металла, они продавали их по цене металлолома», — указывает собеседник «Шторма», близкий к руководству военного ведомства Украины. Поляки разбирали полученные БМП-1АК на шасси и боевые модули. Именно в таком виде боевые машины закупали украинцы. Стоимость шасси, по данным «Нового времени», которое ссылается на документы закупки, составила 99 тысяч долларов, стоимость боевого модуля — 66 тыс. долларов.


Помимо этого, украинские налогоплательщики заплатили за сборку БМП-1 на ЖБЗ. Для каждой модели сумма на сборку составила 40 тысяч долларов за единицу. Таким образом, польская Wtorplast Group потратила на закупку шесть миллионов евро, а продала устаревшие боевые машины в разобранном виде уже за 33 миллиона долларов. Еще восемь миллионов потребовалось ЖБЗ на сборку техники. Один из бизнесменов, участвовавших в поставках вооружений, подтвердил «Новому времени», что Пашинский является «конечным бенефициаром этой схемы». Эти же данные указал собеседник «Шторма», близкий к руководству военного ведомства Украины.


По словам украинских военных экспертов, даже если закрыть глаза на странное ценообразование, которое явно пахнет коррупционным сговором, то все равно непонятно, зачем Украине закупать устаревшие БМП. «На Харьковском тракторном [заводе] производят облегченный аналог БМП-1, который обошелся бы в разы дешевле. Но его почему-то не заказывают», — сетует военный эксперт Константин Машовец. Он указывает, что устаревшая техника не поможет и в АТО. По мнению экспертов из Центра анализа стратегий и технологий, закупка устаревших БМП-1АК говорит о том, что Вооруженные силы Украины растратили запас боеготовых и отремонтированных бронемашин для ведения военных действий на востоке страны.


undefined
Фото: © ru.wikipedia.org

Пластиковый бронеавтомобиль


Другой проект, с которым связан депутат Пашинский, — это закупка бронеавтомобилей «Варта». Производить новые автомобили для украинских силовиков взялась компания «Украинская бронетехника», появившаяся в 2015 году. До этого неизвестная на рынке команда из 30 человек занималась производством тары из пластмассы и носила название «Укрглавпак».


Три года назад компания перепрофилировалась на производство бронетехники. Метаморфозы случились после назначения в фирму Юрия Стасько и Александра Кузьмы. Как указывает украинский журналист Александр Дубинский, отцом Александра является Николай Кузьма, работавший с депутатом Пашинским в качестве советника по военной технике «на общественных началах». Именно Кузьма-старший, а не его сын, представлял «Варту» в декабре 2015 года коллегии из военного ведомства.


После презентации «Варту» положительно оценили военные и силовики. В качестве плюсов называли низкую стоимость автомобиля (пять миллионов гривен), легкость и дешевизну ремонта (в основе «Варты» — белорусское шасси МАЗ-5434) и простоту эксплуатации. «Машина настолько понравилась кому-то там наверху, что ее сразу же, без опытной эксплуатации, заказали для подразделения КОРД», — рассказывает близкий к Минобороны Украины источник. Для нужд Корпуса оперативного внезапного действия решено было закупить 10 бронемашин. Власти озвучивали радужные прогнозы будущих поставок: министр внутренних дел Арсен Аваков даже говорил о намерении закупить 100 единиц техники в 2015 году.


undefined
Фото: © ru.wikipedia.org

В следующем году «Украинская бронетехника» сорвала поставки для Корпуса, задержав машины на три месяца. Отсрочка не помогла компании — все 10 автомобилей были забракованы заказчиком. Как указывает Машовец, обнаружились существенные конструкционные недостатки «Варты». «Она качалась на поворотах даже на скорости в 30-40 километров в час. Кроме того, двигатель не был защищен броней, что критично для такого типа машин», — описывает эксперт. Несмотря на неудовлетворительные результаты тестов, после испытаний Национальная гвардия заключила контракт на покупку еще 40 автомобилей. Журналист Дубинский подчеркивает, что, согласно документам на закупку, стоимость «Варты» выросла с пяти до 7,15 миллиона гривен за единицу.


«Критическим в этой ситуации было включение проекта в Гособоронзаказ (ГОЗ). Компания получила стопроцентную предоплату, чего не происходило ни с одним из поставщиков», — возмущается собеседник «Шторма», знакомый с ходом закупок «Варты». После оформления ГОЗ «Украинская бронетехника» получила еще один заказ, уже от Минобороны, также на 10 автомобилей.


Все 60 машин к 2017 году так и не поставили заказчикам. К компании не применили никаких санкций. «Наоборот, им выдали госгарантию в 272,9 миллиона гривен», — отмечает собеседник «Шторма». В 2017 году испытания первой партии в подразделении КОРД завершились, и разработчики получили 74 замечания по техническому состоянию «Варты». Силовики нашли проблемы практически во всех элементах боевой машины, указывают источники «Шторма». Инженеры умудрились допустить даже политические ошибки. Так, на шасси МАЗ-5434 использовался российский двигатель ЯМЗ-236, который собирают в Ярославле. «Неудивительно, что нашли столько проблем, машину разработали за полгода всего», — считает эксперт Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец.


В результате из 99 автомобилей, за которые украинские военные уже успели заплатить, силовикам поступили только половину, да и то формально. «Остальной парк сейчас проходит «доработку», но чем она кончится — известно заранее. Недостаточная мощность двигателя, ненадежность шасси, отсутствие бронирования на важных элементах машины — это просчеты разработки, машину нужно переделывать», — полагает источник «Шторма», близкий к руководству ВСУ.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press/Maxym Marusenko

Не в помощь, а во вред

 

По мнению всех опрошенных «Штормом» украинских военных экспертов, поставки некачественной бронетехники в войска подрывают не только престиж военного ведомства, но и обороноспособность Украины. «Если эти «Варты» сейчас поставить в зону АТО, то от них ничего не останется через несколько месяцев», — прогнозирует собеседник «Шторма», близкий к Минобороны Украины. По его словам, бронеавтомобили «от Пашинского», как их называют украинские СМИ, не смогут выдержать подрыва мины или снаряда около него, а ресурс шасси не выдержит и нескольких месяцев передвижения по разбитым прифронтовым дорогам. Машовец более аккуратен в оценках. «Возможно, автомобиль еще можно доработать, но в нынешнем виде он не подходит для условий работы на востоке», — говорит он.


Что касается чешско-польских боевых машин пехоты БМП-1АК, то, как указывают опрошенные эксперты, при недостатке качественной бронетехники советские образцы отлично себя показывают в условиях конфликта на востоке. «Да, возможно, против современных средств борьбы с бронемашинами БМП-1 не кажется фаворитом, но в условиях АТО советская «броня» хорошо себя зарекомендовала», — объясняет собеседник «Шторма». Он указывает, что украинский ВПК пока не готов массово производить собственные модели боевых машин пехоты, поэтому БМП-1АК кажется «лучшим выходом из ситуации».