Первый снег в Санкт-Петербурге выпал в конце ноября. Почти сразу интернет переполнился жалобами местных жителей на огромные сугробы и обледеневшие улицы. Пока чиновники говорят о заказной кампании против губернатора и о предстоящих реформах коммунального хозяйства, количество пострадавших от снежного коллапса только растет. Чиновники и депутаты заявляют, что в городе нет дворников — они ушли работать в доставку еды. Курирующий ЖКХ вице-губернатор считает, что проблема связана с неправильной парковкой машин, а собеседники Daily Storm в городском водоканале отмечают, что все дело в логистике. Одно понятно точно: зима в этом году действительно снежная и деньги у профильных учреждений должны быть.
«Каток на тротуарах и снежные горки на газонах»
16 января рок-музыкант Олег Гитаркин выступал в «Грибоедове» в центре Петербурга. После концерта он вышел из клуба и ждал с другом такси, планируя отправиться домой. Подходя к автомобилю, Гитаркин неудачно наступил на лед и сломал лодыжку.
«Гололед был жуткий, все было не чищено там, конечно. Неловко как-то подвернул ногу на льду. Иски подавать не буду, а зачем? Мне некогда этим заниматься, да и не верю, что можно что-то с этим сделать», — делится с Daily Storm артист.
Гитаркин — далеко не единственный деятель искусства, пострадавший этой зимой в городе на Неве. 9 января художник-сатирик Павел Лемтыбож выходил из галереи «Свиное рыло» на Фонтанке. Прямо под аркой он упал и сломал ногу. Травма оказалась сложной, мужчину увезли на скорой. Художник неделю ждал операции, лежа в больнице. Врачи поставили ему спицы.
Перелом вдохновил Павла на создание ироничного автопортрета, на котором изображен желтый мужчина, лежащий на больничной койке с травмированной ногой. Рисунок Лемтыбож сопроводил стихотворением:
Держа в себе тревогу:
А вдруг сломаю ногу?
Сломал.
И вся тревога
Уходит понемнога.
Еще раньше, 5 января, на Лермонтовском проспекте Санкт-Петербурга писательница Марина Арсенова гуляла с псом Шанхаем. «Тротуар был покрыт слоем льда… И это никто не убрал», — позже написала девушка в личном блоге, жалуясь на ужасные боли в области копчика. Она сломала крестец. Сейчас ей нельзя наклоняться, лежать на твердом и поднимать любые тяжести. А с Шанхаем гуляют волонтеры.
«Виновата во всем администрация города, которая устроила нам тут каток на тротуарах и снежные горки на газонах. Я гуляю в полном здравии и трезвости, эпилепсией не страдаю, ни с того ни с сего обычно на спину не падаю. Явно не во мне проблема», — объяснила Daily Storm девушка.
Пока что Арсенова не подавала иск в суд, чтобы получить компенсацию от властей Петербурга. Но она намерена разобраться с произошедшим. «Я бы сама и не подавала, потому что не разбираюсь в таких делах вот совсем. Но у меня парень — адвокат, он разбирается и говорит, что займется», — сказала писательница.
Таких историй в соцсетях — десятки. И пока местные жители стараются избежать травм, добираясь до работы, а уже травмированные думают, подавать иски к администрации или нет, в медийном пространстве развернулись настоящие баталии. Во второй половине января питерский бизнесмен и ресторатор Евгений Пригожин подал иск о защите чести и достоинства к изданию Znak.com. В одном из своих материалов журналисты связали Пригожина с критическими публикациями в адрес губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Однако сам предприниматель свою причастность к атакам отрицает.
В то же время Сергей Шнуров из группы «Ленинград» выпустил сразу два клипа, посвященных снежному и мусорному коллапсам в Питере. Тогда же собеседники Daily Storm, близкие к Беглову, охарактеризовали подобные ролики как «коммерческий проект ради денег и хайпа».
Позже сам Александр Беглов публично намекнул на заказную кампанию, развернувшуюся вокруг ситуации со снегом в Санкт-Петербурге. Глава региона признал, что «есть богатые, влиятельные люди, которые налом могут оплачивать определенные вещи». Тогда же политик напомнил, что сам он «на лапу не берет» в силу принципов. А «шантажа» и дискредитации со стороны провокаторов не боится, поскольку «напугать его невозможно».
Но если отбросить медиавойны и поданные иски о защите репутации, станет очевидно, что проблема гололеда и сугробов в городе все еще не решена. Люди в Питере все так же попадают в травмпункты, пишут гневные посты и недоумевают, почему власти до сих пор не решили проблемы города.
Машины горожан или неправильная логистика?
«Высота выпавшего снега за эту зиму уже составляет порядка 125 сантиметров. С конца ноября с автомобильных дорог было собрано и вывезено более двух миллионов кубометров снега — почти на 50% больше объема за всю прошлую зиму», — заявили Daily Storm в аппарате вице-губернатора Анатолия Повелия, отвечающего за сферу ЖКХ.
Эта зима действительно стала достаточно снежной в Санкт-Петербурге. За первые два месяца зимнего сезона 2021-2022 в городе на Неве выпало порядка 115 миллиметров осадков, следует из данных аналитического сервиса «Расписание погоды». При этом в прошлом году за аналогичный период выпало всего 80 миллиметров осадков.
