Санкции против РУСАЛа Дерипаски решают сразу две проблемы США — это и политический сигнал российскому бизнесу, и возможность освободить американский рынок металлургии для своих компаний.
В очередном санкционном списке США оказались 24 россиянина — семь крупных российских бизнесменов и 17 высокопоставленных чиновников. В «черный список» попал и один из крупнейших производителей алюминия в мире — компания РУСАЛ миллиардера Олега Дерипаски, более 10% продаж которой приходится на американский рынок.
«Таким образом [президент США Дональд] Трамп, с одной стороны, бьет по компании, чей глава, по мнению США, близок к Владимиру Владимировичу Путину, с другой стороны, они убирают с рынка одного из глобальных производителей. РУСАЛ для Трампа — как подопытный кролик, он на нем обкатывает технологию», — объясняет эксперт по металлургии Леонид Хазанов.
В российском правительстве тоже заметили экономическую выгоду США от антироссийских санкций. Премьер-министр России Дмитрий Медведев посчитал, что таким образом США преследуют «совершенно очевидную, простую, прагматическую цель — решать неконкурентоспособными способами свои экономические задачи».
В 2017 году РУСАЛ произвел 3,7 миллиона тонн первичного алюминия (компания является практически монопольным производителем алюминия в РФ). Из всего объема продаж более 10%, по данным самой компании, приходилось на США. То есть, РУСАЛ поставлял в Штаты около 400 тысяч тонн алюминия. В прошлом году компания поставила США алюминия на 1,4 миллиарда долларов (менее 10% от всего импорта США).
Всего США импортирует примерно шесть миллионов тонн первичного алюминия в год (10% от всего мирового рынка — 57-58 миллионов тонн в 2017 году). Канада — крупнейший поставщик алюминия в США — продает этого металла на 7,2 миллиарда долларов в год.
Ранее, в марте, президент США Дональд Трамп уже применил меры по «защите» американской металлургической отрасли, — ввел пошлины на импорт в страну стали (25%) и алюминия (10%). Тогда акции РУСАЛа за девять дней опустились более чем на 10%. В компании предположили, что своим решением Трамп планирует повысить цены на алюминий, чтобы производство в Америке стало рентабельным. Но от поставок в США на новых условиях в РУСАЛе решили не отказываться. Там отмечали, что основное бремя пошлин в конечном счете ляжет не на экспортеров, а на потребителей.
Аналитики «ВТБ-Капитал» предполагали, что ущерб от пошлин может составить для РУСАЛа 170 миллионов долларов в год. Предполагалось, что эти потери можно частично компенсировать, перенаправив часть объемов на другие рынки.
Однако включение РУСАЛа в санкционный список окончательно закрыло для компании американский рынок. Кроме того, это может осложнить работу корпорации на европейских и азиатских рынках, считает Хазанов.
«Там будут смотреть с оглядкой на санкции, могут и отказать, а могут согласиться, но на очень жестких условиях, таких, что РУСАЛ сам не пойдет на сделку. Поскольку особенность этих санкций в том, что под удар могут попасть и контрагенты, которые проводят значительные операции с компаниями из санкционного списка. Более того, под это понятие можно будет подвести почти любую сделку, — покупаете вы тонну алюминия и попадаете под санкции», — объясняет специалист.
Он считает, что сложившаяся ситуация чревата для РУСАЛа сокращением продаж в долгосрочной перспективе. Более того, если компания все-таки допустит технический дефолт, о возможности которого она накануне предупредила партнеров, это будет ударом по репутации компании, и финансирование новых проектов РУСАЛу будет еще тяжелее найти.
С трудностями из-за ухода РУСАЛа с рынка США могут столкнуться и американские потребители, — цены на алюминий будут расти, говорит Леонид Хазанов.
«Алюминий в США нужен производителям алюминиевого проката, — это листы, плиты, фольга, алюминиевые профили — детали для дверей, окон и т.д. и автомобилестроительные компании. В конечном итоге повышение цен скажется на всех потребителях, потому что если поднимается цена на алюминий для производителей профилей, издержки появятся у их покупателей — строительных компаний. Если поднимается цена на алюминий для прокатчиков, то растет и стоимость упаковки. Стоимость упаковки будет влиять на стоимость каких-то товаров, которые в нее обернули. Но это будет не мгновенный эффект, он будет размытым во времени в пределах года», — уточняет специалист.
