Николай Бордюжа за свою карьеру успел побыть секретарем Совбеза России, руководителем администрации президента и генсекретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Политик заявил Daily Storm, что неплохо было бы предложить Северной Корее членство в Договоре. При этом о вступлении Грузии в ОДКБ пока не может быть речи, как и о выходе из нее Армении, несмотря на слова премьер-министра Никола Пашиняна. О необходимости реформирования миграционной политики и российских спецслужб — читайте в нашем интервью.
— Почему до 2014 года так и не удалось убедить Украину вступить в ОДКБ? Были ли предприняты реальные попытки? И можно ли было таким образом избежать переворота в 2014 году?
— Думаю, да, были подвижки и попытки работать с Украиной, были приглашения. Но к сожалению, Украина с момента образования Содружества Независимых Государств даже не ратифицировала документы по СНГ. Она уже тогда заняла особую позицию.
Будучи директором пограничной службы, я помню, что проводились трехсторонние встречи России, Украины и Белоруссии. Готовились протоколы, были какие-то договоренности о системе охраны границ, совместных пунктах пропуска, чтобы не создавать для людей неудобств, когда ночью в поездах людей проверяют. Украина не шла ни на какие договоренности, это касалось погранслужбы, систем безопасности, Организации Договора о коллективной безопасности.
Единственное, где они принимали участие (мы надеялись, что с этого начнем взаимодействие), — это операции по информационной безопасности. Там они принимали участие. Но разовые, не более того.
Можно ли было избежать переворота, если бы Украина была в системе ОДКБ? Я думаю, нет. Потому что по ним работали с 1991 года, думаю, даже раньше. Причем есть абсолютно точные доказательства, уже тогда переформатировали сознание людей. На это были брошены огромные силы, и противодействие этому было очень слабое.
— Во время недавней конференции о евразийской безопасности вы упоминали КНДР. Реально ли вступление Северной Кореи в ОДКБ? Присылали ли ей приглашение?
— Никогда не присылали и никогда об этом не думали. До недавнего времени мы вовсе соблюдали санкции в отношении Северной Кореи. Поэтому, конечно, не предпринималось никаких шагов, чтобы привлечь КНДР к деятельности ОДКБ. Тем более это достаточно далеко.
Что будет сейчас — не готов сказать. Единственное, могу задать вопрос: а почему бы и нет?! Почему бы сегодня не организовать взаимодействие с Северной Кореей, секретариатом ОДКБ и уже созданными структурами в рамках организации? Тем более они ориентированы на сотрудничество. Деятельность в системе ОДКБ предполагает добровольное участие: если они захотят и будет добрая воля государств-членов, то это сотрудничество может состояться.
— В связи с последними заявлениями и действиями Пашиняна насколько реален выход Армении из ОДКБ?
— Не готов сказать, насколько это реально. Вижу, что происходит: Армения в результате действий руководства отдаляется от ОДКБ, она взяла паузу. Пока она является членом организации. Но участие в организации — дело добровольное. Если посчитают, что им такой формат не интересен и они будут создавать свою систему безопасности или с кем-то, — это их суверенное право. Никто не может им это запретить.
Если нужно мое личное мнение, то это колоссальная ошибка. Те заявления, что были сделаны высшим руководством страны (что Россия только вредила, не было никакой пользы), — абсолютно не объективны. Потому что я, слава богу, связан с Арменией с 1992 года, еще будучи в пограничной службе. На моих глазах происходило становление системы безопасности силовых структур Армении. И я знаю, какая колоссальная финансовая и военная помощь была оказана Армении Российской Федерацией.
Более того, сейчас говорится, что ОДКБ для них ничего не делала. Сделали — и много! Все те преференции, которые в рамках ОДКБ существуют (по закупкам оружия, подготовке кадров и т.д.), использовались Арменией для повышения уровня своей безопасности. Учения, которые проводились на территории РФ, в других государствах, совместное боевое слаживание подразделений, совместная и индивидуальная подготовка военнослужащих — все это шло на пользу государства Армения.
Я еще не говорю про военно-техническое сотрудничество, которое тоже осуществлялось по льготным условиям. Все это делалось в рамках ОДКБ. И сегодня заявлять, что это перечеркивается, мы этого не помним, не знаем и этого не было, говорит только об одном: эти заявления делаются преднамеренно или по некомпетентности.
