St
У Роскомнадзора нет единой методички по употреблению матерных слов в СМИ
Однако журналисты могут пользоваться примерами, которые приводят региональные подразделения ведомства

У Роскомнадзора нет единой методички по употреблению матерных слов в СМИ

Однако журналисты могут пользоваться примерами, которые приводят региональные подразделения ведомства

Коллаж: © Daily Storm

У Роскомнадзора нет единого методического материала для журналистов по употреблению нецензурной лексики в СМИ. Об этом Daily Storm рассказал пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский. Однако сотрудники региональных подразделений регулярно проводят семинары, где рассказывают о том, как правильно употреблять мат в статьях. Примерами, приводимыми Роскомнадзором в одном регионе, могут пользоваться журналисты другого субъекта.


Нецензурная лексика в СМИ


«Единой методички нет, но есть презентации, разработанные нашими территориальными управлениями, для того чтобы в наглядной и доступной форме объяснить представителям СМИ требования закона», — сказал Daily Storm Вадим Ампелонский, отвечая на вопрос о том, есть ли в ведомстве единый методический материал по употреблению нецензурной лексики в СМИ.


По словам представителя Роскомнадзора, региональные подразделения службы придерживаются принципов, разработанных в центральном аппарате. Поэтому журналисты из одних регионов могут пользоваться примерами из презентаций управлений Роскомнадзора в других субъектах.


«Принцип для всех одинаков. Работа на местах, естественно, согласуется в центральном аппарате, но все-таки не каждый чих. Территориальные подразделения имеют уровень самодеятельности. Их отдельные материалы не всегда бывают удачными, но мы просто физически не можем 70 территориальным управлениям согласовать все презентации, которые они на профилактических мероприятиях журналистам показывают. Иначе в центральном аппарате все время ушло бы на согласование презентаций», — объяснил Ампелонский.


«Может быть, они не самые удачные примеры иногда берут, но в целом эти истории из повседневной практики наших территориальных коллег, и они просто на этих примерах в ходе семинаров разбирают, что можно употреблять, а что нельзя», — добавил он.


Представитель ведомства отмечает, что всего к нецензурной лексике относятся четыре корня, которые были выделены учеными из Института русского языка имени Виноградова.


«Слово не должно прочитываться однозначно. В любом случае дети, например, не смогут впитать эту лексику. Но есть исключения: комментарии пользователей тоже не являются нарушением, согласно постановлению Верховного суда, а также мы исключаем из закона прямой эфир. Однако, если видео остается висеть на сайте, то вы получите штраф или предупреждение», — сказал Вадим Ампелонский.


undefined
Вадим Ампелонский Фото: © GLOBAL LOOK press / Komsomolskaya Pravda


Как писать про суицид


Еще одна ахиллесова пята российских журналистов с точки зрения написания текста — подробное описание суицида в материалах. За это СМИ также штрафуются регулятором. Чтобы снизить количество нарушений со стороны журналистов, Роскомнадзор проводит семинары, посвященные этой теме.


В мае 2019 года главный редактор Kostroma.today Кирилл Рубанков опубликовал на своей странице в Facebook памятку с примерами, как нельзя писать о самоубийствах. Ее раздавали журналистам на одном из мероприятий управления Роскомнадзора по Костромской области. Так, согласно одному из примеров, приведенных в памятке, журналистам нельзя писать «преднамеренно бросился под поезд», а «случайно попал под поезд» — можно.


По словам заместителя руководителя управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Ирины Парсон, в данном случае журналистам других регионов лучше пользоваться единым методическим материалом, опубликованным на сайте Роспотребнадзора.


Как говорит Вадим Ампелонский, в создании этого документа принимали участие сразу несколько организаций и известные журналисты.


«По суициду мы создавали методичку вместе с Роспотребнадзором в 2016 году. Тогда за одним столом Роскомнадзор собрал ученых, работа проводилась на базе факультета психологии МГУ. В ней также принимала участие Елена Леонидовна Вартанова с факультета журналистики Университета Ломоносова. Профсоюз журналистов и некоторые отдельные журналисты. Например, Катя Винокурова из Znak.com принимала участие», — отмечает представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.


Поводом для создания такой методички послужила громкая история, которая развернулась вокруг портала «Православие и мир» и Роскомнадзора.

«Они опубликовали материал о смерти онкобольного, который устал терпеть боль и совершил суицид. Мы вынесли предупреждение тогда, но не за сам материал, а за смакование подробностей», — добавил Ампелонский. 


«Да пошли вы н...й!»


Тема рекомендаций от региональных отделений Роскомнадзора второй раз за последние два месяца оказалась в топах после того, как 19 июня шеф-редактор издания Znak.com Дмитрий Колезев опубликовал в Twitter снимок с семинара проводимый для журналистом УРФО. На фотографии был запечатлен один из слайдов презентации Роскомнадзора о том, как правильно маскировать нецензурную брань в публикациях СМИ.


undefined
Дмитрий Козелев Фото: © facebook.com / Дмитрий Козелев


В ответ на пост Колезева Роскомнадзор написал: «Вам что, серьезно так сложно использовать маскировку нецензурной брани в СМИ? У вас руки после этого отвалятся? Наступит конец света? Нет, б...ь, нет! Тогда почему, @, вы неправильно маскируете?! Еще и глаза закатывают, да пошли вы н...й!» — написал в своем аккаунте в Twitter Роскомнадзор, спародировав мем «Вам что, серьезно так сложно...».


Позже представитель ведомства Вадим Ампелонский объяснил этот пост участием Роскомнадзора во флешмобе, к которому присоединились Сбербанк и «Ростелеком».


Загрузка...