Первой среди крупных потребителей металлопродукции об увеличении цен объявила американская машиностроительная компания Terex Corporation, — с начала года ее акции рухнули в цене на четверть.
«Сейчас американский потребитель вынужден будет искать других поставщиков, от этого могут, как ни странно, выиграть китайцы, которым эта 10%-ная пошлина не помешает даже нарастить поставки алюминия. Либо ближневосточные партнеры, там есть несколько крупных компаний, которые тоже могут обеспечить поставки алюминия в США», — объясняет Хазанов.
За год производство алюминия может вырасти в самих США и в Канаде, тогда американские компании сами смогут заместить дефицит металла на внутреннем рынке, предполагает эксперт.
Действительно, за последние месяцы сразу несколько американских металлургических компаний заявили о намерении расширять свои производства в 2018-2019 годах.
Так, крупнейший производитель алюминия высокой чистоты в США компания Century Aluminum Co (CENX.O), продукция которого используется для сборки военных самолетов, обещал расширить производство на заводе в Кентукки и устроить туда 350 рабочих. В последние годы CENX.O пришлось более чем в два раза сократить производство на этом заводе из-за увеличения импорта из Китая, России и Ближнего Востока. Теперь после введения Трампом пошлин на сталь и алюминий компания собирается запустить новые мощности, — к 2019 году планируется ежегодно выпускать 265-270 тысяч тонн алюминия.
Запускать новые производства планируют еще два крупных игрока на американском рынке металлургии: сталелитейная компания US Steel после введения Трампом пошлин объявила, что наймет 500 рабочих, и американская сталелитейная корпорация Nucor Corp — она объявила в ноябре, что откроет новый микрозавод в Миссури в 2019 году, создав около 255 рабочих мест.
Впрочем, не все игроки на рынке металлургии США позитивно оценили меры, введенные Трампом для «защиты» американского рынка. Ряд производителей алюминия выразили «глубокую обеспокоенность» принятым решением. В письме от алюминиевой ассоциации, которая представляет интересы 114 производителей, в том числе компаний Alcoa и Rio Tinto Alca (входят в пятерку крупнейших производителей алюминия в мире) представители отрасли отметили, что меры могут принести больше вреда, чем пользы. Производители отмечали, что сборы повысят цены на все продукты, для изготовления которых нужен алюминий, — начиная от автомобилей и заканчивая пивом. Кроме того, работодатели вынуждены будут сокращать рабочие места, опасаются производители. По их подсчетам, США могут потерять от пошлин больше рабочих мест, чем создать новых.
Кроме того, производители уверяют, что введение тарифов не изменит проблемы избыточного алюминиевого потенциала Китая.
В свою очередь, депутат Госдумы и бывший председатель горно-металлургического профсоюза России Михаил Тарасенко считает, что не нужно драматизировать ситуацию.
«Алюминий будет востребован, возможно, произойдет некоторое падение цен, оно происходило. Я не хочу сказать, что для российского алюминия это будут легкие времена, но они преодолимы. Я думаю, до технического дефолта не дойдет», — объяснил Тарасенко.
По его мнению, РУСАЛу нужно переориентироваться на российский внутренний рынок.
«Внутреннее потребление алюминия в стране через производство крайне низкое, поэтому будущее российского алюминия, — на внутреннем рынке. Сегодня ни одно строительство — промышленное, жилищное, ни одно машиностроение, автомобилестроение не работает без алюминия. Но в основном алюминий у нас идет на экспорт и потом возвращается к нам в виде готовой продукции — либо составной частью будущих машин, либо какими-то элементами конструкции. Я думаю, такое решение [о введении санкций, в том числе, против РУСАЛа] подтолкнет российскую промышленность к созданию собственных мощностей, которые будут работать на развитие российской промышленности», — заключил депутат, отметив, что в краткосрочной перспективе, РУСАЛ, конечно, столкнется с трудностями.
Справка
12 марта президент Дональд Трамп утвердил новые таможенные тарифы на импорт в страну стали и алюминия, — размер пошлин определили в 25% для стали и в 10% для алюминия. От пошлин были освобождены только Канада и Мексика, с ними США ведут переговоры по перезаключению соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA).
Необходимость введения пошлин Трамп объяснил защитой промышленности Соединенных Штатов. Он заявил, что сталелитейная и алюминиевая промышленность страны «мертва» и призвал к переменам. Это не новая мысль Трампа, — еще будучи кандидатом в президенты он обещал перезапустить литейное производство и возродить величие сталелитейной отрасли США.