St
Кино холодной войны
18+
Откуда берет свои истоки фильм «Смерть Сталина» и почему в последние годы таких фильмов становится все больше Кадр из фильма «Смерть Сталина». Скриншот © Daily Storm

Кино холодной войны

Откуда берет свои истоки фильм «Смерть Сталина» и почему в последние годы таких фильмов становится все больше

Кадр из фильма «Смерть Сталина». Скриншот © Daily Storm

Российская премьера французско-британского фильма «Смерть Сталина» все-таки вышла на киноэкраны. И это несмотря на то, что  23 января Министерство культуры России под давлением известных деятелей искусства и собственных экспертов, нашедших признаки экстремизма в ленте, отозвало прокатное удостоверение. О деталях говорить рано, но судя по трейлеру фильма — это классическая английская политическая сатира, которая высмеивает советских лидеров и советский строй в принципе.


Такие фильмы, как «Смерть Сталина», стали уже традицией западного кинематографа, истоки которой можно рассмотреть в начале холодной войны. Они появлялись на протяжении десятилетий, потом запал режиссеров иссяк. Вновь вдохновение их посетило после присоединения Крыма к России.


Пожалуй, началом всей этой истории можно считать специальный образовательный фильм «Пригнись и накройся» (Duck and Cover), вышедший в 1952 году и предназначенный для показа в школах США. Сюжет незамысловат: мультипликационная черепаха Берт рассказывает школьникам, как нужно спасаться от ядерного удара — бежать в бомбоубежище или хотя бы спрятаться под партой. При этом вражеские ядерные бомбы должны лететь со стороны Советского Союза. Одни эксперты называли фильм образовательным, другие — чистой пропагандой против Москвы, которая создавала образ врага в лице СССР.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Так или иначе, смотрели американские школьники этот фильм вплоть до 80-х годов, а в 2004 году «Пригнись и накройся» был внесен в Национальный реестр фильмов США (лент, имеющих особое историческое значение в американском кинематографе).


В 1956 году происходит антисоветское восстание в Будапеште, и спустя два года на экраны выходит американский фильм «Будапештский зверь». Вывод об основной идее ленты можно сделать по постеру — человек в советской форме с цепью в руках по-барски стоит над упавшей венгерской девушкой. Скромный быт венгров, живущих под игом Москвы, жирующие члены венгерской компартии, разрушенные улицы и застенки спецслужб, которые отличаются нечеловеческой грубостью — все то, что нам предлагается посмотреть в этом фильме. В конце закадровый голос с печалью констатирует, что борцам за свободу не удалось надолго восстановить демократию.


В эти же годы выходит несколько шпионских фильмов, рассказывающих об угрозе КГБ и коммунистического строя для всего остального цивилизованного мира: «Ниночка» 1960 года — о советской девушке, которая одержима пагубными коммунистическими идеями, но однажды оказывается в Париже, влюбляется во француза и лишь после этого постепенно отрекается от советских идеалов.

Кадр фильма «Пилот реактивного самолета». Фото: © Кинопоиск

Похожий фильм — «Пилот реактивного самолета» 1957 года — рассказывает о советской летчице, убежденной коммунистке, шпионке, которая однажды приземляется на своем самолете на Аляске. Она выходит замуж за американского офицера, весь фильм рассказывается об их идеологических противоречиях. В итоге они летят в Москву, где советская шпионка понимает, что капитализм — это не так уж и плохо. Вместе с супругом они крадут секретные документы, угоняют еще один реактивный самолет и сваливают навсегда в США.


Третий фильм такого же формата — «Железная юбка» 1957 года об агенте КГБ Винке Коваленко, которая по заданию партии приезжает в Лондон, влюбляется в местного офицера. Как всегда, пытается сделать из него коммуниста, но происходит наоборот —капиталистические ценности побеждают, и Коваленко решает остаться в Лондоне на ПМЖ. От двух предыдущих фильмов этот отличается тем, что в нем уже была задействована тяжелая звездная актерская артиллерия. Роль Винки Коваленко исполнила сама Кэтрин Хепберн.


В 1961 году произошло новое событие, сыгравшее определенную роль в американо-советских отношениях, — возведение Берлинской стены. Оно вдохновило творцов на новые антисоветские фильмы. В 1963-м на экраны выходит фильм «Раз, два, три» о разделенном на две части Берлине. Как всегда, любовь, и как всегда, касается она малоимущего коммунистического адепта из ГДР и роскошной девушки из Западного Берлина, дочери американского миллионера. Итог — миллионы будущего тестя и красивая жена эффективно выводят из мужского организма вирусы марксизма-ленинизма.

