Московский каршеринг на этой неделе вновь оказался в центре скандала. На этот раз обошлось без разбитых авто и компенсаций на сотни тысяч, просто в интернете появилось бизнес-предложение для блогеров: «Вы пишете много негатива про одну каршеринговую контору и получаете за это заслуженное вознаграждение». Пользоваться услугами было не обязательно, можно было просто включить воображение и составить текст.
В Сети по этому поводу возникло два предположения: либо на рынке каршеринга стало настолько тесно, что в ход пошли такие грязные приемы, либо сама компания инициировала «ложную атаку» на себя, чтобы привлечь внимание. Такой хитрый пиар-ход.
И пока блогеры погрузились в поиски истинных мотивов нанимателей, мы в Daily Storm решили обратить внимание на сам рынок каршеринга, чтобы понять, что это за явление такое и почему оно столь интересно.
Что такое каршеринг
Для тех, кто не в курсе, каршеринг – это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной, почасовой или посуточной оплатой. Преимуществом такого проката является мобильность и отсутствие лишних формальностей: находите с помощью смартфона машину, выбираете и едете, никаких переговоров с операторами и ожидания на линии.
В Москве первый сервис был запущен осенью 2015-го и за два года набрал популярность: сейчас машины с оранжевым принтом на улицах города — отнюдь не редкость.
Для того чтобы арендовать автомобиль, достаточно просто пройти регистрацию на сайте, указав свои данные (паспорт, права, адрес проживания и т.д.), а также скачать мобильное приложение. Собственно, на этом практически вся волокита заканчивается (надо еще подписать договор, но зачастую конторы соглашаются сами вам его привезти). Однако есть свои тонкости: чтобы арендовать такое авто, вам должно быть больше 21 года, а стаж вождения должен составлять не менее двух лет. Если не отвечаете требованиям — такси или метро.
Главные игроки рынка каршеринга
Если на рынке каршеринга действительно началось масштабное противостояние с использованием черного пиара, то здесь и до использования других методов недалеко (никакого намека на административный ресурс!). Поэтому чтобы понять ситуацию, нужно познакомиться с игроками и уяснить, что они из себя представляют.
В настоящее время в Москве работают пять каршеринговых компаний: BelkaCar (именно про их сервис блогеров просили написать немного негатива), YouDrive, «Делимобиль», Anytime и Car5. А в сентябре добавится еще один оператор — Carenda.
Самая крупная компания — «Делимобиль» («Каршеринг Руссия»). 58% уставного капитала принадлежит в ней офшору — люксембургской «МК Листед Секьюритиз», которую связывают с другой фирмой — Mikro Kapital. Ее владелец — президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани, который столь плотно осел в России, что в разгар санкций пообещал пошить костюмы в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США. Также с Mikro Kapital связывают Дениса Саклакова — бизнесмена и хорошего знакомого Максима Ликсутова.
Другие представители «Делимобиля» тоже не чужды силовым видам спорта. Гендиректором «Каршеринг Руссия» числится Алексей Градов, а совладельцем – Артур Меликян. Оба работают в аппарате главы Международной федерации самбо Василия Шестакова. По состоянию на 2016 год прибыль компании составила 257 миллионов рублей.
Далее — YouDrive (она же НТС, гендиректор Борис Голиков). Ее хозяева уже не из мира единоборств. Здесь слились воедино немецкие технологии, бензин и мобильные приложения. 40% капитала YouDrive — у компании «Панавто» — официального дилера «Мерседес» в России. Оставшиеся 60% — у НГК. Ее владельцы прославились тем, что создали приложение для смартфонов Pump.Today по дистанционной доставке бензина прямо на парковку.
«Жертва блогеров» BelkaCar — на первый взгляд исключительно женский проект. Компанией управляют три подруги: Екатерина Макарова, Елена Мурадова, Лориана Сардар. Про них ничего особо интересного не рассказать, в отличие от человека, которого называют главным инвестором этой каршеринговой компании — Дмитрия Зимина, основателя компании «ВымпелКом». Инвестиции в BelkaCar на первом этапе составили около 148 миллионов рублей.
Car5 — гендиректор и владелец (точнее, инженерного центра «Технологии информационной безопасности», который указан в договоре аренды) Андрей Розе. Наверное, самая незаметная личность в нашем списке. До того как прийти в каршеринг, он занимался традиционной арендой автомобилей.
