Отечественные бизнесмены из разных регионов начали подавать заявки в Роспатент на регистрацию товарных знаков с символами спецоперации на Украине, обратил внимание Daily Storm. Большой популярностью у предпринимателей пользуются логотипы с буквами Z и V, цитаты «Русские не стыдятся!» и «Своих не бросаем». Кроме этого, некоторые заявители решили интегрировать символы в названия западных брендов.
Иностранные бренды
После начала спецоперации, в знак поддержки ВС РФ, российские граждане начали клеить на свои автомобили обозначения Z и V, которыми маркируется отечественная военная техника на Украине. В марте 2022 года эти же символы бизнесмены стали массово регистрировать как товарные знаки. Daily Storm насчитал более 20 заявок в бюллетене Роспатента, в котором приведены данные с 10-го по 22-е число.
Некоторые предприниматели попытались адаптировать символы с уже существующими товарными знаками. Например, 18 марта в Роспатент была подана заявка на знак NeZpresso — измененная версия марки Nespresso швейцарской компании Nestle. Согласно классификации, с этим логотипом могут производиться кофемашины, кофейные капсулы, соусы, чаи, кондитерские изделия, холодильники, радиаторы, бульдозеры и другие виды техники и товаров.
Владелец крупной самарской фармацевтической компании «Медитек» Алексей Туренко, судя по заявке в Роспатенте, решил обыграть эмблему «Макдоналдс». Знаменитую желтую букву М на красном фоне бизнесмен заменил на Z, сохранив при этом цветовую гамму. Помимо прочего, этот товарный знак может быть использован в сфере ресторанного, гостиничного бизнеса.
В числе заявителей на товарный знак Daily Storm обнаружил Уралвагонзавод имени Ф.Э. Дзержинского. Компания изменила привычное написание названия завода, добавив в него латинские буквы Z и V в виде георгиевских лент (УралVагонZавод).
Лозунги
Помимо адаптации логотипов, предприниматели регистрировали как товарные знаки лозунги, ассоциирующиеся с военной операцией. Например, заявитель из Новосибирска патентует хэштег «Русские не стыдятся», в Екатеринбурге — «Сила V правде».
Кроме этого, заявки на товарные знаки подала московская компания «Байкал-инвест». Фирме принадлежат права на знаменитую водку «Путинка».
Судя по изображениям, размещенным на сайте Роспатента, «Байкал-инвест» регистрирует этикетки с лозунгами «Своих Z не бросаем» и уже упомянутым «Сила V правде». Они могут появиться на бутылках алкоголя.
А в Барнуале фирма «Гарант Союз» подала заявку на регистрацию товарного знака, на котором изображена большая буква Z. Ее обрамляют сразу три хэштега: #своихнебросаем, #мненестыдно и #ярусский.
Владелец компании Максим Павлинов в беседе с Daily Storm пояснил, что такое решение было принято с целью поддержать российских бойцов, участвующих в военной операции на Украине. Сам бизнесмен — ветеран Вооруженных сил РФ, поэтому для него это особенный повод для гордости.
«В первую очередь в данной аббревиатуре заложена идея поддержки наших Вооруженных сил Российской Федерации по проведению специальной военной операции, которая проходит на территории Луганской и Донецкой республик. И я, как ветеран ВС, но уже запаса, хотел бы отметить, что смысл, заложенный в этом знаке, — повод для гордости».
Говоря о гордости, собеседник напомнил о действиях, которые происходят в фильме «28 панфиловцев»: «Когда русский говорит: «Сейчас мы покажем, как русские воюют!». А казах ему отвечает: «Так я же казах», — «Когда мы будем воевать с тобой за Казахстан — я буду казахом». У нас многонациональная страна, и понятие «я русский» — это гордость. А не то, что сейчас происходит. И вообще, у нас не зря наступает чувство единения. Когда нашим братским народам угрожает опасность — мы объединяемся».
Движение «мне стыдно быть русским» предприниматель не понимает. Павлинов считает, что стыдящимся своей национальности следует покинуть Россию. А те, кто говорит об этом за рубежом, должны говорить на распространенных там языках, а не на русском.
О том, где будет использоваться заявленный товарный знак, Павлинов пока не знает: «Честно, мы пока об этом даже не думали. Считаю, что это будет верным, если обозначение будет находиться под охраной, так как многие пытаются запятнать историю памяти, которая заключается во многом. И то, как многие себя позиционируют, — это неправильно».
Компания Павлинова также пытается запатентовать символ «Z» без лозунга. В последнем бюллетене Роспатента Daily Storm обнаружил еще как минимум пять похожих заявок. Фирмы регистрируют буквы Z и V в различных вариациях цветов.
«Zапрещенка»
Еще одним оригинальным решением стала транслитерация (написание кириллических букв «З» и «В» латиницей). Например, индивидуальный предприниматель из Приморского края решила запатентовать для своей продукции название «Zапрещенка». В свою очередь, белгородский ликероводочный «Белвино» регистрирует товарный знак «ВZVОД».
Были и те организации, которые решили не ограничиваться регистрацией одного логотипа и подали заявку на присвоение двух вариантов товарного знака. Одним из таких предприятий оказалось «Волга Фуд» из Нижнего Новгорода. Его заявитель намерен продавать бензин, средства для загара и беспроводные гарнитуры для телефонов под логотипами «ZСладкая жизнь» и «Сладкая Zизнь».
С первого дня проведения спецоперации на Украине российские военные начали маркировать свою наземную технику знаками Z и V. По одной из версий, эти буквы могут говорить о принадлежности к военному округу — западному или восточному. Однако в своем аккаунте Instagram (признан экстремистским и запрещен на территории РФ) Минобороны опубликовало пост, в котором приводились расшифровки знаков: Z — «За победу», а V — «Сила V правде» или «Задача будет выполнена».