Министерство обороны объединит военные кафедры и учебные военные центры в новую структуру — военные учебные центры. На процессе обучения эти изменения не скажутся, считают опрошенные «Штормом» эксперты и преподаватели военных кафедр.
Один вместо двух
Минобороны России в июне подготовило документы реформы военного образования в высших учебных заведениях. Согласно законопроекту, который готовился больше семи лет, привычные для студентов военные кафедры заменят на военные учебные центры (ВУЦ). Военные чиновники считают, что реформа поможет в образовательном процессе и даст студентам больше возможностей для прохождения службы «в рассрочку».
По словам замминистра обороны Николая Панкова, в 2008 году в дополнение к военным кафедрам уже были введены учебно-военные центры (УВЦ). Первые готовят офицеров, сержантов и рядовых запаса, вторые – кадровых офицеров, которые в будущем перейдут на службу в войска.
За десять лет совместной работы военные выделили ряд проблем. Обе структуры дублировали друг друга, готовили офицеров по одинаковым специальностям и пользовались одной и той же материальной базой – учебниками, классами, техникой. Кроме того, по словам Панкова, кафедры и УВЦ управлялись разными людьми с разными задачами. Среди целей новой реформы – упростить такое «двоевластие», передав управление в ВУЦ. «[Это] позволит повысить эффективность руководства военной подготовкой, рационально использовать учебно-материальную базу», – рассказывал журналистам Панков. При этом он указал, что в ВУЦ сохранятся существующие программы подготовки, военные специальности и объем занятий.
По данным замминистра Панкова, в 2018 году подготовку на военных кафедрах и в учебно-военных центрах проходят 61 тысяча студентов. Программу подготовки кадровых офицеров проходят 10,5 тысяч будущих военнослужащих, еще 34,2 тысячи учащихся готовятся стать офицерами запаса. Почти в два раза меньше желающих уйти в запас «без звезд» - 16,5 тысяч студентов проходят программы сержантов и солдат запаса. В будущем пропорции должны сохраниться, считают собеседники «Шторма». В этом уверен и Панков, заявивший, что в будущем количество абитуриентов ВУЦ только вырастет. Это еще одна причина запустить реформу военного образования.
«В 2016 году создано пять венных кафедр, в 2017 году – сразу двенадцать, а в нынешнем году планируется довести общее количество военных кафедр до 93 и расширить географию», - поделился планами с «Известиями» Панков.
В справке к законопроекту, опубликованному 5 июня, основной причиной перемен в военном образовании называют двойственность структуры. «С целью более эффективного совместного использования имеющейся у этих подразделений учебно-материальной базы […] законопроектом предлагается заменить несколько существующих видов структурных подразделений военной подготовки в вузах на единый вид подразделений военной подготовки - военные учебные центры», - резюмируют авторы проекта.
Что изменится
По словам собеседника «Шторма», одного из преподавателей на военной кафедре МГУ им. М.В. Ломоносова, приготовления к переходу на новую форму обучения уже начались. «В основном изменения касаются не учебных планов, а бумажек – собираются менять бланки, таблички, штампы, печати», - рассказывает собеседник «Шторма». В будущей реформе он не видит никаких проблем – количество мест, по плану, для учащихся должно увеличиться, материальная и учебная база – улучшиться. «Но это всегда так, обещаются лучше, а там как получится», - сетует источник. Он уточняет, что военные кафедры даже в рамках ВУЦ – это плюс к престижу и имиджу вуза, который повышает конкурс на место. «Кроме того, это серьезный козырь в сравнении с коммерческими вузами, где такой возможности нет», - резюмирует собеседник «Шторма».
По словам другого преподавателя, работающего на военной кафедре в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, первый «звоночек» будущей реформы раздался с введением Болонской системы в вузах. «При введении четырехгодичного цикла обучения в бакалавриате в первый год система военного образования никак не среагировала, и мы получили кучу выпускников, которые не могли не пойти в магистратуру, так как не получили звания», - объясняет собеседник «Шторма», пожелавший сохранить анонимность. По его мнению, из-за таких «потерянных» офицеров запаса в 2014 году ввели обучение сержантов и солдат. «У студентов появился выбор – не хочешь еще два года магистратуры, выбирай вариант без звезд», - рассказывает преподаватель. Наличие более легкого варианта не снизило запрос на офицерское образование, подчеркивает источник. «Для многих обучение на кафедре стало своего рода гарантией, что вступительный экзамен в магистратуру им будет сдать легче – преподаватели в курсе ситуации и не «валят» таких ребят», - резюмирует преподаватель.
Служба в рассрочку
Как считает член Совета по правам человека при президенте Сергей Кривенко, будущая реформа не скажется отрицательно на учебном процессе или количестве учащихся. «Военная кафедра – это всегда возможность в некотором роде «обойти» военную службу, потратив на нее несколько месяцев учебных занятий, вместо года в войсках», - объясняет Кривенко. По его словам, год от года количество поступающих на военных кафедры только увеличивается. При имеющейся двойственной структуре изменения должны были рано или поздно прийти в голову военным, считает правозащитник. «О том, что военные кафедры и УВЦ используют одни и те же программы и средства, известно давно. Но ввести одну структуру вместо двух дублирующих догадались только сейчас», - напоминает Кривенко.
С ним согласен военный эксперт Анатолий Цыганок. Он отмечает, что сегодня учиться на военной кафедре «стало модным». По мнению эксперта, это не только помогает студенту избежать встречи с настоящей армией, но и позволяет Минобороны просмотреть «наиболее интересных» студентов, подыскать талантливых будущих военных. «Система военных кафедр создавалась как система производства кадрового резерва для армии. С этой задачей и кафедры, и УВЦ справляются», - резюмировал эксперт. Следующий шаг, по его словам, очевиден – реформа и оптимизация работающего механизма.