St
Революция трех W: в 90-е браузеры сделали интернет популярным, а сегодня стремятся стать «супераппами»
Главным революционером стал Mosaic, разделивший историю Сети на «до» и «после» Коллаж: © Daily Storm / Евгений Рыбкин

Революция трех W: в 90-е браузеры сделали интернет популярным, а сегодня стремятся стать «супераппами»

Главным революционером стал Mosaic, разделивший историю Сети на «до» и «после»

Коллаж: © Daily Storm / Евгений Рыбкин

22 апреля 1993 года появился знаковый интернет-браузер Mosaic ― своеобразный интернет-Ленин, совершивший революцию в Сети. Именно благодаря ему всего за два года интернет превратился из «неизвестности в повсеместность». За счет своей простоты и понятности Mosaic завоевал всеобщую любовь пользователей и популяризовал Сеть. Несмотря на недолгую жизнь, он стал прародителем других браузеров, которые существуют по сей день. Как создается «окно» в интернет и что ждет браузеры в ближайшем будущем ― в материале Daily Storm.


Старичок Mosaic хоть и не имеет гордого звания самого первого интернет-браузера, сделал для развития Сети, вероятно, больше, чем первопроходцы. Кроме того, что он поддерживал сразу несколько интернет-протоколов, он еще и был способен открывать мультимедийные файлы прямо на html-странице. Сейчас это звучит смешно и наивно, но надо помнить, как выглядел интернет в 90-е: по нынешним меркам, так же странно, как и одежда тех лет. Сеть была преимущественно текстовой, а чтобы открыть какую-либо картинку, нужно было переходить по ссылке в отдельное окно.


В какой-то момент студентам из Национального центра суперкомпьютерных приложений Иллинойского университета это все надоело и они решили сделать интернет-серфинг проще и понятнее. Тогда и появился Mosaic, который, хоть и отдаленно, но напоминал современные браузеры. Помимо показа мультимедиа на той же странице, все гиперссылки подсвечивались синим, чтобы их было проще найти, а на верхней панели появились кнопки «вперед» и «назад». То, что сейчас воспринимается как само собой разумеющееся, тогда стало настоящей революцией. 


Пользоваться браузером стало в первую очередь удобно, и это привлекло множество людей, у которых уже были персональные компьютеры и возможность выхода в Сеть. Так за два года Mosaic превратил интернет из непонятной новой технологии в нечто привычное.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St


Однако браузер жил полной жизнью не так уж и долго: в 1997 году работа по развитию Mosaic была прекращена. При этом сама суть доступного браузера для широкой аудитории осталась. Так появились популярные Netscape Navigator и Internet Explorer. Первый впоследствии переродился в Mozilla, а второй существует до сих пор, несмотря на нелюбовь многих пользователей. Mosaic можно скачать и использовать даже сейчас, правда, он уже не поддерживает JavaScript и GIF-файлы ― это значит, что многие веб-элементы просто не будут отображаться.


«Вероятно, Mosaic не отвечал бизнес-целям, так как изначально не планировался как продукт, ориентированный на получение прибыли. В целом браузер ― это достаточно сложный с точки зрения монетизации продукт. Тем более во времена Mosaic, когда IT-рынок только формировался, а новые продукты появлялись благодаря энтузиастам, а не корпорациям», ― рассказывают Daily Storm разработчики российского браузера Atom.


Mosaic
Mosaic Фото: © архивы

Сейчас Mosaic ― скорее для ностальгии, ведь недостатка в современных браузерах нет. Тем более что в отличие от прародителя их развитие не стоит на месте. Несмотря на общую основу, все браузеры отличаются друг от друга и все они постоянно дорабатываются. Но процесс гораздо более трудоемкий, чем кажется обычному пользователю. По словам разработчиков Atom, любое обновление и дополнение функционала ― это месяцы работы:


«Тут и сложности с тестированием, и большое количество ручного труда, и множество других факторов. В среднем от появления идеи добавить какую-то фичу до ее релиза проходит три-шесть месяцев. При этом размер команды не влияет на время. Если у вас больше людей, то вы можете работать над большим числом проектов одновременно, однако быстрее процесс от этого не пойдет. Поэтому обычно браузеры выдают одно-два крупных обновления в течение года».


По мере развития браузеров устоялись и основные параметры, по которым пользователи выбирают продукт для постоянного использования. За последние годы они особо не изменились ― это, как и раньше, скорость и безопасность. Но есть и определенные тренды, которые влияют на развитие такого продукта.



«К примеру, несколько лет назад, когда вырос объем интернет-рекламы, пользователи отдавали предпочтения браузерам со встроенным блокировщиком рекламы. Сейчас одна из сильных тенденций — повышенное внимание к приватности. Поэтому в Atom, например, мы добавили возможность включать режим инкогнито в соседней вкладке и удалять всю историю посещений, включая куки и остальные метки, в один клик», ― отмечают специалисты из Atom.


При этом не стоит путать приватность с безопасностью. Эксперты говорят, что безопасность у большинства современных браузеров на высоком уровне. Механизмы защиты совершенствуются особенно активно, потому что технологии не стоят на месте, в том числе и у злоумышленников. Перед первыми браузерами вопрос защиты пользовательских данных не стоял, так как защищать было особо нечего. Но когда информации, хранящейся в Сети, стало больше, а у интернет-сервисов появились платежные функции, появилась потребность в серьезной защите. Были созданы зашифрованные протоколы обмена данными, криптозащита, программы баг баунти, открытые списки опасных ресурсов и другие инструменты. А разработчикам постоянно приходится находить новые идеи, чтобы не отставать в вопросе обеспечения безопасности:


«Например, в Atom мы добавили проверку скачиваемых файлов антивирусом Касперского. Там же есть и встроенная проверка сертификатов ― мы отдаем предпочтение при подключении протоколу https, а не http».


Вероятно, в самом ближайшем будущем браузеры не смогут совершить огромный прорыв, как это сделал Mosaic, и устроить очередную революцию. Но и без этого им есть куда развиваться. Одна из тенденций ― это трансформация классического браузера в некое подобие «супераппа». Термин «суперапп» ввел в употребление в 2010 году основатель BlackBerry Майк Лазаридис, определив его как «закрытую экосистему, состоящую из множества приложений, которые люди используют каждый день». Примером «супераппа» может быть китайский WeChat, который заменяет обычному жителю Поднебесной буквально все возможные приложения.


«Когда пользователь заходит в браузер, он хочет видеть не голую строку поиска, а персонализированную под него среду. Это и свои виджеты с количеством новых сообщений в почте, погодой, и иконки любимых ресурсов. Хочется, чтобы он подсказывал и направлял пользователя. С этим помогают справляться методы машинного обучения и рекомендательные системы. В то же время функционирование браузера должно оставаться все таким же незаметным и стабильным», ― считают разработчики Atom.


Специалисты добавляют, что все это, безусловно, может замедлять работу продукта, что нежелательно, учитывая приоритеты пользователей. Но это задача, с которой еще предстоит разобраться.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...