Незадолго до того, как в повестку попал теракт в Керчи, глава Крыма Сергей Аксенов подтвердил в Facebook слухи о задержании в Москве вице-премьера региона Виталия Нахлупина. Чиновника обвинили в коррупции. Информации о суммах полученных взяток (статья 290 Уголовного кодекса) и эпизодах преступлений пока нет. «Шторм» рассказывает, кто такой Нахлупин и чем он занимался до сегодняшнего дня.
Источники РБК в правоохранительных органах и руководстве Крыма связали задержание Нахлупина с ситуацией вокруг тендеров: чиновник курировал строительство дорог и отвечал за реализацию федеральной целевой программы в этой сфере. По словам собеседников, одновременно с задержанием прошли обыски и выемка документов в республиканской Службе автомобильных дорог и «Крымавтодоре» (входят в Госкомитет дорожного хозяйства), в «Крымэнерго», «Крымгазсетях» и двух комитетах — дорожного хозяйства и конкурентной политики.
«Системная работа, направленная на очищение власти, на бескомпромиссную борьбу с коррупцией, которая начата в республике по моей инициативе, будет продолжаться, — написал по этому поводу Аксенов в Facebook. — Повторюсь: неприкасаемых нет и не будет. Важно не кто задержан, а за что».
Из бизнесмена в чиновники
Виталий Нахлупин родился в Донецкой области. Сперва отучился на стоматолога и работал по специальности, в середине 90-х годов подался в бизнес. В городе Макеевке он стал учредителем около десятка компаний, большая часть которых специализировалась на оптовой торговле («Химком», «Мактраст», «Транк», «Донецкий юридический центр»). Большая часть из них, по данным СПАРК, существует до сих и контролируется его женой Аллой Нахлупиной. К примеру, организация «Мактраст» участвует в уставном капитале частного вуза — Макеевского экономико-гуманитарного института (МЭГИ), который выпустил более 14 000 студентов.
За 2014 год семья Нахлупиных задекларировала доход в 51 миллион рублей: в собственности у них находилась квартира площадью 142 квадратных метра, несколько автомобилей, включая Mercedes, Porsche и BMW.
На официальном сайте Госсовета Крыма можно обнаружить ряд благодарностей в адрес Нахлупина: за помощь в лечении больного ребенка, благотворительность, помощь в «решении семейных проблем» и подарок в виде стиральной машины, теплых вещей и продуктов для многодетной семьи.
При Украине Нахлупин был депутатом Верховной рады Крыма. После вхождения полуострова в состав России его назначили главой комитета по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Госсовета. Тогда же правоохранительные органы Украины завели против политика уголовное дело по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Украины («Госизмена»): Нахлупина обвинили в пособничестве «оккупации Крыма». Фамилия чиновника стала известна общественности спустя год, когда он посоветовал замруководителя Росавтодора Игорю Астахову «не только смотреть выводы, но и знакомиться с внутренним наполнением» в ответ на заявление о том, что республиканские власти не отчитались о целевом назначении порядка одного миллиарда рублей.
Чиновник, как указывает пресс-служба Аксенова, контролировал реализацию программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», направленной на «интегрирование региональной экономики в экономическое пространство России» и обеспечение транспортной доступности. Целевыми показателями этой программы, в частности, считаются прирост линий электропередач, которыми занимается «Крымэнерго», где также прошли обыски.
По данным СПАРК, с 2017 года Служба автомобильных дорог Крыма, фигурирующая в деле против Нахлупина, заключила с АО «ВАД» (основные акционеры не раскрываются, держателем части акций является ее гендиректор Валерий Абрамов) три контракта на общую сумму 152 миллиарда рублей. Они касались строительства четырехполосной трассы «Таврида» (дорога из Керчи в Севастополь через Феодосию, Симферополь и Бахчисарай). В июле 2018 года Крым посетил министр транспорта РФ Евгений Дитрих, тогда же сообщалась, что трасса готова на 35%. Любопытно, что изначально стоимость проекта оценивалась в 85 миллиардов рублей.
Кроме того, в августе 2018-го обыскиваемый «Крымавтодор» получил от Службы автомобильных дорог Крыма два контракта более чем на 4,2 миллиарда рублей на содержание дорог. При этом «Крымавтодор» привлек субподрядчиков за копейки: на то, чтобы поправить деформированную проезжую часть, контрагенты получат лишь 57 миллионов рублей.