St
«Разработчики опоздали на 20 лет и вряд ли найдут деньги на реализацию «Арго»

«Разработчики опоздали на 20 лет и вряд ли найдут деньги на реализацию «Арго»

Новости о российском «убийце» Dragon Илона Маска ученые восприняли со скепсисом

Новости о российском «убийце» Dragon Илона Маска ученые восприняли со скепсисом Коллаж:© Daily Storm
Коллаж:© Daily Storm

Российская частная компания «Международные транспортные космические системы» (МТКС) объявила о планах создать дешевый возвращаемый транспортный корабль «Арго» для снабжения грузами Международной космической станции. Предполагается, что «Арго» станет конкурентом проекта Dragon Илона Маска. Журналист Daily Storm выяснил, были ли подобные проекты в России и как «Арго» сможет повлиять на развитие науки.


Что такое «Арго» 


Возвращаемый грузовой корабль повысит надежность обеспечения МКС, считает эксперт Российского института стратегических исследований Ирина Прокопенкова.

 

«У нас это первая попытка сделать грузовой возвращаемый корабль. Технически препятствий в его реализации нет — это мы видим на примере SpaceX. Вопрос именно в финансировании — удастся ли собрать необходимые средства и будет ли такой проект экономически целесообразным», — пояснила Прокопенкова.


По ее словам, такой корабль позволит выполнять на борту космической станции эксперименты и возвращать образцы на Землю, как это уже делают американцы.


«В России есть подобный «Арго» космический корабль — это «Прогресс». Разница между ними в том, что «Арго», если этот проект будет реализован, можно будет использовать много раз для доставки грузов на МКС и обратно», — считает Ирина Прокопенкова. 


При этом она подчеркнула, что остается вопросом, насколько доходным будет такой бизнес и удастся ли компании зарабатывать на этом. Ранее Россия могла возвращать грузы только посредством корабля «Союз», но у него очень маленький грузовой отсек — о серьезных экспериментах речи идти не могло.


Фото: © GLOBAL LOOK press / Roscosmos
Фото: © GLOBAL LOOK press / Roscosmos


Есть ли аналоги


За пределами РФ космический корабль аналогичного класса (то есть предназначенный для доставки грузов на МКС) существует только у США — это проект Dragon от компании SpaceX Илона Маска. Он летает с 2010 года: состоялось уже 18 запусков, семь раз корабль летал повторно. Последний запуск был в 2019 году — для корабля это был третий полет. 


«Прогресс», который Россия использует для доставки грузов на МКС сейчас, — одноразовый корабль, и возвращать грузы он не может. 


«Арго» предполагает создание грузового корабля, предназначенного исключительно для транспортного обеспечения. То есть люди на нем летать не будут.


«Кстати, у американского Dragon есть пилотируемая версия. Они изначально предполагали, что он будет многоразовым, но в итоге приняли решение не использовать его повторно, видимо, из соображений безопасности», — рассказала Прокопенкова. 


Если говорить о возвращаемых кораблях в целом, подобные проекты разрабатывались в России и США с середины XX века и предполагались как пассажирские корабли. В СССР и России был проект пассажирско-транспортного корабля «Клипер». Его разрабатывала «Энергия», но в итоге этот проект был закрыт. До стадии действующего корабля в России был доведен только проект «Буран», но наступили 1990-е годы и резко схлопнулось финансирование, в результате чего проект тоже был свернут. 


К тому же кораблей «Союз» и «Прогресс» России хватало для выполнения задач в космосе. По словам Прокопенковой, безопаснее делать одноразовый транспортный корабль. 


В США был проект «Шаттл». Он оказался очень дорог в обслуживании и слишком редко летал. «Проведение дефектовки после его возвращения с орбиты стоило очень дорого. И были большие вопросы по безопасности — у него случилось две аварии», — сказала Прокопенкова. 


На этапе проектирования и советского «Бурана», и американского «Шаттла» предполагалось, что за год будет совершаться намного больше полетов, и что они окупятся. Но было не так много стартов. В результате, по словам эксперта, один запуск «Шаттла» стоил около 500 миллионов долларов. 


«Шаттл»
«Шаттл» Фото: © Википедия



Частная компания 


«Арго» планируется реализовывать по примеру США — на основе государственно-частного партнерства. 


«Аналогичная ситуация была с компанией SpaceX. NASA приняло программу коммерциализации транспортного снабжения МКС и объявило конкурс по привлечению частных компаний. Там участвовали и SpaceX, и Boeing», — рассказала Прокопенкова. 


По ее словам, в России таких масштабных частных проектов еще не было. «Единственное, что было до этого, — компания «S7» купила «Морской старт», но они пока еще не сделали ракету, и пусков еще не было», — сказала она. 


По словам Прокопенковой, государства прибегают к использованию такой схемы в силу ограниченности ресурсов. «У государства ограниченные ресурсы. У NASA та же ситуация: у них есть свой корабль государственный, который разрабатывается за государственный счет, — пилотируемый «Орион» для исследования Луны. А для снабжения МКС они предпочли выделить деньги частникам и помочь им экспертизой и технологиями. Там очень большой объем выполняли специалисты NASA, передавались технологии, опыт. Это и позволило достаточно быстро добиться успеха. В этих компаниях работали выходцы из NASA», — сказала эксперт. 


Он никому не нужен 


Менее позитивно настроен руководитель Института космической политики Иван Моисеев. По его мнению, существующего «Прогресса» достаточно для обеспечения нужд МКС, поэтому проект «Арго» никому не нужен и вряд ли будет реализован. 


«Мы доставляем грузы «Прогрессом», американцы — своими кораблями. Ничего лишнего не нужно. У нас часто говорят о том, что что-то сделают, и представляют это как сенсацию, а все специалисты только за голову хватаются или просто смеются», — подчеркнул Моисеев. 


Иван Моисеев
Иван Моисеев Скриншот: © Daily Storm


Эксперт считает, что в реальности такой корабль невозможен. «В первую очередь потому, что он никому не нужен. Во-вторых, за него берется компания, не имеющая никакого опыта создания таких вещей. В-третьих, стоимость его настолько высока, что никогда не окупится. Это видно прямо по первому сообщению на полстраницы», — пояснил он.


По словам представителя Института космической политики, «Арго» не сможет стать конкурентом и кораблю Dragon: последний летает уже давно и обеспечивает все потребности в грузах для американского сегмента. 


«Они опоздали на 20 лет. И сделать его не смогут — у них нет ни инфраструктуры, ни персонала — ничего нет. «Арго» хотят сделать побольше, получше и подешевле, но это просто пожелания, которые ничем не подкреплены. Им просто никто не даст на это денег, а деньги нужны большие», — заключил Моисеев. 


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...