Откровенно неприятная история произошла с журналисткой сетевого издания «Москва 24» Кристиной Оленевой. Все началось с исследования инженера систем автоматизированного проектирования, а по совместительству блогера Виктора Борисова.
В начале октября на своей странице LiveJournal Борисов опубликовал результаты собственного исследования о состоянии воздуха в московской подземке.
В ходе эксперимента инженер произвел замеры воздуха в вагонах поездов МЦК, Кольцевой и Арбатско-Покровской линий метро. Результат оказался неутешительным: в большинстве случаев автономный измеритель качества воздуха, при помощи которого производились замеры, показывал, что углекислый газ и мелкие твердые микрочастицы пыли превышают норму, установленную санитарными правилами эксплуатации метрополитена.
Отдельно блогер отметил вагоны типа «Русич». Они оборудованы кондиционерами и не имеют прямой вентиляции, в отличие от старых составов, где на крыше есть характерные проемы, обеспечивающие прямой забор воздуха из тоннеля. Эти данные говорят о неполном соответствии вагонов московской подземки нормам ГОСТа.
Исследователь подчеркнул, что при большой концентрации углекислого газа у человека снижается производительность мозга, ослабляется иммунитет, а риск заболеть увеличивается в несколько раз.
Дело может дойти вплоть до рака легких: повышенная концентрация пыли увеличивает риск заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Поездка с последствиями
Тема заинтересовала журналистов. Как признался «Шторму» сам блогер, ему поступило несколько звонков из различных СМИ. Среди звонивших была и наша героиня — Кристина Оленева.
«Я планировал провести аналогичный эксперимент и в наземном транспорте. Следующие замеры мы делали с Кристиной вместе», — поделился Борисов.
Исследование показало, что, несмотря на влияние на атмосферу автомобильных пробок, концентрация угарного газа в городе для пассажира и пешехода находится на допустимом уровне, а вот показатели углекислого газа — несколько хуже, чем в метро.
На основе этих данных журналистка написала статью. По словам Кристины, текст прошел вычитку аж трех человек — имен наша собеседница называть не стала. Статью опубликовали на портале «Москва 24». Однако, как рассказывает экс-корреспондент, вскоре поступил звонок из Департамента транспорта с требованием убрать материал. Руководство «Москвы 24» удалило статью. Но этим дело не ограничилось:
«Ко мне подошел главный редактор и позвал поговорить. Мне сказали написать заявление по собственному желанию, обосновав это тем, что я не умею писать. У меня не было выбора», — рассказывает Кристина.
Мы связались с редакцией издания и попросили разъяснить ситуацию, на что получили краткий ответ секретаря:
«Я вам точно скажу, что никто вам это не прокомментирует».
Короткий разговор, короткие гудки.
Несмотря на то что материал был удален, его копия осталась в кэше Google и ознакомиться с тем, за что пострадала корреспондент, может любой желающий.
Про департамент
В столице проводятся активные кампании по популяризации общественного транспорта. За несколько лет в Москве было открыто несколько десятков станций метрополитена, МЦК, выделенные полосы для наземки, расширение зон платной парковки — все это создано для сокращения числа автомобилистов в Москве, дабы снять транспортную нагрузку.
При этом Департамент транспорта переходить на собственный сервис не торопится и, согласно сайту госзакупок, по-прежнему осуществляет заказы на аренду автомобилей. Об этом говорит тендер на оказание транспортных услуг для нужд департамента на 2018 год. Стоимость контракта составляет более 20 миллионов рублей. Сюда входят автомобили эконом- и бизнес-класса. Количество автомобилей не указано, но в 2016 году на аренду 10 автомобилей (семь машин бизнес-класса и три авто среднего класса с водителями) сумма контракта составила почти 18 миллионов рублей.
Также в требованиях по закупке сказано, что транспортные средства должны предоставляться заказчику в установленное время, в чистом виде, с чистым салоном, без запахов от горюче-смазочных материалов, табачного дыма, без иного неприятного «аромата», с прогретым салоном в зимний период и охлажденным – в летний. Что выглядит как кощунство по отношению к москвичам, пересевшим с личных автомобилей на городской транспорт.