20 июня во время прямой линии с президентом России пензенский бизнесмен Николай Кузяков, руководитель предприятия «Ванюшкины сладости», предложил Владимиру Путину приехать в Пензу и сыграть в хоккей на арене «Дизель». В интервью Daily Storm Кузяков рассказал о том, как его компания помогает будущим звездам хоккея, почему он решил пригласить президента на пензенский лед и о самых любимых лакомствах спортсменов.
— Это, конечно, не секрет, что Владимир Владимирович любит хоккей, сам активно играет, но все-таки, почему вы решили пригласить его в Пензу?
— Наш пензенский клуб «Дизель» и детская школа действительно выпускают много именитых игроков, и я хотел сказать об этом не только Владимиру Владимировичу, но и всей стране. Однако президент играет только в Сочи и иногда в Москве, но ведь хоккеем живет вся страна, особенно малые регионы! Было бы неплохо, если Владимир Владимирович приезжал бы в другие города, потому что это способствовало бы и хоккею, и популяризации спорта в целом.
— Сами занимались хоккеем?
— Сам не занимался, но активно с ним соприкасаюсь — отдал сына в хоккейную школу и вот, хожу вместе с ним на занятия. А еще пять лет назад у нас появился новый губернатор, который тоже регулярно играет.
— Не сомневаюсь, что болеете за родной «Дизель», но может, у вас есть другие хоккейные предпочтения?
— Да, в ВХЛ (Высшая хоккейная лига) — это «Дизель», а вот в КХЛ (Континентальная хоккейная лига) болею за СКА. Почему такой выбор? Даже не знаю (смеется), наверное, мне симпатичен их тренер.
— Как идут дела у хоккейной школы? С какими проблемами сталкивается? Или, напротив, это тот редкий случай, когда все хорошо?
— Да нет, проблемы есть, и одна из топовых трудностей — это, как всегда, нехватка финансирования. Школа находится на балансе бюджета области, а бюджет дефицитный. Поэтому, например, клуб не закупает сторонних игроков. Хотя… это, может быть, и хорошо. У нас же две команды — молодежная и основная, так вот, молодежка в прошлом году стала победителем, в этом году заняла второе место, без участия привлеченных игроков! А это говорит о хорошем уровне. Потом из этой молодежи вырастают будущие звезды, которых очень охотно забирают большие клубы. Остальные переходят в основную команду. Вот как раз, чтобы «зацепить» ту самую талантливую молодежь, финансов и не хватает. По сути дела, потом выходит так, что пензенцы играют против пензенцев (смеется). А с точки зрения турнирной таблицы, молодежка — это первые-вторые места, а основная команда — где-то в середине.
— Вы как бизнесмен помогаете школе и клубу?
— Мы, безусловно, участвуем в жизни команды. Спонсируем и детские турниры, а там по всем возрастам набирается большая аудитория, порядка 1000 детей. Конечно, даем сладкие подарки, не без этого. Если говорить о клубе, то мы покупаем спонсорские пакеты — вот так и вносим свой вклад.
— Давайте теперь немного о «Ванюшкиных сладостях» поговорим. Как пришла идея такого «сладкого» бизнеса?
— Мы с братом всегда были предприимчивыми, да и родители такие же — было на кого равняться. В 12 лет мы организовали компьютерный клуб, но просуществовал он недолго, потому что это были тяжелые времена в целом. Потом летом продавали мороженое, лимонады и уже в 20 лет мы работали торговыми агентами и тоже продавали сладости, а потом решили заказать у одного кондитера партию сладостей, но уже под нашим брендом «Ванюшкины сладости». Они очень хорошо продались в соседних городах, поэтому мы и задумались о собственном производстве, родители нас поддержали. Так вместе и работаем всей семьей: я занимаюсь продажами, отец отвечает за сельское хозяйство — мы же еще выращиваем пшеницу и сахарную свеклу, недавно еще и птицефабрика появилась.
— Получается, что производите в основном из своего сырья?
— Не все, но частично да.
— На какие рынки уже успели выйти со своей продукцией? Может быть, о вас уже знают за рубежом?
— У нас очень хорошо развиты Казахстан и Белоруссия. В Китай мы только начали продаваться — пока еще пытаемся понять рынок. А так, у нас 72 региона в России, лучше всего продукция идет в Петербурге и Москве, учитывая огромный спрос на кондитерские изделия.
— У вас есть любимый продукт из того, что вы производите?
— Профитроли в шоколадной глазури без начинки.
— Рецептуру разрабатывала ваша семья или технологи с предприятия?
— Больше 50% рецептов придумано семьей, есть и сторонние технологи из Германии и Италии, которые также разрабатывают их для нас. У нас несколько нестандартные изделия: сложные, но интересные. Есть у нас и штатные технологи, конечно же.
— А что предпочитают юные хоккеисты?
— Мини-блинчики со сгущенкой — вот их главная любовь.
— После того как вам удалось заявить о себе на прямой линии с президентом, может быть, появились какие-то особенные планы на будущее, новые устремления?
— Да нет, радикально отходить от уже давно намеченного курса мы не будем. Мы же живем в России, где каждый день происходят изменения, что и хорошо, и плохо. Но у нас есть план на производство и на развитие — будем открывать еще четыре страны в этом году, запустим линейку из 20 совершенно новых позиций. Вот открыли птицефабрику— и для нас, как малого-среднего бизнеса, это очень приличные инвестиции. Так что растем и развиваемся.