St
Троллинг на миллион
18+
Чем вызвана агрессия в соцсетях и почему это так беспокоит власть — разбираемся в материале Daily Storm undefined

Троллинг на миллион

Чем вызвана агрессия в соцсетях и почему это так беспокоит власть — разбираемся в материале Daily Storm

«Единая Россия» 12 июля выдвинула на рассмотрение законопроект о штрафах за распространение в социальных сетях ложной информации. Под такую формулировку подходят и оскорбления чувств верующих, и публикации экстремистских лозунгов, материалов, порочащих честь и достоинство человека, и даже троллинг (социальная провокация). В связи с этим журналист Daily Storm решил разобраться в специфике современного интернет-общения.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Российский сегмент интернета достаточно агрессивен по отношению к пользователям, а троллинг – типичная картина для социальных сетей, форумов и других площадок, собирающих вокруг себя большую аудиторию.

 

В первую очередь необходимо сказать о политическом троллинге, который так часто используется в России и на Украине. Ни для кого не секрет, что в обеих странах существуют целые группировки, такие как «Ольгинские тролли», «Веб-бригады» и прочие. Все они представляют интересы политических сил и агитируют за ту или иную сторону. Это особенно ощутимо во время или в преддверии больших политических событий. Речь идет о предстоящих выборах президента России в 2018 году или же о событиях на Майдане. Зарплаты в таких компаниях могут доходить до 100 тысяч рублей, при этом попасть в контору достаточно затруднительно в связи с многочисленными журналистскими расследованиями и рассекречиванием организаций.

Следующим идет коммерческий троллинг. Прием, которым пользуются PR-агентства. Рекламщики позиционируют PR-троллинг как хорошее средство поднятия рейтинга сайта, возможность удержать посетителей ресурса в острой дискуссии, которая будет привлекать новых пользователей. Контролируемый PR-троллинг — это возможность преподнести в скрытой форме информацию о товаре или услуге рекламируемой компании. В отличие от политического, он более сдержанный, то есть не предполагает открытых оскорблений и выпадов в сторону конкурентов. Хотя все это в теории. На практике, в условиях жесткой борьбы, «черный пиар» может сыграть хорошую службу. Яркий тому пример — конфликт между Рокетбанком и Олегом Тиньковым.

 

Суть конфликта: осенью 2015 года Тиньков на своей страничке в Facebook разместил пост с предложением купить сервис за миллион долларов. Получив отказ, бизнесмен снизил планку до одного рубля. Представители Рокетбанка сочли этот жест оскорбительным и в ответ на выходку предпринимателя выпустили целый ряд браузерных игр с Тиньковым в главной роли.

Цены на подобного рода услуги разные. Самый простой способ – найти работников на бирже рерайтинга: за мизерные суммы (в среднем — 15 рублей за 1000 знаков) пишущие люди могут составить текст на любую тему, с содержанием по вашему желанию. Если же обращаться к квалифицированным компаниям, то тут стоимость может доходить до десятков тысяч рублей, опять же  — все зависит от масштабов и пожеланий клиента. Ну а сколько стоит «подколоть» Тинькова – остается секретом.

Скриншот © Daily Storm


Взаимный троллинг в сфере бизнеса — это отдельная тема для разговора и порой лишь частично затрагивает рядовых пользователей. Гораздо серьезнее дела обстоят в социальных сетях — там, где обитает подавляющее большинство пользователей.


Ежемесячная аудитория интернета по состоянию на октябрь 2016-го — март 2017 года достигла 87 миллионов человек, что составляет 71% от всего населения страны, сообщает исследовательская компания Mediascope.

 

Интернет как магнитом притягивает людей, обиженных на мир, пытающихся хоть где-то выплеснуть злость. По большей части троллингу подвержены подростки в возрасте от 11 до 16 лет. Причем в некоторых случаях обычные шутки перерастают в кибербуллинг (травлю, оскорбление или угрозы).

Явление не новое. В Штатах виртуальная травля достаточно распространена, даже зарегистрированы случаи, когда человек, находящийся под виртуальным прессингом, доходил до суицида. По мнению экспертов, распространение компрометирующей информации, унижение, шантаж, а также размещение порочащих материалов не имеет географического ограничения и может продолжаться в течение продолжительного периода времени. Потому материалы крайне сложно удалить, что, собственно, и приводит к эмоциональной дестабилизации, депрессии и всем вытекающим отсюда последствиям.  

По данным исследования Галины Солдатовой — члена-корреспондента РАО и доктора психологических наук, жертвами кибербуллинга в подростковом возрасте становятся порядка 32% пользователей интернета, 25% стали инициаторами агрессии.

Пообщавшись с экспертом, мы узнали, что подобная тенденция была всегда. Агрессия представляет систематическое насилие. В подростковой среде подобное поведение – норма. При этом притупляется чувство сострадания, а такая тенденция очень опасна:

«К сожалению, порой она приводит к суицидальному исходу. Причем гораздо чаще, чем с так называемыми группами смерти», — подчеркивает Галина Солдатова.

Точной статистики суицида от кибербуллинга нет, но известно, что в России на 100 тысяч подростков приходится 19–20 случаев суицида, что превышает средний мировой̆ показатель в три раза.

Со стороны может показаться, что взрослая часть населения интернета — в безопасности, но это очень обманчивое представление.

Взрослые сами используют «кибергаденышей», чтобы насолить ближнему своему, будь то руководитель на работе или же изменившая пассия.


Для того чтобы понять, как это происходит, мы сами решили найти «троля по вызову». «Заказать» человека оказалось не так сложно: в социальных сетях существуют целые группы по интересам, где собираются любители откровенных шуток, троллинга и спама. Разместив несколько объявлений, мы сразу же нашли несколько человек, готовых подзаработать, а заодно и повеселиться.

Скриншот © Daily Storm


Отсюда и возникают подобные инициативы. По мнению одного из авторов законопроекта, Сергея Михайловича Боярского, к его созданию привели реалии сегодняшнего дня, всевозрастающее значение социальных сетей как средства информирования, а не только средство общения:

 

«Законопроект не предполагает административного воздействия на пользователей. Мы хотим, чтобы порталы начали заниматься саморегулированием, стали обращать внимание на жалобы пользователей оперативно и обязательно. Да и площадки готовы к этому, просто отсутствует обязанность принимать меры», — отмечает Боярский.

 

Иными словами, в скором времени оскорблений и клеветы в Рунете может стать гораздо меньше, но главное, чтобы законопроект не стал орудием в борьбе с неугодными и инакомыслием, да и задуматься об этом заставляет огромное число посягательств на интернет-свободу в России, которое быстро растет. Ведь давно известно, что те, кто владеет информацией, — правят миром.

Коллаж: © Daily Storm. Фото: © GLOBAL LOOK press

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...