В столице 21 ноября открыли две ветки Московских центральных диаметров, которые должны разгрузить метро и сократить время поездки из области до центра Москвы. Маршруты оказались настолько востребованными, что в первые же дни образовался транспортный коллапс. Расчетом пассажиропотоков на МЦД занималась компания, которая принимает участие в строительстве метро до Рублевки, и специалисты МИИТ. В сумме их работа обошлась государству практически в 5 млн рублей.
В четверг, 21 ноября, начали работу два маршрута Московских центральных диаметров. Их запускали президент Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Они стали первыми пассажирами маршрута МЦД-1, который проходит от Одинцово до Лобни.
Простые пассажиры в тот день столкнулись с суровыми реалиями «сырого» проекта: желающих прокатиться по новым маршрутам оказалось так много, что на МЦД образовался транспортный коллапс. Шестивагонные «Иволги» забивались еще в пунктах отправления, из-за чего многие пассажиры в час пик просто не могли попасть в вагоны и им приходилось ждать следующий состав. На некоторых станциях сломались валидаторы. Еще один недостаток, который отмечали многие москвичи, — это увеличенный интервал движения поездов. В день открытия диаметров время ожидания составило 20 минут, хотя в штатном режиме не должно быть больше семи.
Госзакупки
Подготовка к запуску Московских центральных диаметров — с точки зрения организации пассажиропотока — началась еще летом 2018 года. Тогда Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ, «дочка» РЖД) объявил конкурс, победитель которого должен был рассчитать, сколько пассажиров будет пользоваться МЦД. Сумма контракта составила 1,4 млн рублей. Как следует из протокола, подрядчиком стало ООО «Гражданпромпроект».
Эта организация известна тем, что занимается разработкой проекта планировки линии метро до Рублевки. Ветку проведут от станции метро «Шелепиха», ее протяженность составит 19 километров.
После ИЭРТ к созданию МЦД подключился Российский университет транспорта (МИИТ). В конце 2018 года учебное заведение опубликовало четыре контракта по анализу пассажиропотока. Как следует из протоколов, размещенных на сайте госзакупок, все контракты были заключены с единственными поставщиками — подрядчиками стали преподаватели университета.
Так, Андрей Шобанов — замглавы корпоративного университета ОАО «РЖД» — получил контракт на 680 тысяч рублей. Замдиректора научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» (входит в состав РУТ (МИИТ)) Василий Куприяновский подписал соглашение на 800 тысяч рублей. Его подчиненные заработали немногим больше: специалист Дмитрий Намиот заключил договор на 980 тысяч рублей, а Артем Шаклеин получил чуть более миллиона.
Общая сумма договоров превысила 3,5 млн рублей. Согласно контракту, преподаватели занимались аналитикой в свободное от работы время.
РУТ (МИИТ) не публиковал технические задания к закупкам. Поэтому узнать детали контракта можно разве что из названий закупок. Они как раз прописаны довольно подробно. Вот, например, то, над чем работал Василий Куприяновский:
«1. Разработка методологии оценки потенциального спроса на услуги МЦД с использованием данных мобильных операторов.
2. Расчет максимального потенциального спроса на услуги МЦД-2 при сценарии использования МЦД 100% количеством людей, совершающих поездки между Москвой и Московской областью в течение суток.
3. Расчет прогнозных пассажиропотоков по остановочным пунктам МЦД-2 в разрезе 2020/2030/2045 гг.»
Валидаторы и мобильные операторы
Подробнее о работе преподавателей можно узнать из исследования, размещенного на сайте электронной библиотеки «КиберЛенинка». Там еще в 2018 году была опубликована статья «Оценка пассажиропотока для новых линий железной дороги в Московском регионе», где в качестве соавтора указан Дмитрий Намиот — специалист МИИТ.
Daily Storm связался с ним, чтобы узнать, предполагали ли исследователи, что на МЦД в первые дни работы может случиться коллапс, и предупреждали ли о нем московские власти. Однако ученый отказался от комментариев.
«Тема мне не интересна», — заявил он и оборвал разговор.
Поэтому о том, как проходило исследование, авторы которого не смогли предсказать кризис с пассажиропотоком на МЦД, можно только из опубликованной научной работы. Ее авторы заранее обозначили тот факт, что составить прогноз загруженности диаметров — сложно, так как реализацией подобных проектов в России еще никто не занимался.
Для подсчета количества человек, которые будут пользоваться МЦД, аналитики использовали несколько методик.
Основой была информация о загрузке пригородных поездов, которые и призваны были, по крайне мере частично, заменить Московские центральные диаметры, и данные о некоторых маршрутах общественного транспорта.
Также ученые вычисляли потенциальный пассажиропоток при помощи данных, полученных от мобильных операторов, и информации с валидаторов в общественном транспорте.
Сотовые компании предоставляли сведения о точках, откуда совершаются звонки утром (предположительно, из дома) и вечером (предположительно, с работы). Основываясь на информации о местоположении абонентов, специалисты могли сделать вывод, сколько человек перемещается из районов, примыкающих к железнодорожным путям.
Как говорят авторы статьи, информацию о расположении своих абонентов операторы собирают при помощи сотовых вышек: они фиксируют все звонки. Самим мобильным операторам такие данные нужны для того, чтобы выставлять пользователям счета за предоставленные услуги и проводить свою аналитику.
«Это не связано ни с каким слежением за абонентами, это чисто экономическое мероприятие. Нужно знать длительность совершенных звонков, чтобы подсчитывать их стоимость, номера, на которые совершались звонки, поскольку от этого также может зависеть их стоимость», — говорят авторы статьи.
Данные, полученные от операторов, специалисты МИИТ соотносили с информацией, которая хранится на валидаторах. Они фиксируют каждого пассажира, прислонившегося свой проездной к автомату на входе в метро или на железнодорожной станции.
Аналитики утверждают, что валидаторы предоставляют обезличенные данные, не содержащие персональной информации. Единственное, что может показать автомат, — это тип карточки: «Тройка», студенческий или льготный.
Давка и последствия
После кризиса первых дней московские власти оперативно отреагировали на ситуацию, которая сложилась вокруг МЦД. 24 ноября Сергей Собянин заявил, что первое время на Московских центральных диаметрах будут ходить двойные составы.
«В связи со значительным ростом пассажиропотока на МЦД (количество пассажиров в рабочие дни превысило полмиллиона человек) приняли решение с 25 ноября на МЦД-2 увеличить составность всех поездов до 10-11 вагонов», — написал мэр в своей социальной сети.
Он также добавил, что две следующие недели проезд на МЦД будет бесплатным.