Не обошел тему Берлинской стены и великий Альфред Хичкок, который в 1966 году выпустил фильм «Разорванный занавес». В ленте американский физик-ядерщик Майкл Армстронг (роль исполняет популярный в то время актер Пол Ньюман) отправляется в ГДР якобы как перебежчик, чтобы помочь социалистической стране разрабатывать ядерное оружие. В итоге оказалось, что перебежал он, чтобы украсть секреты местного физика-зазнайки. В фильме можно увидеть и постоянный контроль спецслужб, и ужас, в котором живут рядовые немцы, и на что они готовы идти ради того, чтобы оказаться на Западе.


В этом же 1966 году в США выходит фильм «Русские идут, русские идут!», созданный на фоне прошедшего Карибского кризиса. В сюжете советская подлодка, естественно, из-за капитана-придурка, садится на мель и наши моряки оказываются на американском побережье. Моряки представлены простодушными карикатурными персонажами, у которых происходил мировоззренческий сдвиг от наслаждения достижениями американской экономики. Чистая пропаганда и так себе юмор.


В 70-х годах прошлого века желание снимать антисоветское кино на Западе если не иссякло, то, по крайней мере, заметно снизилось. Видимо, не было таких вдохновляющих моментов, как строительство Берлинской стены или Карибский кризис. Правда, была Пражская весна 1968 года, но она не сильно повлияла на кинотворцев.

Кадр фильма «Посольство». Фото: © Кинопоиск

За все десятилетие можно выделить, пожалуй, две большие ленты: «Посольство» 1972 года и «Телефон» 1977-го. Первый фильм рассказывает о советском дипломате и его сыне-диссиденте, который был арестован спецслужбами. Факт ареста настолько бьет по сознанию расстроенного отца, что он решает отправиться в посольство США и попросить политическое убежище. Советские власти расценивают это как предательство и отправляют в посольство своего шпиона, которому приказано убить перебежчика.


Вторая лента — «Телефон» — это что-то фантастическое. По сюжету еще в 40-е годы для агентов спецслужб был разработан специальный код. Если его произнести по телефону, они начинают атаку на Америку. Воспользоваться этим кодом решил советский безумный эмигрант, и остановить его в США отправляется майор КГБ Григорий Борзов (Чарльз Броснон). Помогает ему справиться с террористом агент ЦРУ Барбара, в которую наш Григорий влюбляется и решает остаться в Америке.


В 80-е годы ситуация кардинально изменилась. Кажется, кто-то сказал режиссерам, что «нужно добивать совок», и фильмы посыпались, как с конвейера.


В 1983 году британцы выпускают грубую сатиру о Иосифе Сталине и его окружении — «Красный монарх». Есть подозрения, что «Смерть Сталина» похожа именно на этот фильм.

В «Красном монархе» идиотами представлены все члены Политбюро. Но особо досталось Лаврентию Берии, роль которого исполняет Давид Суше. Его представили в образе сексуально озабоченного труса, который боится Сталина сильнее смерти, но, находясь в этом страхе, не может пропустить ни одной юбки. В начале фильма вместе со своим другом Вовкой — профессором и специалистом по венерическим заболеваниям — на лодке он догоняет юную советскую пловчиху.


«Посмотри, какие у нее сиськи, какая задница... брысь, профессор, я хочу ей вставить», — говорит Берия своему товарищу.


«Пять раз я ей заделал, мой друг. Это был кровавый рай», — позже делится впечатлениями о пловчихе Берия.


В фильме намекается, что Сталин был антисемитом, а Политбюро собирается, чтобы обсудить проигрыш советских баскетболистов французам, высмеивается бюрократия в Кремле. 


Спустя два года, в 1985 году, в США выходит культовый фильм «Белые ночи» с Михаилом Барышниковым в главной роли. Сама судьба Барышникова стала сюжетом для фильма. В нем рассказывается о танцоре-перебежчике Николае Родченко (не путать с Григорием Родченковым), который находит свободу и убежище в США, делает себе блистательную карьеру и отправляется на самолете в Японию. По дороге в Токио выясняется, что самолет неисправен и нужно садиться на территории СССР.


Главный герой в панике начинает метаться по салону, рвет свой американский паспорт, делает все, чтобы советские военные не распознали в нем изменника Родины. В итоге перебежчика в нем распознали и насильно попытались оставить в СССР. Кураторство над ним взял Реймонд Гринвуд — американец, который в свое время в поисках лучшей доли сбежал в СССР.

За время фильма главные герои пришли к выводу, что водка в России помогает справиться с действительностью, пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, в театре песни Владимира Высоцкого можно петь только шепотом, детям вредно расти в стране-тюрьме под названием СССР. В конце фильма Родченко, Гринвуд и его жена, уже беременная, устраивают побег. Двоим удается спастись на территории американского посольства. Гринвуда в конце фильма сотрудники КГБ якобы везут на расстрел, но в итоге — на границе происходит обмен.


Фильм средненький, однако имел коммерческий успех — собрал в 1985 году 42 миллиона долларов в американском прокате, и даже получил Оскар за лучшую песню к фильму.


