Министерство финансов РФ подготовило проект постановления правительства, которое позволит российским пивоваренным заводам временно производить антисептики в некоммерческих целях. Для этого могут быть использованы спиртосодержащие отходы при производстве безалкогольного пива, а также отходы из этилового спирта, который закупается для технических нужд. Такая инициатива могла бы стать подспорьем для тех, кто остро нуждается в большом количестве санитайзеров, например для медицинских учреждений. Однако на деле все не так просто и реальная техническая возможность производить антисептик в достаточных количествах есть только у самых крупных игроков на рынке. Впрочем, предприятия поменьше могут помочь российским врачам по-другому.
Внезапно обрушившийся на весь мир COVID-19 показал, что оперативно справляться с нехваткой того или иного продукта получается не слишком хорошо. Пример тому ― базовые средства защиты: маски, антисептики, перчатки. Поэтому даже те производства, которые никогда не относились к медицинским, теперь всячески пытаются помочь своими мощностями в борьбе с коронавирусом.
Не остались в стороне и пивоваренные компании. Еще в конце марта глава AB InBev Efes в России Дмитрий Шпаков направлял письмо премьер-министру Михаилу Мишустину о готовности заводов компании производить санитайзеры для рук. Но чтобы «собрать» антисептик согласно рецепту, рекомендованному Всемирной организацией здравоохранения (этиловый спирт, глицерин, перекись водорода), необходима лицензия, получить которую непросто и не быстро.
Государство оценило инициативу и планирует пойти навстречу пивоварам, временно разрешив изготавливать санитайзеры. Кроме того, производителям пива не придется платить госпошлину за такую лицензию. Эта продукция будет иметь исключительно некоммерческое назначение, а все пивовары будут обязаны передавать в Единую государственную автоматическую систему учета алкогольной и спиртосодержащей продукции информацию об объемах производимых антисептиков, количестве использованных спиртосодержащих отходов и этилового спирта.
Несмотря на безусловную пользу от такой инициативы, реализовать ее в крупных масштабах вряд ли удастся. Как прокомментировал Daily Storm глава «Волковской пивоварни» и Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Аксель, справиться с задачей получится разве что у самых крупных производителей:
«Если говорить о тех 52 малых пивоварнях, которые входят в ассоциацию, то для них это вообще неактуально. Если они за это возьмутся, то это будет абсолютно неэффективное ручное производство с дорогой себестоимостью. Тут просто нет таких технических возможностей, чтобы поставить все на поток. Я знаю, что ряд крупных крафтовых пивоварен, например шотландская BrewDog, стали выпускать дезинфицирующие средства. Правда, для этого нужны отдельные линии по розливу, которые отличаются от тех, что предназначены для пива. К тому же они должны находиться в отдельных помещениях и не пересекаться с розливом пищевой продукции. Нужна и отдельная вентиляционная система».
Аксель сомневается, что многие пивоварни будут готовы вкладывать дополнительные средства для налаживания производства антисептиков. Вероятно, крупные транснациональные игроки, вроде того же AB InBev Efes, действительно смогут реализовать инициативу, но для любых пивоваров это так или иначе совсем непрофильная отрасль. Один из таких производителей ― компания «Балтика» — ответила Daily Storm, что поддерживает инициативу Минфина, которая «позволит многим компаниям снабдить средствами дезинфекции как своих сотрудников, так и внешнюю аудиторию».
Глава «Волковской пивоварни» отмечает, что производителям пива вовсе не обязательно подстраиваться под что-то новое, чтобы помочь, например, медучреждениям. Тем более что отдельные компании уже это делают:
«Я совершенно точно могу сказать, что Московская пивоваренная компания уже и так помогает врачам, поставляя питьевую воду и соки в больницы. Мне кажется, что это правильно и более реально для производителей пива. Речь, конечно, не идет о поставках пива медикам, но те, кто помимо него производит еще и лимонады, минеральную воду и прочую безалкогольную продукцию, могут помочь таким образом».
Алексей Аксель добавляет, что в бюджетах предприятий вряд ли вообще заложены какие-либо мероприятия по выпуску непрофильной продукции. А значит, все это потребует инвестиций и дополнительных вложений, причем без понятного экономического результата.
«Вот для производителей, например, омывающих жидкостей для автомобилей ― для них это более профильно. Летом у них все равно мощности простаивают, поэтому они вполне могут перепрофилироваться на выпуск санитайзеров», ― считает глава «Волковской пивоварни».
Объединение усилий
Идея производить антисептики на базе предприятий, специализирующихся на алкоголе, появилась не только в России. Примерно в тот же период этим озаботились и на Западе, в частности в США — в штате Вирджиния. Там небольшие производители не стали действовать в одиночку, а объединили усилия. Причем это были не только пивовары, но и ликеро-водочные заводы, и производители сидра, и винзаводы. До этого некоторые из них уже помогали каким-то количеством антисептиков тем, кто работает в «красной зоне», но действовать сообща оказалось гораздо эффективней.
То есть сформировался некий «центр», который не только производит и доставляет необходимые средства, но и контролирует, чтобы они действительно доходили до тех, кому это нужнее всего. Тем более у производителей алкогольной продукции есть так необходимый для антисептиков этанол, с которым сейчас сложилась довольно непростая ситуация. Как отмечают изготовители санитайзеров, поставщики не постеснялись поднять цены сразу на 140% — с 3,75 до 20 долларов за галлон.
Шотландская BrewDog, о которой упоминал Алексей Аксель, действительно всерьез занимается производством антисептиков. Только в марте фирма бесплатно раздала порядка 100 тысяч бутылок с санитайзерами различным организациям. Помимо пивоваров активизировалось и большинство производителей крепких напитков. Десятки заводов произвели тысячи литров антисептиков, а Ассоциация шотландского виски даже создала специальный интернет-портал, чтобы помочь производителям консолидировать имеющиеся у них ресурсы.
Carlsberg Group в свою очередь безвозмездно передала заводу крепких спиртных напитков на датском острове Фюн крупный объем основы сидра Somersby. Это сырье также было переработано в средство для дезинфекции рук.