В 2017 году в Турции побывали четыре с половиной миллиона россиян. Из них две трети посетили Стамбул или курортную Анталью. Если турист летит в бывшую османскую столицу от турфирмы, перед поездкой его часто предупреждают о трех опасностях: карманниках, торговцах на базаре и таксистах. И если первых турист может не заметить, а вторые обманут его с улыбкой на лице во время торга, третьи обсчитают, да еще и нахамят. И, как выяснилось, могут даже стрелять. Нападают они на конкурентов, водителей Uber, но прилететь может и пассажиру.
С начала марта 2018 года в турецких газетах начали появляться новости о нападениях стамбульских таксистов на других водителей, которые находили клиентов при помощи популярного международного мобильного приложения. «Заводилами» конфликта стала «Палата стамбульских предпринимателей такси» (İTEO), профсоюз извозчиков на желтых машинах со специальными номерами. Ее руководитель Эйюп Аксу обвинял Uber в работе на «всемирное еврейское лобби», рассказывал о связи компании с террористами, подал на нее в суд и призывал к расправам над водителями приложения. Судя по заголовкам в турецких СМИ, таксисты это услышали.
А после того как в городе произошел ряд нападений на водителей Uber — прислушались и рядовые жители. Узнав про приложение, они сильно им заинтересовались: с 11 по 21 марта количество подписчиков увеличилось на 24,5 тысячи — в пять раз больше, чем было раньше, пишет Hürriyet Daily News.
Подобная ситуация знакома многим европейцам и россиянам. Недовольные конкуренцией с дешевым Uber, «партнером» которого может стать кто угодно, таксисты устраивали забастовки. Во Франции они даже часто крушили объекты собственности города, в котором митинговали. Но во всех этих случаях таксистов возмущал демпинг, то есть намеренное снижение цен на услуги. В Стамбуле же сложилась уникальная ситуация: стоимость Uber высокая, а конкурентов все равно ненавидят. Как так вышло?
Отстрел водителей Uber
Стамбул страдает от пробок намного сильнее, чем, например, Москва. Особенно часто «стоит» весь исторический центр, а также подъезды к немногочисленным мостам через бухту Золотой рог и судоходный пролив Босфор. Российский «Яндекс» красит эти участки в красный цвет даже в разгар рабочего дня. Нередко бывает так, что попасть из Европы в Азию в Стамбуле становится быстрее при помощи парома, а не по мосту.
Для того, чтобы объезжать пробки в центре, водителям приходится сворачивать на маленькие улочки, на которых часто нет проезжей части и разметки, а дорога уложена брусчаткой. Нередко на этих переулках можно встретить крутые склоны. Но без этих объездных путей иногда приходится стоять в пробках по 30 минут на каждом светофоре.
Именно на таком переулке вечером 10 марта неизвестный таксист подстерег водителя Uber, которому полиция позднее присвоила оперативный псевдоним «Юнус Эмре». Жертва не успела доехать до своего клиента, как на него напали. Таксист ударил машину Uber по капоту ногой, после чего четырежды выстрелил по автомобилю. Жертва бросилась на утек, лишь бы не попасть под огонь разъяренного мужчины, пишет агентство Anadolu. Нападавшего разыскивает полиция.
Подобных нападений становится все больше, Прокуратура Турции открыла немало дел, связанных с этими происшествиями, рассказал «Шторму» стамбульский водитель Uber Огуз Уста. «Атаки проводятся. Водители такси на нас нападают, потому что считают, что мы «пиратствуем» на дорогах. Так как государство им не помогает, таксисты, замаскировавшись под клиентов, вызывают Uber, после чего причиняют вред машинам и их водителям», — разъяснил он. Он рассказал, что нередко нападения происходят вблизи аэропортов. Таксисты часто останавливают водителей Uber, когда те везут клиентов, и насильно высаживают пассажиров: либо пытаются убедить выйти из машины, либо выводят за руку.
Турецкий средний класс
Турецкие таксисты — достаточно привилегированное сообщество. В отличие от их коллег в Европе, их права защищены могущественными городскими профсоюзами, например, «Палатой стамбульских таксистов-предпринимателей». Для того чтобы сесть за руль желтого автомобиля с шашечками, требуется купить специальный номерной знак, который дает право перевозить пассажиров. Стоит он более полутора миллионов турецких лир (более 20 миллионов рублей). За эти деньги можно купить квартиру если не в пределах Садового кольца Москвы, то точно не дальше Третьего.
Заработок турецкого таксиста с таким номерным знаком — около десяти тысяч лир в месяц (около 150 тысяч рублей). Прожиточный минимум в стране — 1,4 тысячи лир, а реальные зарплаты — ниже, отмечает «МК-Турция» со ссылкой на Telegram-канал «Повестка дня Турции». В итоге по шкале достатка жителей страны таксисты оказываются где-то между основной массой людей и чиновниками. Кроме того, номерные знаки — это пожизненная собственность владельца, которую он также может продать или передать по наследству.
