В связи с продлением «нерабочих недель» бизнес остается без выручки еще как минимум на полмесяца. Что до обещанных послаблений, то на них приходится рассчитывать «когда-нибудь потом» вместо желаемых «здесь и сейчас». Предприниматели из разных сфер рассказали Daily Storm, на сколько сократились их доходы за апрель, какими будут первые рабочие дни и кто сумел вернуться на рынок, несмотря на жесткие ограничения.
С уходом бизнеса на удаленку досуг россиян заметно преобразился: аптеки и продуктовые превратились в «развлекательные центры», а прогулки до ближайшего ларька заменили вечерний променад. Прежде с обеими задачами прекрасно справлялись ТЦ. Теперь огромную площадь моллов одиноко обхаживают продавцы из магазинов с товарами первой необходимости. О тех, кто закрыл стеклянные двери для покупателей, руководство торговых центров все же позаботилось. Партнеры снизили арендную стоимость, вплоть до того, что исключили ее совсем, оставив строку за эксплуатационные расходы. А вот сами торговые центры пока остаются без поддержки.
«Реальность очень расходится с теми словами, которыми нас кормят по телевидению, — посетовал маркетолог одного из ТЦ, пожелавший остаться анонимным. — Налоги плати, зарплату плати. Нам обещали послабления налога на землю, однако на деле мы видим все те же цифры. Плюс все торговые центры закредитованы и вынуждены отдавать колоссальные суммы. В тот момент, когда помощь нужна, ее нет. Может быть, она и предвидится, однако нет ничего, чем можно было бы воспользоваться здесь и сейчас».
При условном сценарии, что торговые центры откроются сразу после снятия карантина, моллам придется тщательнее подготовиться к возвращению посетителей. Руководители ТЦ ждут новых документов, закрепляющих дополнительные санитарные нормы, меры по дезинфекции и соблюдению дистанции. В тех странах, где смягчение карантинных мер уже произошло, вход в ТЦ разрешен только при наличии медицинских масок. Однако поиск таковых остается исключительно задачей покупателей — торговые центры не готовы оплачивать данные расходы, даже ради привлечения клиентов. «Физически нельзя 30 тысяч человек в день снабдить масками. При цене 50 рублей за штуку получается уже 1,5 миллиона рублей ежедневно. Нам выгоднее закрыться», — говорит собеседник Daily Storm.
Вдвойне удручает маркетолога, что закрытие бизнеса происходит на фоне слабых мер по самоизоляции: «Карантин не карантин — на улице столько же людей, сколько в обычное время. Люди для развлечения идут в продуктовые и аптеки, потому что им надо куда-то выйти. Следовало бы ввести строгий карантин на две недели, а не черт-те что на полтора месяца. Знаете, как в Европе, когда запускают в супермаркет по 10 человек, а остальные, дистанцируясь, ждут на улице. Тогда такие походы перестанут быть развлечением».
Проблемы торговых центов целиком разделяет и рынок общепита. В конце марта на встрече президента с предпринимателями владелец сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова эмоционально рассказала Владимиру Путину о проблемах ресторанной сферы. Спустя месяц положение кафе не изменилось. Никаких надежд на снятие самоизоляции «АндерСон» также не питает: «Мы с самого начала рассчитывали, что ресторан сможет открыться только в июле. Понятно, что в первые недели после карантина выход будет крайне тяжелым — сразу люди никуда не пойдут. К тому же мы работаем с детской и семейной аудиторией, которая по большей части пережидает пандемию за городом», — пояснила Татулова.
По словам Анастасии, общая позиция ресторанов такова, что открываться раньше снятия наложенных Роспотребнадзором ограничений нет смысла. Иначе заведения вольют все средства в аренду и зарплаты, что вгонит еще в больший минус.
