Во вторник, 10 декабря, московский аэропорт Внуково неожиданно прекратил принимать электронные посадочные талоны. Теперь все пассажиры должны будут в обязательном порядке распечатывать документ либо на стойке регистрации, либо при помощи специальных принтеров. По официальной версии аэропорт отказался от системы из-за особенностей российского законодательства. По неофициальной — у Внуково закончилась бесплатная пробная лицензия на программное обеспечение, но платить воздушная гавань не хочет. Daily Storm проверил это утверждение, и оно похоже на правду.
24 февраля 2019 года российским аэропортам разрешили использовать электронные посадочные талоны. Достаточно лишь приложить мобильный телефон с соответствующим штрих- или QR-кодом, который содержит всю ту же информацию, что и бумажный аналог.
Аэропорты ожидали этого шага и заранее подготовили инфраструктуру, что позволило, например, Домодедово ввести электронные посадочные талоны уже в апреле. С 1 июня система заработала во Внуково, а с 25 июня — в Шереметьево.
По прошествии полугода аэропорт Внуково решил отказаться от электронных посадочных, хотя, по признанию самого аэропорта, проблем с ними не возникло и система доказала свою эффективность на всех этапах. При этом представители воздушной гавани отметили, что это был пилотный проект и, несмотря на его успешность, планов по его реализации на постоянной основе нет. В то же время в Шереметьево и Домодедово ничего не изменилось, и пассажиры все так же могут попадать на борт с помощью смартфонов.
Судя по официальной позиции Внуково, проблема — в несовершенном российском законодательстве, которое не позволяет полностью отменить ручной контроль документов, удостоверяющих личность, и перейти на новую технологию, с установкой автоматизированных турникетов.
Аэропорт имеет в виду те турникеты, которые размещаются непосредственно перед выходом на посадку. Можно отдать бумажный посадочный в руки сотруднику аэропорта, чтобы он его просканировал и вернул, а можно сделать это самому и просто пройти через турникет. Важный момент состоит в том, что в России, например, такие «пропускные пункты» у гейтов есть только в Домодедово и в сочинском. В большинстве европейских аэропортов они тоже отсутствуют. При этом электронные посадочные используются уже почти везде. Их первоочередная задача — избавить пассажиров от лишней бумаги, за исключением тех, кому нужно отчитываться за командировки.
Источники портала frequentflyers.ru отметили, что законодательство ни при чем: просто бумажные носители все еще дешевле необходимого программного обеспечения и обслуживания системы.
Для реализации пилотного проекта аэропорт Внуково попросил помощи у швейцарской компании Zamar, которая как раз специализируется на поставках различных технологических решений. Судя по последним событиям, долгосрочному сотрудничеству не быть.
В свою очередь, у Шереметьево целых три соглашения с Zamar на 58,5 миллиона рублей. Один из контрактов — стоимостью чуть больше 20 миллионов — предполагает как раз реализацию соответствующего проекта в терминалах D, E и F. Правда, в документе фигурируют еще киоски для самостоятельной сдачи багажа.
Что до электронных посадочных, то на языке компании система называется DSM — digital sky marshall. Она включает в себя верификацию проездных документов, а также автоматизацию контроля посадки. Всего Шереметьево приобрело 35 стационарных и шесть портативных устройств, потратив на это 2,5 миллиона рублей. Согласно договору, использование ПО и техобслуживание обойдется аэропорту в 410 тысяч рублей в месяц, то есть почти пять миллионов рублей в год. При этом поставщик обязуется заботиться о своей системе на протяжении 36 месяцев.
Для сравнения можно посмотреть, сколько денег потратило Внуково на оборудование для бумажных проездных документов. В 2018-м и 2019 году аэропорт закупал по 60 принтеров для печати посадочных и багажных бирок: в первом случае это стоило 4,1 миллиона рублей, во втором — 4,6 миллиона. Плюс к этому воздушная гавань приобрела еще два киоска Reprint Nef, которые пригодятся для самостоятельной распечатки талонов. Они обошлись Внуково всего в полмиллиона рублей.
Уже по этим подсчетам видно: бумажные билеты действительно немного дешевле, но разница не велика. А вот сколько Zamar попросил у Внуково за реализацию системы и были ли другие причины у аэропорта для отказа от сотрудничества — так и останется загадкой.