После присоединения Крыма к России в 2014 году пилоты республики неоднократно пытались поменять свои украинские летные права на аналогичные российские бумаги. Но авиационные власти страны отказались перерегистрировать документы сопредельного государства. Пилотам предложили пройти всю подготовку с самого начала или продолжить летать по украинским свидетельствам в пределах полуострова. «Шторм» рассказывает о том, как авиационные власти страны оставили частных крымских пилотов в правовом вакууме и отрезали их от России.
В 2014 году крымчане стали получать российские паспорта и начали менять свои украинские водительские права. «Тогда крымским авиаторам приходилось решать много вопросов. Нужно было в первую очередь установить правила для использования воздушного пространства Крыма. Вокруг было очень много военных, и нужно было понять, где и как могут летать частные пилоты», — рассказывает председатель регионального отделения Объединенной федерации спорта сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА) в Республике Крым Владимир Коваль.
Эти вопросы обсуждались на встречах с представителями Росавиации, которые проходили в Симферополе. Тогда же пилотам предложили оперативно зарегистрировать свои воздушные суда в России. Начальник Южного МТУ Росавиации Владимир Исаев сетовал, что крымчане не торопятся получать для своих самолетов российскую прописку. По прошествии восьми месяцев после присоединения Крыма к России перерегистрацию ВС оформили только одно предприятие и владельцы нескольких вертолетов. Остальные авиаторы продолжали летать на воздушных судах, не зарегистрированных в РФ, утверждал чиновник.
Владимир Коваль говорит, что крымчанам обещали льготные условия прохождения регистрации — вместо 12 документов нужно было предоставить только три. На деле оказалось, что авиаторам с полуострова придется проходить данную процедуру на общих основаниях. После успешной регистрации нескольких ВС летчики задумались о получении российских пилотских, поскольку с украинскими документами можно было летать только на территории полуострова. Это прописано в законе о присоединении Крыма к России.
Получение российского свидетельства давало преимущества и для полетов в самой республике. Без него пилоты не могли войти в электронную систему идентификации летных планов, где можно было получить оперативный ответ на заявку о полете. Приходилось отправлять телеграмму на почту Южного территориального управления Росавиации (Ростов-на-Дону), ответ от которого приходилось ждать сутки.
Федеральные чиновники из Росавиации несколько раз приезжали в Крым. Выступали в конференц-зале в аэропорту Симферополя. Туда собирались пилоты со всего Крыма, рассказывает Коваль: «Зал вместимостью порядка 200 человек был забит почти полностью». По его словам, представители ведомства обещали сделать крымчанам пилотские на льготных условиях. «Чуть ли не бесплатно», — подчеркивает собеседник.
Но летчики не рвались в Москву, для этого им нужно было брать отпуска. Кроме того, поездка была связана с большими затратами на дорогу, да и успех авантюры не казался очевидным, объясняет собеседник «Шторма». В Москве над вопросом замены документов работал президент ОФ СЛА России, доктор технических наук Игорь Никитин (обучал президента России Владимира Путина управлению дельталетом).
«Как-то раз Никитин позвонил и сказал: «Ребят, я не гарантирую, что пилотские заменят. Вы можете просто приехать и оставить деньги на проверках, но шанс есть». «И мы решили рискнуть», — рассказывает Владимир Коваль.
В Москву отправились четыре человека. Вместе с Владимиром Ковалем были пилоты Алексей Цигура, Геннадий Коваленко и Анатолий Григорьев. В этот раз им снова пришлось пройти процедуру в общем порядке. В течение двух недель пилоты сдавали тесты в Росавиации и выполняли летные проверки. Каждому процедура обошлась в десятки тысяч рублей.
«Летный час тогда стоил восемь тысяч рублей. Мне нужно было на два типа ВС сдавать. Моя зарплата к тому времени была около 9 тысяч рублей. А мне только за летные проверки надо было отдать минимум 16 тысяч, плюс ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия) пройти еще пять тысяч стоило, сейчас восемь. Перелет еще в 10 тысяч вышел», — подсчитывает собеседник.
Росавиация должна была принять решение по выдаче пилотских в течение двух недель. Пилотам пришлось ждать три месяца. Все это время им не могли объяснить, с чем связана задержка. «Я думал, не получу — ну, значит, будем по украинским летать. За державу просто обидно, раз мы уже в России. Если страна не захочет, значит, будем петлять как получится», — размышлял пилот.
В конце концов им все-таки выдали документы.