Кроме «Красного монарха» и «Белых ночей» в 80-е годы на экранах появились фильмы «Сахаров» 1984 года, рассказывающий о борце за права человека в тоталитарной стране, «Огненный лис» с Клинтом Иствудом 1982 года — о попытках американских агентов украсть у советских врагов сверхсекретный военный самолет, «Рэмбо-3» с Сильвестром Сталлоне, который в Афганистане сражается с плохими русскими военными, «Красный рассвет» 1984 года с Патриком Суэйзи, где СССР представлен в качестве оккупанта, который вот-вот начнет третью мировую войну, «Рожденный американцем» 1986 года — про убожество советской жизни и угрюмых сотрудников КГБ и многие другие.

Потом Советского Союза не стало. Новая Россия уже не так интересовала США, чтобы выпускать пачками пропагандистские фильмы. Хотя они выходили, снова говорили о советских или российских врагах, больше говорили о российской мафии, но символом «русского» в американском кино 90-х все-таки стал наш космонавт из фильма «Армагеддон»: простодушный человек, который безобидно летает в шапке-ушанке по космической станции, чинит неполадки методом удара по ним разводным ключом и если что может даже помочь американскому супергерою спасти мир.


Такая же ситуация продолжалась и в новом, XXI веке, пока не произошло присоединение Крыма в 2014 году.


После этого на экраны вышел фильм «Шпионский мост» 2015 года с Томом Хэнксом, который в роли адвоката пытается вытащить из советского плена американского пилота самолета-разведчика U-2.


В этом же году в мировой прокат вышел триллер «Номер 44» с целым созвездием актеров: Нуми Рапас, Том Харди, Гари Олдмен, Венсан Кассель. Но получилась более чем посредственная лента, рассказывающая о расследовании убийств детей в сталинской России. Главный мотив — советская государственная машина готова погубить любого, кто захочет справедливости или отправится на поиски истины.


В России в прокат фильм должен был выйти 16 апреля 2015 года. Но, дежавю, за два дня до этого эксперты собрались в Минкульте России на закрытый просмотр ленты. После просмотра ее прокат запретили, заметив, что фильм искажает исторические факты и заодно образы и характеры советских граждан той эпохи.


Согласился с нашими чиновниками кинокритик журнала Variety Питер Дебрюж, назвавший «Номер 44» смесью триллера и антисоветской пропаганды старой школы времен холодной войны.

В итоге такая же история повторилась в начале 2018 года со «Смертью Сталина».


«Мы раздражаем Европу уже последние лет 500, и такие фильмы (как «Смерть Сталина». — Примеч. «Шторма») выходят довольно часто. Другое дело, что нам самим не стоит показывать это детище западной компании, поскольку это просто оскорбительно для нашей истории», — сказал «Шторму» режиссер Владимир Бортко, один из сторонников отзыва прокатного удостоверения у ленты.


Российский историк кино Наум Клейман не столь критичен к «Смерти Сталина».


«В фильме «Смерть Сталина» есть признаки классической британской политической сатиры. Это такой традиционный для Англии черный юмор, политическая карикатура. Я был в одном британском музее, где в таком же стиле проходила выставка карикатур на местных политиков. Обидным фильм делает лишь острая реакция нашего Минкульта, при этом все знают, что запреты лишь повышают интерес к кинопродукции, как получилось с весьма не выдающейся лентой «Матильда». Если они хотели пробудить зрительский ажиотаж к этому фильму, то они этого добились», — считает Клейман.


«Вся эта история с антисоветским, а потом антироссийским кинематографом продолжается десятилетиями. И при желании можно заметить, что чем хуже были наши отношения с Западом, тем больше их киноиндустрия создавала подобных фильмов. В 60-70-е годы было популярно снимать про железный занавес, борьбу с советскими шпионами. В 80-е годы вышел знаковый фильм «Белые ночи» про перебежчика и страну-тюрьму, из которой нужно бежать к свободе — в США. Потом запал спал, но после присоединения Крыма все вернулось на круги своя: появились и фильмы про плохих советских шпионов, про преступный режим и тупых политиков в Москве. И все это еще разбавляется западной документалистикой, в которой критикуется все, начиная от российских спортсменов, заканчивая российскими политиками. Так что мы наблюдаем очередной большой виток киновойны против России», — считает председатель совета директоров Института проблем современной политики Антон Орлов.


«Смерть Сталина» нельзя посмотреть в кинотеатре на территории России. Но как показывает действительность, подобные запреты в цифровую эпоху во многом бессмысленны. В Сети сегодня можно найти сотни копий запрещенного в России фильма «Номер 44» и смотреть их, сколько душе угодно. То же самое будет и со «Смертью Сталина». Через месяц или два фильм появится на пиратских сайтах, а аудиторию для него подготовили Минкульт России и СМИ. Если еще два дня назад многие не думали идти на «Смерть Сталина» в кинотеатры или даже не знали о премьере, то теперь им стало интересно — что такого преступного рассмотрели в этом фильме наши чиновники?

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...