St
Жалобы конкурентов, аудиторы и ЦКАД: что предшествовало отставке главы «Автодора»
Дмитрий Медведев уволил Сергея Кельбаха, при котором госкомпания взялась за строительство ЦКАД стоимостью 300 миллиардов рублей

Жалобы конкурентов, аудиторы и ЦКАД: что предшествовало отставке главы «Автодора»

Дмитрий Медведев уволил Сергея Кельбаха, при котором госкомпания взялась за строительство ЦКАД стоимостью 300 миллиардов рублей

Коллаж: © Daily Storm

Накануне, 5 февраля, Дмитрий Медведев подписал указ об отставке Сергея Кельбаха — главы государственной компании «Автодор», которая занимается инвестиционными дорожными проектами. Слухи об увольнении чиновника ходили последние несколько месяцев: СМИ связывали их со скандалом, связанным со строительством вокруг Москвы Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Daily Storm рассказывает, как и кто строил ЦКАД.


Распоряжение об освобождении Кельбаха от занимаемой должности появилось на сайте правительства этим утром 6 февраля. Новым председателем правления «Автодора» назначен Вячеслав Петушенко, бывший заместитель руководителя по технической политике. «Коммерсантъ» отмечает, что Кельбах может перейти на работу в РЖД. По информации источников издания, его отставки «последовательно» добивалось Министерство транспорта — между чиновником и главой ведомства Евгением Дитрихом сложились непростые отношения.


Первые слухи об увольнении Кельбаха появились на фоне декабрьского отчета Счетной палаты, когда аудиторы раскритиковали «Автодор» за неэффективную работу и низкое качество проектирования ЦКАД. Этой проверке предшествовал ряд поручений Владимира Путина: президент требовал проверить обоснованность увеличения стоимости строительства ЦКАД и ликвидировать отставания по графику.


Строительство ЦКАД идет с 2014 года, работы планировалось закончить за четыре года. Несмотря на это, сроки строительства постоянно сдвигаются: в последний раз заверяли, что часть проекта будет реализована к концу 2020-го. Сам проект предусматривает строительство вокруг Москвы дорожного кольца протяженностью 339 километров, которое разгрузит федеральные трассы, ведущие в столицу. Его общая стоимость оценивается более чем в 300 миллиардов рублей: половина средств выделена из фонда национального благосостояния, 80 миллиардов рублей составляют субсидии, остальная часть — частные инвестиции.


Работа над ЦКАД неоднократно вызывала вопросы у госорганов. В 2015-м Федеральная антимонопольная служба жаловалась на противоправные действия «Автодора»: госкомпания не давала чиновникам проверить конкурсы на строительство ЦКАД. Следом претензии появились и у Счетной палаты: весной 2017-го аудиторы требовали остановить перенос сроков строительства участков ЦКАД, угрожая приостановкой финансирования. Спустя год ими же были подготовлены обращения в Генпрокуратуру, Минтранс и Минэкономразвития. Счетная палата акцентировала внимание на увеличении суммы затрат на строительство в размере 13 миллиардов рублей и раскритиковала госкомпанию за нарушения условий в части привлечения инвесторов, выполнения работ и выплат авансов подрядчикам, писал «Ъ».


undefined
Сергей Кельбах Фото: © Агенство Москва / Ермаков Дмитрий

В декабре 2018-го Счетная палата заявила, что готовность участков ЦКАД — от 0 до 66%, поэтому основные работы будут завершены не ранее конца 2020 года. Из-за этого «Автодор» лишится более 22 миллиардов рублей, которые мог бы получить за эксплуатацию ЦКАД.


Кто занимался строительством?


В числе основных строителей ЦКАД — несколько компаний. Одно из первых соглашений «Автодор» заключил с ООО «Кольцевая магистраль», принадлежавшее в 2014-м Геннадию Тимченко через инвестиционно-финансовую строительную компанию «АРКС» (позднее ее основными владельцами станут акционеры Московской инженерно-строительной компании Дмитрий Давыдов и Дмитрий Андреенков, отмечал Forbes). За 42-миллиардный контракт по строительству одного из участков ЦКАД боролись такие гиганты, как «Мостотрест» семьи Ротенберг и «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира. Компания Манасира пыталась оспорить итоги тех торгов, поскольку предложила выполнить контракт дешевле. В дальнейшем ей достался другой участок автодороги.


За остальные участки ЦКАД взялась структура Crocus Group Араса Агаларова, над проектом также работает группа компаний «Автобан» Алексея Андреева, бывшего депутата Думы ХМАО. Ее дочерние структуры помогают строить автодорогу, но и к ним возникают претензии: к примеру, ООО «АСК», «СУ № 905» и «СУ № 925» ранее уличили в нарушении требований технических регламентов и проектной документации, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакс». Вместе с ними к ответственности привлекался другой подрядчик проекта — «Трест Гидромонтаж» Игоря Ротенберга.


Ростехнадзор прошлой весной проводил внеплановую проверку, которая показала, что в рамках строительства ЦКАД выполнялись работы, которые не входили в проект, получивший положительное заключение госэкспертизы. Проект частично реализуется через компанию «Автодор-Инвест», которая на 51% принадлежит управляющей фирме «Автодор» и на 49% — УК «Росинфра» Олега Шагако, работавшего в Центре развития государственно-частного партнерства и Министерстве промышленности Калининградской области.


Консультационным сопровождением проекта ЦКАД занималась итальянская «ДБА Проект»: за услуги консультант должен был получить 236 миллионов рублей, однако часть средств так до него и не дошла — «Автодор» остался ей должен 54 миллиона с учетом неустойки.