Через некоторое время за российскими пилотскими отправилась вторая группа крымчан. Среди них был пилот СЛА Владимир Ивненко, который работает в контрольно-спасательной службе «Крым — СПАС». Владимир увлекается малой авиацией с 1995 года. За это время он построил четыре воздушных судна: сверхлегкие самолеты и дельталеты. «Крым — СПАС» даже хотел взять в аренду его машины и использовать их в спасательных работах. Ему также предлагали помочь с получением российского летного удостоверения. Но позднее руководство службы отказалось от этих затей. Это слишком сложно, объяснили Ивненко.
Пилот вспоминает один интересный случай, произошедший еще до того, как он пытался получить российское пилотское свидетельство. По его словам, к нему приехал сотрудник ФСБ, интересовался, как у него идут дела, и просил показать российское пилотское.
«Я передал украинское. Он ответил: «Нет, это мне не надо». Пилот объяснил, что получить российское свидетельство не так-то просто, да и к тому же у него не было времени мотаться в Москву. Сотрудник спецслужбы дружелюбно что-то ответил и удалился».
Позднее Ивненко все-таки решил отправился в Москву за пилотским. Пройдя тесты и сдав документы, он стал ждать исхода предприятия. Через четыре месяца Ивненко получил отказ авиационных властей. В письме за подписью начальника управления летной эксплуатации Максима Костылева говорилось, что документы пилота не соответствуют требованиям к получению свидетельства. Отказ объяснялся тем, что Ивненко не проходил профессиональную подготовку по программам, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации (ГА). Речь, надо полагать, шла о программах Росавиации.
В то же время в ведомстве сообщили, что выданные крымчанам украинские пилотские могут без ограничения срока действия использоваться на территории полуострова без дополнительных разрешений.
Ивненко такой ответ не устроил, поскольку он имел около тысячи часов налета и проходил подготовку в сертифицированном учебном центре в Киеве. Он
решил обратиться в Минтранс, где ему сообщили, что законом о присоединении Крыма к России не предусмотрена замена украинских пилотских на российские. В ведомстве добавили, что пилот может летать в России с украинским свидетельством, если будет ежегодно проходить валидацию (подтверждение иностранного пилотского в РФ).
По словам Ивненко, о проблеме замены украинских пилотских крымчан российскими знает глава Росавиации Александр Нерадько. На совещании в центральном аэропорту Симферополя, куда в марте 2016 года Нерадько приехал с официальным визитом, чиновнику был задан вопрос о том, как проходить процедуру замены. На что глава регулятора, по словам Ивненко, ответил: «А почему проблема? Нет никакой проблемы, есть Ульяновское авиационное училище — можете поехать учиться и получить свидетельства в российских училищах». По словам пилота, глава Росавиации был искренне удивлен. В ответ на замечание крымских пилотов о том, что такое обучение стоит почти полмиллиона рублей, Нерадько парировал: «Ну, авиация же дело дорогое».
Как рассказывает Владимир Коваль, во время одной из своих рабочих поездок в Крым глава Росавиации Александр Нерадько пообещал пилотам ввести на полуострове воздушное пространство класса «G» (предназначено для малой авиации). Проработать этот вопрос в кратчайшие сроки Нерадько поручил начальнику южного МТУ ведомства Владимиру Исаеву. Но вопрос так и не был решен.
"Гольф – это возможность летать в определённых районах без устойчивой радиосвязи. Это важно для сверхлегких воздушных судов, которым законодательно разрешено не устанавливать такого плана оборудование на борту. Например, парапланеристы, куда им взять с собой радиостанцию, которая должна добивать до Симферополя? А если пилот при этом отрабатывает спортивные упражнения, готовится к соревнованиям", - объясняет Коваль. По его словам, введение класса «G» воздушного пространства на полуострове не только облегчило бы жизнь частным пилотам, но и повысило бы туристическую привлекательность Крыма.
Еще одна группа крымских пилотов пыталась получить пилотские через Южное МТУ Росавиации, рассказывает Владимир Коваль. По его словам, поначалу начальник отделения ведомства настраивал пилотов на положительный исход. Но после подачи документов дело встало. То в отделении ведомства не было бланков пилотских свидетельств, потом бланки появились, но выдача документов продолжала раз за разом откладываться, вспоминает Коваль. «В итоге люди просто оставили эту идею», — говорит собеседник.
На встречах с федеральными чиновниками крымские пилоты также интересовались, появятся ли на полуострове центры сертификации самолетов (СЛГ), медицинского освидетельствования (ВЛЭК) и центры подготовки пилотов-любителей. «Пока что почти ничего из этого у нас по-прежнему нет», — отмечает Коваль.
По его словам, на весь Крым сейчас работают два врача — авиационных терапевта, которые продлевают годовые отметки врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Для того чтобы получить новый ВЛЭК, пилотам по-прежнему, приходится ехать в Москву или Ростов-на-Дону. Кроме того, раз в год летчикам нужно ездить в Киев, чтобы продлить действие своих украинских пилотских.