Между тем первый карантинный месяц уже ударил по выручке. За апрель 2020-го кафе «АндерСон» получило 16% от месячного оборота годичной давности. «Это катастрофическая цифра, но она больше той, на которую мы рассчитывали в начале месяца. Мы полагали, что выручка не поднимется выше 5%, — призналась Татулова. — Все благодаря тому, что работает кондитерская фабрика и мы продали к Пасхе много куличей, порядка 20 тысяч. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Однако в мае станет сложнее, никаких куличей уже не будет».
Госпомощь, о которых «умоляла» предпринимательница на встрече с президентом, пока никак себя не проявила. Те меры, которые уже приняты в поддержку бизнеса, неэффективны для ресторанной отрасли. Дело в том, что согласно ФЗ №209 и Бюджетному кодексу, субсидии не могут получить предприятия, которые торгуют подакцизным товаром. А поскольку в ресторанах имеется алкоголь, то вся отрасль просто выпадает из мер. Тем не менее хорошие новости для общепита все же есть. На днях вице-премьер Андрей Белоусов поручил Министерству экономики проработать господдержку пострадавших компаний, основываясь не только на ОКВЭД, но также исходя из падения выручки до 30%. «Мы эту меру месяц предлагаем. Надеюсь, что многим предприятиям все же станет полегче», — заключила Татулова.
Не менее бурное обсуждение развернулось в защиту книжной отрасли. В середине апреля писатели, представители издательств и книжных сетей попросили правительство поддержать индустрию, а именно — приравнять книги к товарам первой необходимости. Обращение подписали более 500 участников, однако в заголовках СМИ чаще всего мелькало имя писателя Виктора Пелевина. Несмотря на поистине звездный состав подписантов, ни к каким послаблениям открытое письмо в итоге не привело.
В связи с продлением режима самоизоляции стоит ожидать, что книжные магазины и вовсе откроются в последнюю очередь, поскольку последними получат статус пострадавших от эпидемии, считает издатель и владелец сети магазинов «Фаланстер» Борис Куприянов. «Ведь куда «важнее» парикмахерские, салоны красоты, ювелирные и прочее, что относится к интересам властей. В нашей стране принимаются законы и поправки к Конституции, которые закрепляют важность русского языка и русской культуры, при этом никакой помощи ни издательствам, ни книжным не оказывается!» — констатирует предприниматель.
За счет онлайн-продаж, которые пришлось запустить специально по случаю коронавируса, выручка «Фаланстера» в апреле составила 15% от общего оборота — копейки по сравнению с привычным доходом. Возвращение на рынок, по мнению Куприянова, окажется очень сложным. Если в первый месяц ограничительных мер удар приняли в основном книжные, то в следующий — пострадают уже издательства.
Если одни магазины только осваивают доставку, то другие, в том числе косметологические, уже давно сбывают продукцию онлайн. По словам Дмитрия Тамурки, гендиректора ООО «Табер Трейд» (сеть магазинов «Подружка»), количество ежедневных интернет-заказов подскочило с 1000 до 2000. В то же время сеть лишилась 70 тысяч покупателей, которые посещали «Подружку» в «докарантинное» время.
Между тем, некоторые предприятия уже ощутили первый наплыв посетителей. Так, к открывшимся магазинам «Леруа мерлен» очередь выстраивалась в несколько рядов. В пресс-службе компании работу сети объяснили тем, что некоторые магазины не закрывались совсем (поскольку сеть реализует товары из списка непродовольственных товаров первой необходимости), а какие-то закрывались и вновь открылись по разрешению властей. Все отделения в Московской области закрыты физически, но часть из них работает на обслуживание онлайн-заказов.
Кроме того, руководство «Леруа мерлен» ввело ограничение на количество покупателей — 200 либо 500 человек одновременно в зависимости от площади зала. Однако избежать офлайн-толкучки в некоторых магазинах все же не удалось. Большое число посетителей, по мнению пользователей соцсетей, дискредитирует борьбу с коронавирусом.
Несмотря на предмайский ажиотаж, в целом посещение строительного супермаркета существенно снизилось. При этом, как отметили в пресс-службе, почти в 10 раз возросло количество интернет-заказов, а в деньгах объем онлайн-продаж вырос в шесть раз