St
Росавиация лишила лицензий 60 пилотов — часть из них летали в Pegas Fly, «РусЛайне» и «Ямале»
close
Летчики Pegas Fly, «Руслайн» и «Ямал» – среди 60 пилотов лишенных лицензий

Росавиация лишила лицензий 60 пилотов — часть из них летали в Pegas Fly, «РусЛайне» и «Ямале»

«Шторм» выяснил, в каких компаниях работали пилоты, оставшиеся без лицензий

Коллаж: © Daily Storm
Коллаж: © Daily Storm

Росавиация аннулировала свидетельства 60 пилотов, прошедших обучение в авиационном учебном центре «ЧелАвиа» — там же, где и второй пилот потерпевшего крушение Ан-148 Сергей Гамбарян. Среди них оказались члены экипажей авиакомпаний Pegas Fly, «РусЛайн», «Ямал». Источник «Шторма», знакомый с ситуацией, также называет «Россию» и «Аэрофлот» в числе компаний, где работали пилоты.


Среди летчиков, чьи лицензии были отозваны, оказались 11 линейных пилотов (могут работать командирами самолетов). По словам собеседника «Шторма», одного пилота два месяца назад ввели в командиры в авиакомпании «РусЛайн».


Также в списке «лишенцев» оказались однокурсники погибшего в авиакатастрофе в Подмосковье второго пилота Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» Сергея Гамбаряна. Его лицензия неоднократно проверялась, но была признана полученной легитимно.


Лишенные свидетельств пилоты уверены, что Росавиация отозвала их права безосновательно и незаконно. Сейчас они готовят документы, чтобы обжаловать решение авиационного ведомства в суде. Пилоты намерены подать к Росавиации коллективный иск, но нужно определить территориальную подсудность: пилоты находятся в разных городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Воронеже, Владивостоке, Сургуте (Тюменская область), Североуральске (Свердловская область).


Все эти пилоты обучались по программе дополнительного профессионального образования в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ). Лицензий были лишены целых семь групп учащихся. Они проходили подготовку с 2012-го по 2014 год.


Обучение по этой программе проходили те, кто уже имел среднее или высшее техническое образование, оно стоило около двух миллионов рублей. Подготовка занимала 10 месяцев, она включала более тысячи часов теории и 150 часов летной практики, программа была утверждена Росавиацией. Примечательно, что с 2012 года у ведомства не возникало вопросов к пилотам, обучившимся по этой программе.


ЮУрГУ тогда имел договор с центром подготовки пилотов авиакомпании «ЧелАвиа». Теорию учащиеся проходили в вузе, а летали в «ЧелАвиа» на итальянских самолетах — тренировались на одномоторных Tecnam P2002 Sierra, а выпускные экзамены сдавали на двухмоторных Tecnam P2006T.


Лишение пилотов свидетельств происходит на фоне расследования крушения Ан-148. Именно после катастрофы Росавиация запросила у авиакомпаний данные пилотов, а в ЮУрГУ с проверкой приходили представители Уральской транспортной прокуратуры. Тогда, как объяснял источник «Шторма», правоохранителей интересовали только документы Сергея Гамбаряна.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press/Interstate Aviation Committee

Позднее в вуз пришли уже сотрудники Следственного комитета, они собирались проверить данные о подготовке всех коммерческих пилотов, проходивших обучение в университете.


«Следователи смотрят архивы с 2011-го по 2014 год. Им дали команду проверить: имел ли право ЮУрГУ учить пилотов», — говорил источник «Шторма» во время мартовской проверки.


Напомним, это уже не первый раз, когда Росавиация массово аннулирует свидетельства пилотов, обучавшихся в центре подготовки пилотов «ЧелАвиа» (в 2014 году учебное заведение было переименовано в ЧЛУГА — Челябинское летное училище гражданской авиации). Ранее ведомство уже аннулировало больше 60 пилотских лицензий выпускников училища (2014-2017 годы обучения). Тогда ЧЛУГА уже получило лицензию от Министерства образования и науки и само стало готовить пилотов по утвержденной Росавиацией программе — без ЮУрГУ.


Лишенные лицензий выпускники ЧЛУГА уже несколько лет судятся с Росавиацией. Некоторым пилотам удалось добиться через суд отмены решения ведомства. В сентябре прошлого года пилоты из ЧЛУГА подали коллективный иск к Росавиации в Бабушкинский районный суд Москвы. В первой инстанции они проиграли, но затем в начале марта Мосгорсуд постановил пересмотреть иск пилотов.


Справка


Самая первая волна лишения пилотов свидетельств пришлась на конец 2014 года. Тогда Следственный комитет выявил серьезные нарушения в выдаче Росавиацией бланков пилотских свидетельств — в 2009 году ведомство выдало более 200 бланков на тот момент уже закрытому авиационному учебному центру. Следователи выяснили это в ходе расследования крушения самолета Boeing в Казани в 2013 году. Оказалось, что командир рухнувшего самолета Рустем Салихов имел поддельные летные документы. После «открытий» Следственного комитета Росавиация в спешке лишила лицензий 86 пилотов. Это была первая масштабная «чистка» летных рядов гражданской авиации России. Всего за 3,5 года Росавиация упразднила свидетельства (с учетом 60 выпускников ЮУрГУ) около 500 пилотов.