St
Собянин вручил ГИБДД Москвы 30 электромотоциклов: что с ними не так?
Не слишком быстрые, не очень дешевые и не совсем отечественные

Собянин вручил ГИБДД Москвы 30 электромотоциклов: что с ними не так?

Не слишком быстрые, не очень дешевые и не совсем отечественные

Коллаж: © Daily Storm

Тридцать электромотоциклов «Иж-Пульсар» передал дорожно-патрульной службе ГИБДД мэр Москвы Сергей Собянин накануне чемпионата мира по футболу. В конце мая технику лично испытал глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов. В прошлом году он пообещал, что к чемпионату мира от 30 до 50 таких мотоциклов появится у сотрудников МВД, и сдержал слово: в конкурсе на поставку спецтехники, который проводил департамент транспорта, победил производитель «Иж-Пульсар» — концерн «Калашников».


«Шторм» рассказывает все, что известно о первых в России полицейских электромотоциклах.


Кого сможет догнать полицейский на «Иж-Пульсар»?


Пешехода, велосипедиста и человека на самокате или сигвее. Максимальная скорость, которую способен развивать «Иж-Пульсар», официально заявлена только в видеопрезентации мотоцикла от концерна «Калашников» — 100 км/ч. В сертификате Росстандарта на «Иж-Пульсар» не указаны никакие динамические характеристики — ни скорость, ни разгон. Но, даже если мотоцикл способен реально выдавать 100 км/ч, догнать автомобилиста, не соблюдающего ПДД, на нем не получится.


undefined
Скриншот: © Daily Storm

Что за двигатель стоит на отечественном электромотоцикле?


Китайский агрегат Golden Motor HPM-10KW. Как утверждают производители, в течение 30 минут он способен выдавать мощность 15 кВт. Именно в таком режиме двигатель и должен разгонять мотоцикл до заявленных концерном 100 км/ч. За пределами России и Китая компания Golden Motor практически неизвестна, серийных мотоциклов с их электродвигателями HPM-10KW никто, кроме «Калашникова», не выпускает, поэтому оценить реальные динамические характеристики «Иж-Пульсар» невозможно.


Это дорогой двигатель?


Нет, не очень. В России его можно приобрести за 70 тысяч рублей. Если заказывать из Китая, то можно немного сэкономить, отдав около 645 долларов США. Впрочем, сравнивать цену на HPM-10KW со стоимостью моторов современных электромотоциклов сложно. Западные топ-производители (Victory Motorcycles, Zero, Alta и др.), в отличие от концерна «Калашников», используют собственные разработки.


Сколько стоит полицейский мотоцикл «Иж-Пульсар» целиком?


Один миллион 200 тысяч рублей. Именно столько заплатил городской департамент транспорта за каждый из 30 мотоциклов, переданных в ГИБДД Собяниным. Столичные чиновники в конце марта получили три коммерческих предложения от неизвестных поставщиков электромотоциклов: 1,2 миллиона за единицу техники, 1,23 миллиона и 1,5 миллиона. Закупать решили по нижней границе.


Только «Иж-Пульсар» можно было приобрести за эти деньги?


Нет, есть много вариантов в пределах этой суммы. Популярный электромотоцикл Zero S стоит 11 тысяч долларов (без налогов), у российских дилеров его можно приобрести меньше чем за миллион рублей. Цены на Victory Empulse TT начинаются от 16 тысяч долларов. Если московской полиции требовались мотоциклы для бездорожья (такой вывод можно сделать, судя по выбору именно «Иж-Пульсара»), то в список кандидатов стоило добавить Alta Motors Redshift SM за 13,5 тысячи долларов. Однако в конкурсе от департамента транспорта участвовала только одна компания – АО «Концерн «Калашников».


Возможно, «Иж-Пульсар» выигрывает у конкурентов за счет революционной конструкции?


Авторы обзоров на автомобильных и мотоциклетных сайтах отмечали поразительное сходство «Иж-Пульсара» и китайского эндуро IRBIS ТТР 250. Причем речь шла не только о дизайне, вроде схожей формы фар, но и о технических решениях. Из-за того, что оснащение, развесовка и предназначение у «Иж-Пульсара» и «Ирбиса» разнятся, подобное копирование могло привести к проблемам с управляемостью. В самой последней версии полицейского агрегата некоторые решения конструкторы изменили, но из-за того, что часть подвески «спрятали» под пластиковый обвес, неизвестно, как далеко они ушли.


Глава департамента транспорта Максим Ликсутов обещал полиции именно «Иж-Пульсар»?


13 сентября 2017 года официальный сайт чемпионата мира по футболу в России welcome2018.com опубликовал заявление Максима Ликсутова: «Концерн «Калашников» сделал электрический мотоцикл. Один сделали для армии, вторая модель — для полиции Москвы. И в следующем году мы рассчитываем, что к чемпионату мира от 30 до 50 полицейских выедут на них».


Что произошло дальше?


Спустя 7,5 месяцев, 26 апреля 2018 года, департамент транспорта объявил конкурс о закупке тридцати «электромототранспортных средств специального назначения» на 36 миллионов рублей.



Были ли у этого тендера какие-то особенности?


Техническое задание для поставщиков очень сильно напоминало немного скорректированный сертификат Росстандарта на «Иж-Пульсар», как по габаритам мотоцикла, так и по параметрам батареи. При этом в техническом задании динамические характеристики (максимальная скорость, время разгона) не заданы. В сертификате «Иж-Пульсара» они тоже отсутствуют.


Можно ли было по условиям конкурса поставить иностранную технику?


Формально — да, в реальных условиях — нет. По условиям конкурса страна происхождения мотоцикла не имела значения. Однако параметры из технического задания, идеально подходящие под «Иж-Пульсар», исключали возможность поставки современной западной техники. Например, для отечественного полицейского электромотоцикла требовалась следующая колесная база: не менее 1450 и не более 1550. У Zero S колесная база 1410 мм — у базовой модели и 1427 мм — у модели, разработанной для использования в полиции.


Чем закончился конкурс?


Единственную заявку на конкурс подал концерн «Калашников». 6 июня 2018 года компания из Ижевска исполнила все обязательства и поставила Москве тридцать электромотоциклов.


В департаменте транспорта как-то объяснили, почему для них не была важна скорость мотоцикла и другие технические характеристики?


Нет. «Шторм» направил запрос в пресс-службу департамента, однако на момент выхода статьи чиновники не предоставили ответ.