Сегодня, 21 марта, сотрудники Следственного комитета пришли с проверкой в Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), где учился второй пилот потерпевшего крушение в Подмосковье пассажирского самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» Сергей Гамбарян, сообщил «Шторму» источник, знакомый с ситуацией.
По словам собеседника, следователи намерены проверить данные о подготовке всех коммерческих пилотов, проходивших обучение в вузе.
«Следователи смотрят архивы с 2011 по 2014 год. Им дали команду проверить: имел ли право ЮУрГУ учить пилотов», — уточнил источник, отметив, что дипломы в университете выдавали по утвержденной Росавиацией программе.
Ранее СМИ сообщили о возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) неустановленными лицами «одного из уральских вузов». По данным источника газеты «Коммерсантъ», речь идет о ЮУрГУ.
С 2011 года ЮУрГУ занимался подготовкой пилотов совместно с учебно-тренировочным центром «ЧелАвиа», который в августе 2015 года был преобразован в Челябинское летное училище гражданской авиации (ЧПОУ «ЧЛУГА»).
Источник напомнил, что ранее в ЮУрГУ с проверкой приходили представители Уральской транспортной прокуратуры. Однако тогда, по словам собеседника, проверялись только документы погибшего второго пилота Ан-148 Сергея Гамбаряна.
Собеседник отмечает, что документы Гамбаряна ранее уже неоднократно проверялись, в том числе и за несколько недель до трагедии. «Документы Гамбряна были несколько раз проверены и их легитимность была подтверждена», — подчеркнул он. По его словам, очередную проверку можно объяснить претензиями Росавиации к ЧЛУГА — структуре, созданной на базе учебно-тренировочного центра «ЧелАвиа», в котором проходил подготовку Гамбарян (речь идет о двух разных организациях).
По мнению источника, таким образом надзорные ведомства хотят объяснить структурные проблемы в авиационной отрасли некорректностью подготовки пилотов в частных авиационных учебных центрах, в первую очередь, в ЧЛУГА (ранее — «ЧелАвиа»).
Напомним, в сентябре 2017 года городской суд Копейска (Челябинская область) запретил ЧЛУГА готовить пилотов из-за того, что сертификат авиационного учебного центра не был продлен. При этом cвидетельства некоторых пилотов, прошедших подготовку в учебном заведении, были аннулированы. В ЧЛУГА тогда сообщили, что не согласны с решением суда и будут его обжаловать.
Пилоты тоже не согласились с позицией Росавиации, в сентябре 2017 года они подали коллективный иск из-за аннулирования пилотских свидетельств. Бабушкинский суд Москвы в вопросе аннулирований встал на сторону Росавиации, но позднее пилотам удалось добиться в Мосгорсуде пересмотра дела.
Справка
Крушение пассажирского самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» произошло 11 февраля в Раменском районе Подмосковья, он направлялся из аэропорта Домодедово в Орск (Оренбургская область). В результате трагедии погиб 71 человек.
После крушения Ан-148 несколькими надзорными ведомствами была инициирована внеплановая проверка «Саратовских авиалиний» и аэропорта Домодедово.
Накануне Ространснадзор по итогам проверки выдал предписание приостановить использование всех самолетов Ан-148. Также, по словам начальника ведомства, «Саратовским авиалиниям» предписали приостановить полеты всех ее самолетов.
Однако в компании сообщили, что продолжают работать в штатном режиме и выполнять рейсы. Там уточнили, что перевозчик имеет действующий сертификат эксплуатанта и продолжает выполнять полеты на самолетах типа Embraer-190 и Як-42.
Ранее «Шторм» также сообщал о начале массовой проверки пилотов после трагедии Ан-148 в Московской области. Тогда Росавиация в связи с запросом Генпрокуратуры потребовала от своих межрегиональных территориальных управлений представить списки пилотов со сведениями об их первоначальной подготовке.