— Учитывая ситуацию в Грузии, насколько реально сейчас ее вхождение в ОДКБ?
— Абсолютно нереально. Несмотря на то, что они взяли новый курс и у них есть особая суверенная позиция, с которой почему-то не считается Запад, они не восстановили отношения с Россией. Поэтому говорить, что мы будем взаимодействовать в рамках ОДКБ, сейчас нет никаких оснований.
— Сейчас в РФ ужесточилась политика в отношении мигрантов. Может ли это спровоцировать их к радикализму и вступлению в террористические организации, которые будут действовать против России?
— Среди мигрантов уже есть радикалы, мы это прекрасно знаем. Все эти бородатые мальчики, которые ездят на велосипедах и работают таксистами, со всеми внешними атрибутами принадлежности к исламским организациям, — все это уже есть. «Крокус Сити» показал, что те, кто сюда приезжает, не всегда настроены лояльно и дружелюбно по отношению к россиянам.
Очень жалею, что в свое время была расформирована Федеральная миграционная служба и ее функции переданы в МВД. Считаю, что ФМС делала очень много. Во всяком случае, они сформировали политику или предложения по политике, а также большую законодательную и нормативную базу.
Миграционная политика должна быть сбалансирована. С одной стороны, мы должны однозначно интегрировать в наше общество тех, кто приехал с добрыми намерениями. Кто хочет жить в России, учить детей, работать, быть гражданами России в полном смысле этого слова. С другой стороны, избавиться от тех, кто прибыл сюда незаконно и здесь находится на нелегальных основаниях, кем бы они ни были.
Это две задачи, которые нужно решать. Первая — интеграция тех, кто получил гражданство. Вторая — освобождение от тех, кто прибыл сюда незаконно. Мы просто должны сегодня очистить от нелегалов нашу территорию. Вот в этом весь смысл, что должна делать миграционная служба, какие законодательные акты она должна вырабатывать и предлагать. Думаю, что сегодня достаточно активно этим занялась Госдума, что вызывает у меня только удовлетворение.
— Вы говорили про необходимость «серьезных реформ в силовых структурах». Что именно нужно изменить?
— Не буду вдаваться в детали. Речь про опыт работы вооруженных сил и спецслужб в условиях СВО, использование новых форм противодействия угрозам, новых технических средств и вооружения, которые сейчас сформировались на наших глазах. Считаю, что все это должно быть учтено и исходя из этого должны проводиться реформы. В противном случае мы не будем успевать за теми процессами, которые происходят в мире.
Слышали, например, про проблему с беспилотниками? Я именно про это. Что есть новые технические средства, тактические приемы в деятельности спецслужб и вооруженных сил? И на это нужно реагировать, под это нужно создавать или совершенствовать структуру наших силовых структур.
Нынешние противоречия между Россией и Западом не менее острые, чем были во время конфликта в Сербии в конце XX века. Насколько тогда реальна была возможность начала войны?
Думаю, что сегодня ситуация значительно острей и ближе к глобальной ядерной войне, чем была тогда. В те годы мы могли получить конфронтацию, может быть, какой-то локальный конфликт. Но тогда было огромное количество сдержек и противовесов, которые не позволили бы нам выйти на глобальное противостояние. Сегодня же оно развивается, причем не с каждым месяцем, а уже с каждым днем планка повышается. И мы это видим.
— Нужно ли было России не выводить войска из Германии в 1994 году и оставить их там?
— Это все равно искусственная ситуация, когда войска чужой страны фактически оккупируют государство в центре Европы. Конечно, надо было выводить. Но не так — по-дурному и по-тупому, как это было сделано Горбачевым. Когда их вывели в поле и огромная масса военнослужащих вместе с семьями несла колоссальные лишения. А сколько мы там оставили недвижимости, вооружений и техники, что не смогли вывести?! А сколько в ходе бегства было разворовано и растащено, в том числе и немцами.
Выводить надо было под какие-то условия, которые мы должны были выставлять. И конечно, не так, как мы сделали. Это колоссальная ошибка того политического руководства, которое было во главе с товарищем Горбачевым.