St
Собрать грязную воду и грунт: экологи дали рецепт победы над катастрофой в Норильске
18+
Режим ЧС федерального уровня будет подспорьем в спасении природы, но восстанавливать ее придется долго Коллаж: © Daily Storm

Собрать грязную воду и грунт: экологи дали рецепт победы над катастрофой в Норильске

Режим ЧС федерального уровня будет подспорьем в спасении природы, но восстанавливать ее придется долго

Коллаж: © Daily Storm

Чтобы предотвратить полномасштабную экологическую катастрофу в Норильске, необходимо максимально быстро собрать разлившееся после аварии на ТЭЦ-3, принадлежащей компании НТЭК, топливо с грунта и воды. Чем быстрее это будет сделано, тем меньше вероятность «вторичного загрязнения» из-за того, что топливо осядет на дне водоемов и пропитает почву. Об этом Daily Storm рассказали экологи. Кроме того, важным подспорьем для ликвидации последствий аварии стал введенный президентом режим ЧС федерального уровня, который поможет направить необходимые ресурсы на ликвидацию катастрофы.


Координатор проектов по климату и энергетике российского отделения Гринписа Василий Яблоков считает: усложняет ситуацию тот факт, что авария произошла за Полярным кругом, где очень хрупкая природная система.


«Низкий уровень биологической активности, мало солнца, организмам адаптироваться к таким условиям в принципе сложно, а когда такое токсическое воздействие происходит, то речь идет о потере биоразнообразия: гибель рыбы, птиц, растений, загрязнение грунтовых вод... В общем, если не принять срочных мер по ликвидации первичного загрязнения, по уборке загрязненной воды и грунтов, то это топливо может стать вторичным загрязнителем, который долгие годы будет отравлять окружающую среду», — считает Яблоков.


Сейчас известно, что нефтепродукты уже обнаружены в реках Амбарная и Далдыкан, разлив движется дальше, хотя местные власти заверили, что не допустят попадания дизтоплива в Карское море.


Яблоков отметил, что реакция президента на аварию правильная — введение режима ЧС федерального уровня действительно может помочь максимально избежать негативных последствий.


«Это означает, что на ликвидацию последствий аварии могут быть стянуты все федеральные службы и действительно необходимое количество людей и ресурсов, которые есть у страны. Сейчас время идет действительно на часы», — уверен эколог.

По мнению Яблокова, чем быстрее будет ликвидировано загрязнение, тем меньший ущерб природе будет нанесен и тем меньше в дальнейшем нужно будет рекультивировать территорию и проводить дополнительную очистку.


«Сейчас еще можно убрать дизтопливо с поверхности воды, потом оно начнет оседать на дно и будет гораздо сложнее», — добавил Яблоков.


С экологом согласен и бывший министр охраны окружающей среды и природных ресурсов России Виктор Данилов-Данильян. Он тоже считает, что на первом этапе загрязненный грунт и воду остается «только собирать».


«Можно вспомнить разлив нефти в Республике Коми в 1994 году. Тогда вылилось 112 тысяч тонн нефти. И как решали — собирали и все. Приходит огромное количество людей с вездеходами, все это вручную, все это дорого. Там, где это можно, используют совковую лопату. Тогда пришлось брать заем у Мирового банка — 90 миллионов долларов. По времени месяца четыре велись масштабные работы, а всякая мелочевка продолжалась года два», — добавил бывший министр.


Он отметил, что, к счастью, эта территория не густонаселенная, поэтому ущерб будет меньше, чем в описанном им случае.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Последствия разлива топлива на ТЭЦ-3
Последствия разлива топлива на ТЭЦ-3 Фото: © Instagram / ilya_torgonskyi

Представитель Гринписа Василий Яблоков считает, что причиной произошедшего стал недостаточный экологический контроль. Организация намерена обратиться к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой усилить контроль за экологически опасными объектами.


«Экологическое законодательство на сегодняшний день нужно усиливать, а не ослаблять, и ситуация на Таймыре — прямое тому подтверждение», — заявил эколог.


Дальше нужно будет проводить механическую рекультивацию, то есть удалять весь загрязненный грунт, снимать его с каким-то запасом, увозить его на переработку и проводить уже биологическую рекультивацию — это стандартный процесс — пытаться восстанавливать биологическое разнообразие.


По изначальной версии регионального МЧС, в резервуар ТЭЦ врезался автомобиль, из-за этого произошел пожар, в результате которого хранилище было разгерметизировано и топливо вылилось наружу. Позднее в НТЭК заявили, что резервуар получил повреждения из-за внезапного проседания опор. Компания утверждает, что автомобиль, который якобы врезался в резервуар, на самом деле проезжал мимо за пределами хранилища и загорелся из-за соприкосновения с топливом.


Этой же версии придерживается и глава МЧС Евгений Зиничев, ее он озвучил на совещании с президентом. Зиничев также отметил, что власти сообщили в ведомство о произошедшем лишь спустя двое суток после аварии.


Губернатор Красноярского края Александр Усс рассказал, что обратил внимание на ситуацию 31 мая, после сообщений в соцсетях. По его словам, 29 мая властям сообщили только о возгорании автомобиля на территории предприятия, а о возможной разгерметизации — только на следующий день. После этого Путин раскритиковал главу НТЭК Сергея Липина за скорость информирования об аварии. В то же время глава Норильска Ринат Ахметчин сказал, что узнал о разливе топлива после ДТП и пожара 29 мая.


«Первая информация была официальная о том, что приехала пожарная охрана на пожар, который возник в результате проезда автомобиля по дороге, на которой было дизтопливо. Что разлив топлива был — мне тоже сообщили. Руководство компании НТЭК ввело план ликвидации аварии в связи с тем, что произошел разлив топлива. Естественно, они должны по закону ввести план ликвидации аварии, о чем они и сообщили», — сказал он журналистам РЕН.


Он посетовал на то, что о количестве вылившегося топлива в тот момент в администрации города не знали. Тем временем разлив виден не только на спутниковых снимках из космоса, но и на «Яндекс.Картах».

Фото: © Яндекс.Карты
Фото: © Яндекс.Карты

В Генпрокуратуре сообщили, что по факту происшествия заведено три уголовных дела: по части 1 статьи 254 УК РФ (порча земли), статье 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и статье 250 УК РФ (загрязнение вод).


По расчетам Гринпис, экологический ущерб только водным объектам на Таймыре может превышать шесть миллиардов рублей, и это без учета ущерба, нанесенного почве, и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.


30 лет назад у берегов Аляски произошла сопоставимая по масштабам катастрофа: авария танкера Exxon Valdez. Последствия той катастрофы экологи наблюдают до сих пор. Авария стоила компании-виновнику более шести миллиардов долларов. Такова была стоимость нанесенного ущерба и работ по ликвидации ее последствий.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...