Anytime — самая загадочная компания в списке. 95% принадлежит Сабине Якубовой, про которую известно, что она является супругой некоего Салима Якубова. Причем подробности его биографии найти практически невозможно. Даже его отчество удалось отыскать только среди участников одной московской конференции — Насимович. И тут у нас возникли подозрения по поводу причин такой скрытности. В 2009 году «Новая газета» в своей статье о Черкизовском рынке писала, что «делами по сдаче в аренду складов и продаже точек на Черкизоне ведал некий Якуб». Журналисты также уточняли, что партнера Зараха Илиева (хозяина Черкизовского) и соучредителя ООО «Фирма Илиев» звали Салим Нисонович Якубов. Нам удалось найти ООО «Фирма Илиев» в системе «СПАРК-Интерфакс», но ни Илиев, ни Якубов в числе совладельцев не значатся. Так что стопроцентной уверенности, что таинственный «Якуб с Черкизона» и муж хозяйки Anytime — один и тот же человек, у нас нет. В самой компании не смогли ответить на данный вопрос.
Размах имеет значение
Сейчас в Москве работают более трех тысяч каршеринговых машин. Если сравнивать с общим автопарком столицы — 4,8 миллиона автомобилей, то может показаться, что это капля в море.
Но здесь нужно учитывать два фактора.
Во-первых, динамика. По данным департамента транспорта Москвы, осенью 2016 года число каршеринговых автомобилей приближалось к тысяче. То есть меньше чем за год произошел рост в три раза. Но и это не предел: исследования показывают, что емкость рынка может достигать 15 тысяч машин.
Рынок, по словам экспертов, безусловно очень перспективен.
«В настоящее время не только в Москве, но и в стране в целом растет стоимость владения автомобилем. Для некоторой категории граждан — имею в виду тех, кому не надо пользоваться автомобилем постоянно, каршеринг — хорошая альтернатива”, — рассказывает Daily Storm автомобильный обозреватель Андрей Осипов.
Во-вторых, во всем мире соотношение каршеринговых автомобилей и частных примерно такое же, как и в Москве. Автопарк самой крупной компании, занимающейся краткосрочной арендой — Car2Go, составляет 12 тысяч машин. При этом раскиданы они по 7 странам мира. Плотность насыщения городов — Москвы, Берлина и Нью-Йорка — примерно одинаковая. Это видно по картам, на которые вы можете посмотреть ниже.
Хотя есть важная оговорка. По качеству и комфорту автомобили на западе на порядок выше: если у нас преобладающее большинство авто — это эконом-класс от Hyundai и Kia (не в обиду этим маркам, многие в редакции на них ездят), то в европейских каршеринг-компаниях основа автопарка — BMW и Mercedes.
IT и регионы
Еще одним признаком того, что рынок каршеринга — место весьма привлекательное, является интерес к нему со стороны интернет-компаний.
15 августа «Яндекс» выпустил первый агрегатор для каршеринговых компаний, который должен упростить использование сервисов. Задумка простая — сделать так, чтобы пользователям больше не надо было рыскать по нескольким приложениям и тратить драгоценное время на поиск свободного автомобиля, теперь на одной карте находятся автомобили сразу от нескольких компаний.
«Сейчас каршеринг активно развивается: им пользуются все больше людей, появляются новые каршеринговые компании, услуга приходит в регионы», — пояснил Антон Рязанов, руководитель «Яндекс.Каршеринга».
И касательно регионов. Там для развития подобного рода бизнеса перспективы огромные. Сейчас компании активно продвигают каршеринг в наиболее платежеспособных городах-миллионниках. Так, по данным портала cars-sharing.ru, помимо Москвы, в России сервис каршеринга доступен в Санкт-Петербурге в компаниях YouDrive, «Делимобиль» и Colesa. В Краснодарском крае — в городах Сочи, Адлер, Красная поляна, Туапсе — работают каршеринг-сервисы от компаний YourMove и UrentCar, а уже в октябре «Делимобиль» запустит услугу в Уфе.
Конкуренция
Относительно каршеринга еще один вопрос: для кого это конкурент — для общественного транспорта, частного или же такси? Эксперты настаивают на последнем варианте. Такую позицию высказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
«Все это — форма современной мобильности. В условиях мегаполиса наличие автомобиля становится необязательным. Я встречал случаи, когда люди действительно отказывались от своих автомобилей в пользу каршеринга или же такси”, — добавил эксперт.
Пока такси по популярности обходит каршеринг. Согласно данным Taxi Price Index 2017, Москва заняла третье место по дешевизне за 1 км поездки, уступив только Каиру и Бангкоку.
Фото: © Агентство Москва