Эта система появилась в середине XX века. В наше время есть немало бизнесменов, получивших от родителей целый набор номерных знаков. Эти люди заведуют таксопарками, в которых работают граждане не самые образованные, но неплохо зарабатывающие даже с учетом того, что половину дохода приходится отдавать начальнику. На фоне того, что за последние 50 лет население выросло (в Стамбуле — в семь раз), город ежегодно посещают миллионы иностранцев, а лицензий сильно не прибавилось, стоит поездка на такси довольно дорого.
Кроме того, таксопарки еще и разделяют друг с другом зоны ответственности. Ехать в другую часть города водитель может и не согласиться, ведь в месте назначения есть его коллеги, которым тоже нужны клиенты. До Uber конфликты на уровне уличных разборок происходили между самими таксистами в достаточно тихих местах, и в газеты это не попадало. Теперь же появился общий враг.
Легендарные стамбульские таксисты
Высокая стоимость, множество клиентов и обычная лень привели к тому, что у стамбульских таксистов сформировался поистине уникальный характер. Они подбирают пассажира «под себя», стараются найти не умеющего говорить по-турецки иностранца, при этом постоянно его пытаются отвлечь разговорами, а по окончании поездки — обсчитать.
Привыкнув к хорошим доходам, таксисты стали «накручивать» счетчики и возить пассажиров длинными маршрутами, а также пытаться их всячески обмануть, лишь бы прикладывать меньше усилий в процессе работы. Пользователь Twitter @Kifan212 рассказал, как турист из Саудовской Аравии пытался добраться до аэропорта имени Сабихи Гекчен в азиатской части Стамбула. Таксист повез его к самому отдаленному мосту через Босфор, прокатил по «Европе», после чего, миновав центральный мост, вечно стоящий в пробке, направился в точку назначения. В итоге пассажир опоздал на самолет.
Это — один из недавних примеров, который многие турецкие СМИ используют для иллюстрации происходящего. Автор этих строк сам часто попадал в похожие ситуации, пока не начал отслеживать маршрут по GPS. Часто таксисты пытаются обмануть со сдачей. Если указать им на это — они стараются взять пассажира «на понт», устраивают истерику. Многие, не желая конфликта, оставляют водителю деньги и уходят.
О стамбульских таксистах среди туристов ходят легенды. Местные гостиницы часто предупреждают гостей, что перевозчики, скорее всего, попытаются их обмануть.
Такси vs Uber
Uber попытался зайти в Стамбул аккуратно, пишет агентство Reuters. Не снижая сильно цены на местном рынке, компания стала завлекать водителей. В итоге услуги Uber оказались намного качественнее, чем в такси. За поездкой можно следить в реальном времени, водитель без надобности не разговаривает с пассажиром. Проблем со сдачей также не возникает: оплата безналом. Стамбульские таксисты заметили, что клиенты от них уходят… и воззвали к властям.
Чтобы обратить на себя внимание, водители такси использовали весь арсенал, который только могли. Сначала в ход пошли заявления. Глава стамбульской палаты таксистов Эйюп Аксу называл Uber «вселенским сионистским заговором» и говорил, что за приложением стоит «всемирное еврейское лобби». Когда это не подействовало, он прибегнул к более тяжелой артиллерии: обвинил Uber в связи со считающейся в Турции террористической организацией FETO, во главе которой стоит «личный враг Эрдогана» проповедник Фетхуллах Гюлен, отмечает портал «Голос ислама». В современной Турции такое заявление сравнимо с объявлением национал-предателем и врагом Родины: за возможную связь с «гюленистами» в тюрьмах сидят сотни журналистов, политиков и чиновников.
Параллельно таксисты подали в суд на Uber, требуя убрать водителей приложения из Стамбула. Позднее, не ощутив немедленной поддержки властей, Аксу потерял терпение и начал угрожать. «Мы верим турецкому парламенту, нашему президенту и нашему премьер-министру. Мы вышли на путь законной борьбы со всемирным грабителем. В европейских странах таксисты устраивают поджоги во время демонстраций. Здесь же мы не хотим себя так вести. Но если справедливость не восторжествует, терпение таксистов иссякнет. Они будут готовы на все, лишь бы сохранить свой хлеб. Он для нас так же важен, как честь», — заявил глава профсоюза.
Власти страны пока не вынесли окончательных решений, но завоевать сторонников на этом конфликте решила оппозиционная Республиканская народная партия (CHP), основанная еще Ататюрком. Кемалисты 27 февраля пообещали «выкинуть» Uber из города. Таксисты же перешли от слов к действию, и тогда в городе начались нападения.
«Таксисты пытаются защитить свой доход, который не облагается налогом, поэтому они не хотят работать через какие-то электронные приложения. Качество обслуживания у них постоянно снижается, потому что нет конкуренции, все монополизировано. Делиться ни с кем не хотят», — объяснил «Шторму» Огуз Уста.
Впрочем, чем чаще стали происходить нападения, тем меньше жители Стамбула поддерживают таксистов. Цифры говорят сами за себя: пятикратное увеличение скачиваний Uber в Турции означает, что старые водители проигрывают борьбу с прогрессом.
«Несмотря на все эти происшествия, поездок через приложение стало в два раза больше. Народ в целом доволен качеством Uber и поддерживает сервис, а традиционным такси они очень недовольны», — рассказал «Шторму» Огуз Уста.
Стреляя в независимых водителей, стамбульские таксисты попали себе в ногу.