Традиционная проблема реки — маловодье, и каждый проплывающий по Дону танкер вносит «вклад» в разрушение водоема. Промышленные отходы и шахтная вода застаиваются в размытом судами русле, строительство водохранилищ, плотин, гидроузлов — все это усугубляет проблемы Дона.
Дон берет начало в городе Новомосковске Тульской области и течет на юг через Липецкую и Воронежскую области. Затем через в Волгоградскую область и Волго-Донской канал приходит в Ростовскую. Именно с этим регионом связано и главное историческое наследие Дона и главные беды настоящего времени.
О нехватке воды
Основная проблема Дона — это маловодье.
«Воды не хватает. И не хватает всерьез», — подчеркнул в разговоре с Daily Storm руководитель Аналитического испытательного центра Азовского НИИ рыбного хозяйства Тимофей Барабашин.
По данным «Ежегодника качества поверхностных вод РФ 2017 года, опубликованного Росгидрометом, водность Дона и его притоков в 2017-ом году упала на 5-36%, по сравнению с предыдущим годом.
Для того, чтобы обеспечить движение судов по мелководным участкам на Дону строились гидроузлы. В 2018 году началось строительство нового — Багаевского, который, как сообщает ТАСС, необходим в том числе для решения проблемы нехватки воды и для предотвращения наводнений в окружающих населенных пунктах.
«В начале прошлого века разливы на Дону были привычным явлением для людей, которые жили по берегам, — говорит Тимофей Барабашин. — Например, станицу Новочеркасскую регулярно затапливало, и это считалось нормальным. Когда наступало половодье, люди просто брали вещи и переезжали. Сейчас такая ситуация кажется чрезвычайной. Пойменные земли были бездумно отданы под застройку. В местах, которые раньше затапливались и были нерестилищами для рыбы, сейчас большое количество населенных пунктов».
Пример вмешательства человека в естественную жизнь Дона — ситуация мелеющем на Цимлянском водохранилище, на дне которого скопились слои ила и грязи.
Несмотря на то что Багаевский гидроузел призван предотвратить экологическую катастрофу, которая может случиться, если танкер сядет на мель, его строительство опасно для рыбы и приведет к застою грязной воды.
«Для того чтобы улучшить ситуацию на Дону, - подчеркивает Тимофей Барабашин, - строительство Багаевского гидроузла необходимо прекратить».
С ним согласен депутат Госдумы от Ростовской области Александр Шолохов (внук писателя Михаила Шолохова), который в беседе с Daily Storm отметил, что любое вмешательство в течение реки имеет свои негативные последствия, и самое очевидное — нарушение хода рыбы на нерест.
О шахтах и отходах
Дон загрязнен промышленными отходами. По данным «Ежегодника», в воды Дона сливается большое количество аммонийного азота, органических веществ, фенолов, фосфатов, соединений металлов и нефтепродуктов.
Основные источники загрязнения — сточные воды жилищно-коммунальных, химических, нефтехимических, металлургических и сельскохозяйственных предприятий, удобрения, смываемые с полей и ферм, судоходство и маломерный флот.
Водоросли в районах сливов впитывают загрязняющие вещества, а потом гибнут, забирая кислород для разложения и выделяя смертельные для рыбы токсины.
Доктор геолого-минералогических наук Александр Мохов рассказал Daily Storm о еще одном факторе загрязнения вод Дона — угольной промышленности Донецкого бассейна.
«Шахтная вода — основной агент загрязнения Дона. Большинство закрытых угольных шахт Восточного Донбасса было ликвидировано в девяностые так называемым мокрым способом. Они затапливались: частично подземными водами, частично техногенным перепуском воды из других шахт», — сказал Мохов.
По его словам, в наше время в притоки Дона ежегодно поступает 45-50 млн кубических метров шахтных вод. Это примерно в три раза меньше, чем в середине восьмидесятых.
«Эта вода содержат множество растворенных минеральных соединений, железа и взвешенных веществ. Конечно, по пути из притоков в Дон эти воды частично очищаются, но способность природы к самоочищению постепенно подавляется», — подчеркнул доктор геолого-минералогических наук.