«Основной проблемой является образование наледи под водосточными трубами и вдоль зданий, что связано с конструктивными особенностями кровель исторических зданий. Снег на кровлях постепенно тает, вода, стекая на тротуары, замерзает и образует ледяные глыбы, которые впоследствии сложно удалить», — уточнили в аппарате Повелия.
В пресс-службе заявили, что у властей достаточного машин для уборки снега, но проблема в том, что технике могут помешать банальные вещи: неправильно припаркованные автомобили, узкие тротуары или плотная застройка исторических районов.
Впрочем, есть и другое мнение на этот счет. Собеседник Daily Storm в «Водоканале Санкт-Петербурга» рассказал, что из-за огромных сугробов в городе пришлось открыть два дополнительных пункта снегоприема. Но даже с их помощью устранить весь снег на дорогах не удается. По мнению источника, дело здесь в человеческом факторе и проблемах с логистикой:
«Когда образуется очередь на пунктах снегоприема, наши диспетчеры связываются с водителями. Им же объясняют, что можно поехать на другой пункт. Но многие водители не хотят никуда ехать. Им платят за рабочий день, а не за количество снега. А в городе пробки, поэтому добраться будет сложно», — объяснил Daily Storm собеседник издания.
Из-за того, что снега много, а вывезти его днем не удается из-за пробок, все сугробы остаются на обочинах дорог и на набережных, отмечает источник.
«Днем КамАЗы снег не вывозят, это трудно делать из-за пробок. И комитет (по благоустройству. — Примеч. Daily Storm) складирует его временно на набережных, после чего ночью грузовики все вывозят. Вроде бы тротуарам и пешеходам это не мешает», — рассказал собеседник издания.
Как подчеркивает источник, основная сложность, возникающая при своевременной уборке снега, — это логистика: «Перераспределять транспортные потоки — это задача Комитета по благоустройству. Мы им помогаем, но иногда возникают коллапсы».
«Дворники ушли доставщиками еды»
Даже если есть техника, нет квалифицированных работников, которые могут ею управлять. Неоднократно власти заявляли о недостатке трудовых мигрантов, которые разъехались в другие страны из-за пандемии. Об этом же Daily Storm рассказал и депутат Законодательного собрания Петербурга Павел Крупник, который состоит в комиссии по вопросам городского хозяйства:
«Людей нет. Дворники ушли доставщиками еды в «Деливери», в «Яндекс.Еду», в «Самокат». Налицо дефицит трудовой силы. Мигранты в доставке зарабатывают до 80 тысяч рублей в месяц, иногда и больше. И все эти люди бросили лопаты. Никого не прельщает работа на морозе за 18-40 тысяч».
По мнению депутата, вопрос с дефицитом дворников можно решить, только если предоставить им бесплатное жилье, качественную, теплую и непромокаемую одежду, хорошую зарплату. К тому же, подчеркнул Крупник, это должны быть образованные люди, а не «ребята в кедах, которые чистят снег с крыш».
«Хозяйство испытывает дефицит, многие люди даже русского не знают. Они не понимают, что при чистке крыш нужно быть пристегнутым, что нужно кровли не ломом чистить», — добавил парламентарий.
Председатель Жилищного комитета Петербурга Олег Зотов заявлял в интервью «Фонтанке», что для качественной работы коммунальных служб городу не хватает еще пять тысяч дворников.
При этом укомплектованность дворниками Комитета по благоустройству (отвечает за уборку улиц) на 2021 год составляла 76%. На тот момент в комитете трудились 687 человек. Это не худший показатель. В 2019 году в штате было 72% от нормы — 691 человек. Годом ранее — еще меньше, 666 человек, что составляло 82% от общей укомплектованности.
В случае с водителями у Комитета по благоустройству тоже были хорошие показатели. В 2021 году в учреждении работали 2002 шофера (штат укомплектован на 90%), худшим же годом стал 2019-й, когда машинами управляли всего 1812 человек.
С механизаторами ситуация обстоит немного другая. В 2021 году была самая низкая укомплектованность за последние пять лет — 82%. При этом всего работали 1562 человека. Однако фактически это больше, чем в том же 2019, когда в Петербурге работал всего 1231 механизатор.
В Комитете по благоустройству заявили Daily Storm, что ежедневно на уборку улиц Санкт-Петербурга выходит порядка 1,2 тысячи дворников. Однако не раскрыли данные по укомплектованности штата за 2022 год.
Возможно, проблема кроется в деньгах? Однако, судя по бюджету Санкт-Петербурга, расходы Комблага только растут. В 2022 году они составили 28 миллиардов рублей, в 2021 году — 18,9 миллиарда, примерно столько же он составил в пандемийном 2020 году.
Реформирование коммунальной системы
В связи с провалом работы коммунальных служб в этом году Александр Беглов объявил о предстоящих реформах. Теперь заниматься уборкой внутриквартальных территорий будут районные жилищные компании. Из унитарных предприятий они реорганизуются в бюджетные учреждения.
При этом вице-губернатор Анатолий Повелий не исключает привлечение частных подрядчиков для выполнения государственных заказов. По его мнению, это позволит убрать «лоскутное одеяло», из-за которого сегодня непонятно, кто в городе отвечает за тот или иной дом.
Также власти обещают поднять зарплаты дворникам как минимум до 40 тысяч рублей. Сейчас сотрудники ЖКХ за ручную уборку зарабатывают от 19 тысяч рублей в месяц. Реформу планируют реализовать в 2023 году.