St
Украинские военные предприятия уже несколько лет получают контрабанду из России
18+
С помощью фирм-посредников на Украину доставляют запчасти ракет и двигатели для БТР российского производства Коллаж: © Daily Storm

Украинские военные предприятия уже несколько лет получают контрабанду из России

С помощью фирм-посредников на Украину доставляют запчасти ракет и двигатели для БТР российского производства

Коллаж: © Daily Storm

На Украине разгорается скандал с коррупцией в военной промышленности. Предприятия страны нелегально закупают в России детали для военной техники. Украинские власти признают существование контрабанды, называя это необходимостью, и уверяют, что никто из чиновников на поставках не наживался. Расследование журналистов издания «Бигус.инфо» говорит об обратном: предприятия страны платили за товар в несколько раз больше его реальной стоимости. На этом могли зарабатывать фирмы, связанные с высокопоставленными чиновниками. Daily Storm решил разобраться, как устроена контрабанда российских деталей для украинского вооружения.


На этой неделе украинское издание «Бигус.инфо» опубликовало расследование о коррупции в военно-промышленном секторе Украины. Речь идет о корпорации «Укроборонпром», которая закупала российские запчасти для своей военной техники (с 2014 года на Украине действует запрет на военное сотрудничество с Россией — «страной-агрессором»). Причем закупки проводились по ценам, завышенным в несколько раз. Журналисты утверждают, что посредником в схеме выступал завод «Кузница на Рыбальском», ранее принадлежавший действующему главе Украины Петру Порошенко, которому через два месяца предстоит участие в президентских выборах.


Порошенко потребовал провести оперативную проверку по данным журналистского расследования и принял отставку замсекретаря Совбеза Украины на время следствия. Скандалом воспользовались противники главы государства: лидер партии «Батькивщина» и фаворит предстоящих президентских выборов Юлия Тимошенко заявила о начале ​процедуры импичмента против главы государства. Другой участник президентской гонки, актер и шоумен Владимир Зеленский, обвинил действующую власть в том, что она «зарабатывает на крови». В Верховной раде подняли вопрос о ликвидации «Укроборонпрома» после очередного коррупционного скандала.


Что мы узнали из расследования?


В материале «Бигус.инфо» утверждается, что сын замсекретаря Совбеза Украины Игорь Гладковский в 2015 году (то есть в год, когда в Донбассе еще велись активные боевые действия) вместе с друзьями организовал поставки контрабандных российских деталей для украинской военной техники. К сделкам привлекались фирмы-посредники, в том числе «Кузница на Рыбальском». Это завод, ориентированный на машиностроение, кораблестроение и металлургию. Там, например, производят артиллерийский катер «Гюрза» и автоматический гранатомет УАГ-40. Там же собирают легкую бронированную технику. В 2017 году завод увеличил чистую прибыль в 2,2 раза — до 18,621 миллиона гривен.


До 2018 года предприятие принадлежало президенту страны Петру Порошенко и народному депутату Игорю Кононенко. Позднее завод выкупил «Эвинз лимитед» из финансово-промышленной группы «ТАС», бенефициаром которой является Сергей Тигипко — в украинских СМИ его называют карманным банкиром администрации президента.


Интересно, что в 2017 году «президентский» завод уже оказывался в центре скандала. Национальное антикоррупционное бюро Украины тогда предположило, что завод продал пограничникам бронированные машины почти в четыре раза дороже их реальной стоимости. Речь шла о покупке четырех БТР за 60 миллионов гривен. Кстати, до начала войны на востоке Украины предприятие вообще не занималось производством военной техники. Но в 2014 году завод стал участвовать в многомиллиардных военных госзаказах, легко выигрывая тендеры на поставки оружия, бронеавтомобилей и катеров ВСУ «Кузня». Только за первый год президентства Порошенко активы завода выросли вдвое — до 706 миллионов гривен.


Впрочем, в этот раз «Кузница на Рыбальском» — не главный герой расследования. Это всего лишь одна из фирм-посредников, благодаря которым Игорь Гладковский с партнерами якобы завозили в страну российскую военную продукцию. Товары продавались с наценкой до 300%, утверждают авторы расследования. По их данным, на этих схемах бизнесменам удалось заработать 9,26 миллиона долларов.



Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Завод «Кузня на Рибальському»
Завод «Кузня на Рибальському» Фото: © wikipedia.org / Dmitry Trikutko

Отстраненный замсекретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины Олег Гладковский признал, что страна действительно закупает запчасти для военной техники в России, но отверг обвинения о своей причастности к коррупционным схемам. Он объяснил это тем, что многие комплектующие невозможно производить на Украине. Это сложно технологически, поэтому их закупают у России.