Как объяснил Александр Мохов, то, что в настоящее время в Дон поступает меньше шахтных вод, чем во времена СССР — не положительный фактор.
«Сейчас затопленные угольные шахты наносят природе более сильный удар, по сравнению с периодом, когда они действовали — концентрация минералов в шахтных водах повысилась. И откачка воды из шахт, только способствуют увеличению концентрации. Но несмотря на это, в Ростовской области действует несколько комплексов по выпуску воды из затопленных шахт. Ведь если подтопления поверхность будет заболочена, то здания на ней начнут разрушаться. Получается, что, пытаясь спасти постройки с помощью водоотливных комплексов, люди наносят сильнейший удар по природе», — объяснил Мохов.
Другими серьезными загрязнителями, по данным «Ежегодника», являются коммунальные предприятия — ООО «Коммунальные ресурсы ДОН» и ООО «Новомосковский городской водоканал». Они регулярно сливают в реку сточные воды. Из-за этого в течение последних 10 лет вода в верховьях Дона классифицируется как «стабильно грязная».
На территории Липецкой и Воронежской области уровень загрязнения в целом ниже, но со временем вода превращается из «загрязненной» в «очень загрязненную». Источники те же — органические вещества, нитритный азот и соединения металлов, попадающие через сливаемые отходы.
В среднем и нижнем течении Дона к «привычным» промышленным сточным водам и удобрениям добавляется перенос транзитных веществ с верховий. Грязная вода из Тульской, Воронежской и Липецкой областей течет в Волгоградскую и Ростовскую. По пути к ней присоединяются далеко не чистые воды притоков с территорий Белгородской, Ростовской области и Украины. Смесь получается «очень загрязненная».
О рыбных богатствах
В первую очередь от судоходства и загрязнения страдает рыба.
«Рыбные богатства на Дону — скорее сказка, чем реальность, — рассказал Daily Storm Тимофей Барабашин. — Дон из живого организма, который кормил десятки тысяч людей, превращается в дорогу, по которой идут пароходы, безжизненную, плохо пахнущую, покрытую нефтяными пленками”.
Длина реки 1870 км, и судоходна она от устья и вверх до Воронежа – практически на всей своей протяженности. Дон соединяет несколько ключевых экономических районов России: Поволжье, Волго-Вятский, Уральский и Центральный.
За 2017 год по Дону проплыли около 3000 судов, и грузооборот продолжает расти. Суда, плывущие по Дону, погружаются глубоко в воду, вызывая сильные волны. Они поднимают ил, который попадает в нерестилища рыб, разрушают дно русла, размывают берега, устья малых рек и протоки. Рыба просто не попадает в места нереста, икра гибнет под винтами судов. Дон мелеет и теряет воспроизводственное значение.
«За последние 100 лет рыбные уловы упали в 1000 раз, — сказал Тимофей Барабашин. — Обычные виды рыб, например, судак, сейчас находятся под запретом даже к любительскому улову. О промышленном нет и речи. Вода не подходит рыбе по качеству, естественные места нерестилищ разрушены транспортом».
Кроме прекращения строительства Багаевского гидроузла, по мнению Тимофея Барабашина, для восстановления Дона необходимо поднять производственные мощности рыбных заводов, которые сейчас находятся на грани банкротства.
«С помощью рыбохозяйственных попусков нужно восстанавливать характерные для нижнего Дона виды рыб, а залив и пойму реки сохранять для естественных нерестилищ. Если сделать это и убрать транспортные колеи, то в течение 20-30 лет рыбные богатства на Дону смогут восстановиться до существенных размеров», — сказал он.
Что делать?
«Дон — большая головная боль и забота депутатов, — говорит Александр Шолохов. — На каждом экологическом совещании обсуждается необходимость работы по углублению русла реки. Мы объединенно лоббируем вопросы, связанные с очисткой Дона и Цимлянского водохранилища».
По мнению внука писателя Михаила Шолохова, восстановить Дон — задача выполнимая, но нужны ресурсы, в первую очередь достаточное финансирование.