St
«В мае никаких куличей уже не будет». Бизнес не рассчитывает на скорый выход из самоизоляции
Владельцы предприятий рассказали, как прошел месяц борьбы с COVID-19 и сколько денег они потеряли Коллаж: © Daily Storm / Евгений Рыбкин

«В мае никаких куличей уже не будет». Бизнес не рассчитывает на скорый выход из самоизоляции

Владельцы предприятий рассказали, как прошел месяц борьбы с COVID-19 и сколько денег они потеряли

Коллаж: © Daily Storm / Евгений Рыбкин

В связи с продлением «нерабочих недель» бизнес остается без выручки еще как минимум на полмесяца. Что до обещанных послаблений, то на них приходится рассчитывать «когда-нибудь потом» вместо желаемых «здесь и сейчас». Предприниматели из разных сфер рассказали Daily Storm, на сколько сократились их доходы за апрель, какими будут первые рабочие дни и кто сумел вернуться на рынок, несмотря на жесткие ограничения.


С уходом бизнеса на удаленку досуг россиян заметно преобразился: аптеки и продуктовые превратились в «развлекательные центры», а прогулки до ближайшего ларька заменили вечерний променад. Прежде с обеими задачами прекрасно справлялись ТЦ. Теперь огромную площадь моллов одиноко обхаживают продавцы из магазинов с товарами первой необходимости. О тех, кто закрыл стеклянные двери для покупателей, руководство торговых центров все же позаботилось. Партнеры снизили арендную стоимость, вплоть до того, что исключили ее совсем, оставив строку за эксплуатационные расходы. А вот сами торговые центры пока остаются без поддержки.


«Реальность очень расходится с теми словами, которыми нас кормят по телевидению, посетовал маркетолог одного из ТЦ, пожелавший остаться анонимным. Налоги плати, зарплату плати. Нам обещали послабления налога на землю, однако на деле мы видим все те же цифры. Плюс все торговые центры закредитованы и вынуждены отдавать колоссальные суммы. В тот момент, когда помощь нужна, ее нет. Может быть, она и предвидится, однако нет ничего, чем можно было бы воспользоваться здесь и сейчас».  


При условном сценарии, что торговые центры откроются сразу после снятия карантина, моллам придется тщательнее подготовиться к возвращению посетителей. Руководители ТЦ ждут новых документов, закрепляющих дополнительные санитарные нормы, меры по дезинфекции и соблюдению дистанции. В тех странах, где смягчение карантинных мер уже произошло, вход в ТЦ разрешен только при наличии медицинских масок. Однако поиск таковых остается исключительно задачей покупателей торговые центры не готовы оплачивать данные расходы, даже ради привлечения клиентов. «Физически нельзя 30 тысяч человек в день снабдить масками. При цене 50 рублей за штуку получается уже 1,5 миллиона рублей ежедневно. Нам выгоднее закрыться», говорит собеседник Daily Storm. 


Вдвойне удручает маркетолога, что закрытие бизнеса происходит на фоне слабых мер по самоизоляции: «Карантин не карантин на улице столько же людей, сколько в обычное время. Люди для развлечения идут в продуктовые и аптеки, потому что им надо куда-то выйти. Следовало бы ввести строгий карантин на две недели, а не черт-те что на полтора месяца. Знаете, как в Европе, когда запускают в супермаркет по 10 человек, а остальные, дистанцируясь, ждут на улице. Тогда такие походы перестанут быть развлечением». 


Проблемы торговых центов целиком разделяет и рынок общепита. В конце марта на встрече президента с предпринимателями владелец сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова эмоционально рассказала Владимиру Путину о проблемах ресторанной сферы. Спустя месяц положение кафе не изменилось. Никаких надежд на снятие самоизоляции «АндерСон» также не питает: «Мы с самого начала рассчитывали, что ресторан сможет открыться только в июле. Понятно, что в первые недели после карантина выход будет крайне тяжелым сразу люди никуда не пойдут. К тому же мы работаем с детской и семейной аудиторией, которая по большей части пережидает пандемию за городом», пояснила Татулова. 


По словам Анастасии, общая позиция ресторанов такова, что открываться раньше снятия наложенных Роспотребнадзором ограничений нет смысла. Иначе заведения вольют все средства в аренду и зарплаты, что вгонит еще в больший минус. 