Кстати, поставки российских запчастей признал и генпрокурор страны Юрий Луценко. Он счел контрабандный ввоз на Украину необходимых военным запчастей для танков, БТР и артиллерии «приемлемым» в условиях войны.


Что мы знаем о схемах, по которым контрабандный военный товар ввозился на Украину из России?


О том, что украинские оборонные предприятия окольными путями закупают российские запчасти для своего вооружения, СМИ писали и раньше. Причем в разное время контрабанда работала по разным схемам. Например, в 2016 году телеканал «Громадьске» узнал, что «Укринмаш» — дочерняя фирма украинского госконцерна «Укроборонпром» — через британских посредников — фирму Rion Assets Company LTD — закупала российские запчасти: гусеничные ленты для военной техники и двигатели для советских бронетранспортеров БТР-70. После этого в «Укроборонпроме» заявили, что примут на вооружение бронетранспортеры, адаптированные под немецкие двигатели.


За 20 гусеничных лент российского производства «Укринмаш» тогда заплатил британскому посреднику более 121 тысячи долларов, а за 20 российских двигателей — 160 тысяч долларов. Это в два раза выше реальной цены, утверждали журналисты.


В тот же год стало известно о контрабанде на Украину списанных в утиль российских ракет. Украинским предприятиям тогда не хватало деталей для собственного вооружения. В России из-за этого даже было возбуждено уголовное дело. Его расследовало главное следственное управление (ГСУ) СКР по Московской области. Подрядчик, выигравший тендер, ракеты разобрал, затем их составные части выставили на торги. Детали перепродавали нескольким фирмам, после чего они достигли конечного потребителя — украинского ОАО «Мотор Сич» — одного из крупнейших предприятий в мире по выпуску двигателей для самолетов и вертолетов (работает с двигателями советских самолетов «Руслан»).


В 2017 году журналисты выяснили о существовании еще одной схемы по поставкам «военки» на Украину. Заказчиком снова выступала дочка «Укроборонпрома» — «Укринмаш». И в деле снова фигурировали иностранные посредники. На этот раз из Молдавии. «Укринмаш» закупал российские двигатели для собственных бронетранспортеров БТР-80.


Как вообще устроена украинская «военка»?


«Укроборонпром» — это, как бы сказали в России, госкорпорация, в ее ведении практически вся оборонная мощь Украины: от танков до патронов. Учрежден главный «оборонник» в 2010 году в ходе административной реформы, проводимой экс- президентом страны Виктором Януковичем.


Украинский БТР - 80
Украинский БТР - 80 Фото: © wikipedia.org / U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Kristopher Regan / Released

В ведомстве «Укроборонпрома» сейчас находится порядка 100 предприятий, часть из них были утеряны после референдума в Крыму и начала военных действий на востоке Украины. Но основные мощности остались подконтрольны правительству.


Казалось бы, в условиях непрекращающейся войны, разрыва торговых отношений с оборонной сферой России (это случилось сразу после Крымской весны) «Укроборонпром» должен активно развивать производства и наращивать экспорт. В отчетах и официальных заявлениях представителей «госкорпорации» так оно и есть.

Еще в июле 2017 года на сайте концерна появилась новость о том, что «Укроборонпром» полностью выполняет госзаказ, еще и наращивает экспорт.


«За прошлый год мы увеличили экспорт на 25% — с 570 миллионов до 770 миллионов долларов. При этом мы полностью выполняем внутренние заказы и обеспечиваем отечественные силовые структуры необходимым», — заявил заместитель генерального директора по развитию концерна Артур Херувимов.


Однако уже в августе того же года внешний аудит выявил в компании растраты и неэффективное управление ресурсами на сотни миллионов гривен. А по результатам 2018 года концерн не смог выполнить даже гособоронзаказа.


Такая же ситуация и в экспорте. По данным Государственной службы экспортного контроля Украины,  в 2017 году страна поставила всего 18 единиц тяжелой техники и только в одну страну — Таиланд. Для сравнения, в 2016-м — 225 единиц в шесть стран, а в довоенном 2013-м — 557 в 13 стран. Всего, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), с 2008-го по 2017 год экспорт вооружений из Украины упал на 26%.


При этом, по информации того же SIPRI, четверть всего вооружения идет в Россию. Официально Украина не подтверждает эту информацию, и в документах Госслужбы экспортного контроля Россия в числе получателей вооружения не значится.



Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...