Между тем первый карантинный месяц уже ударил по выручке. За апрель 2020-го кафе «АндерСон» получило 16% от месячного оборота годичной давности. «Это катастрофическая цифра, но она больше той, на которую мы рассчитывали в начале месяца. Мы полагали, что выручка не поднимется выше 5%, призналась Татулова. Все благодаря тому, что работает кондитерская фабрика и мы продали к Пасхе много куличей, порядка 20 тысяч. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Однако в мае станет сложнее, никаких куличей уже не будет». 

  

Госпомощь, о которых «умоляла» предпринимательница на встрече с президентом, пока никак себя не проявила. Те меры, которые уже приняты в поддержку бизнеса, неэффективны для ресторанной отрасли. Дело в том, что согласно ФЗ №209 и Бюджетному кодексу, субсидии не могут получить предприятия, которые торгуют подакцизным товаром. А поскольку в ресторанах имеется алкоголь, то вся отрасль просто выпадает из мер. Тем не менее хорошие новости для общепита все же есть. На днях вице-премьер Андрей Белоусов поручил Министерству экономики проработать господдержку пострадавших компаний, основываясь не только на ОКВЭД, но также исходя из падения выручки до 30%. «Мы эту меру месяц предлагаем. Надеюсь, что многим предприятиям все же станет полегче», заключила Татулова. 


Не менее бурное обсуждение развернулось в защиту книжной отрасли. В середине апреля писатели, представители издательств и книжных сетей попросили правительство поддержать индустрию, а именно приравнять книги к товарам первой необходимости. Обращение подписали более 500 участников, однако в заголовках СМИ чаще всего мелькало имя писателя Виктора Пелевина. Несмотря на поистине звездный состав подписантов, ни к каким послаблениям открытое письмо в итоге не привело.


В связи с продлением режима самоизоляции стоит ожидать, что книжные магазины и вовсе откроются в последнюю очередь, поскольку последними получат статус пострадавших от эпидемии, считает издатель и владелец сети магазинов «Фаланстер» Борис Куприянов. «Ведь куда «важнее» парикмахерские, салоны красоты, ювелирные и прочее, что относится к интересам властей. В нашей стране принимаются законы и поправки к Конституции, которые закрепляют важность русского языка и русской культуры, при этом никакой помощи ни издательствам, ни книжным не оказывается!» констатирует предприниматель.


За счет онлайн-продаж, которые пришлось запустить специально по случаю коронавируса, выручка «Фаланстера» в апреле составила 15% от общего оборота копейки по сравнению с привычным доходом. Возвращение на рынок, по мнению Куприянова, окажется очень сложным. Если в первый месяц ограничительных мер удар приняли в основном книжные, то в следующий пострадают уже издательства.  


Если одни магазины только осваивают доставку, то другие, в том числе косметологические, уже давно сбывают продукцию онлайн. По словам Дмитрия Тамурки, гендиректора ООО «Табер Трейд» (сеть магазинов «Подружка»), количество ежедневных интернет-заказов подскочило с 1000 до 2000. В то же время сеть лишилась 70 тысяч покупателей, которые посещали «Подружку» в «докарантинное» время.


Между тем, некоторые предприятия уже ощутили первый наплыв посетителей. Так, к открывшимся магазинам «Леруа мерлен» очередь выстраивалась в несколько рядов. В пресс-службе компании работу сети объяснили тем, что некоторые магазины не закрывались совсем (поскольку сеть реализует товары из списка непродовольственных товаров первой необходимости), а какие-то закрывались и вновь открылись по разрешению властей. Все отделения в Московской области закрыты физически, но часть из них работает на обслуживание онлайн-заказов.


Кроме того, руководство «Леруа мерлен» ввело ограничение на количество покупателей 200 либо 500 человек одновременно в зависимости от площади зала. Однако избежать офлайн-толкучки в некоторых магазинах все же не удалось. Большое число посетителей, по мнению пользователей соцсетей, дискредитирует борьбу с коронавирусом.


Несмотря на предмайский ажиотаж, в целом посещение строительного супермаркета существенно снизилось. При этом, как отметили в пресс-службе, почти в 10 раз возросло количество интернет-заказов, а в деньгах объем онлайн-продаж вырос в шесть раз


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...