Эксперты Гринпис обнаружили незаконную стройку на территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», который входит в границы объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ». Памятник расположен в горной части Республики Адыгея. Согласно документам объекта и природоохранному законодательству в целом, строить на этой территории нельзя, поэтому защитники природы обратились в Генпрокуратуру. Мы в Daily Storm нашли не только дорогу, уже внесенную в кадастровую карту, но и «научный центр «Биосфера», к которому она подойдет.
Обнаруженный Гринпис участок горной дороги хорошо заметен на снимках со спутника, видно его и на публичной кадастровой карте (кадастровый номер 01:04:5901005:14). Здесь же указаны и другие параметры — кадастровая стоимость (около 48 тысяч рублей), категория земель (лесной фонд), возможный тип использования. На этом скромном клочке адыгейских гор по кадастру разрешено размещать самые разные промышленные, транспортные и стратегические объекты.
Начальник Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея Владимир Дубасов заявил Daily Storm, что не уполномочен обсуждать эту тему.
А в Управлении лесами Республики Адыгея нам попались более разговорчивые собеседники: там сказали, что дорога эта грунтовая и необходима для проезда спецтехники в случае пожара или иного стихийного бедствия в лесу. С этим утверждением не согласен заместитель координатора местной правозащитной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко.
«Дорога действительно не имеет твердого покрытия (пока, по крайней мере), но это не отменяет того, что при ее строительстве был нанесен серьезный экологический ущерб. Дорогу пробивали по девственному лесу, перерезая естественные водотоки. Аргумент, что дорога «лесохозяйственная» — полная чушь. Никаких «стихийных бедствий», кроме самих же адыгейских лесников, там никогда не было. Лесных пожаров там не бывает потому, что это место очень влажное, несколько месяцев в году там вообще лежит снег. Единственная причина строительства этой дороги — это очередная попытка обеспечить наземный подъездной путь к горнолыжному объекту в урочище Лунная Поляна», — делится с Daily Storm экоактивист.
По документу участок предназначен для «строительства подъездной автодороги к полигону научного центра (ПНЦ) «Биосфера». По факту такой научный центр был учрежден 4 декабря 2002 года тогдашним министром природных ресурсов РФ Виталием Артюховым (снятым с должности со скандалом в 2004-м). В тексте приказа №789 говорится о создании в урочище Лунная Поляна «научного центра» на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника.
Правда, ни одной научной публикации данного центра, сайта или иной информации о «Биосфере» найти не удалось. Зато в приказе экс-министр настаивает на том, чтобы «в срок до 5 декабря текущего года представить на утверждение план размещения центра с учетом потребностей подразделений МЧС России, ФСО России (!), Росгидромета России и с соблюдением соответствующих режимов охраны биосферного полигона». К слову, найти работающий сайт или действующие номера телефонов центра Daily Storm так и не удалось.
В 2018 году «Центр управления расследованиями» опубликовал фильм, в котором сообщалось о том, что «Роснефть» инвестировала в строительство «Лунной поляны» 385 миллионов долларов. Тогда пресс-секретарь нефтедобытчиков Михаил Леонтьев заявил, что объект «Лунная Поляна» «сооружен в целях экомониторинга уникальной природно-климатической зоны».
Долгое время до Лунной Поляны добраться можно было только по воздуху, а это накладно даже для «научного центра». История «заповедной дороги» началась в 2007 году, тогда появился арендатор земель — ГУ «Дорожное агентство Республики Адыгея», в 2008-м ее начали строить. Но тогда заповедным горам повезло, туда приехала мониторинговая миссия Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы, после которой Комитет всемирного наследия потребовал от России остановки строительства этой дороги.
После этого Минприроды Адыгеи утвердило паспорт территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», в котором разрешило строительство на ней. Однако одновременно с этим в паспорте значились пункты, запрещающие вырубку лесов (кроме санитарных случаев), нарушение гидрологического режима и почвенного покрова. Эти положения типичны для памятников природы, и именно они стали решающими в борьбе за сохранность такого объекта. Прокуратура тогда обратилась в суд, который признал, что строительство и сохранность почвенного покрова — вещи несовместимые, и отменил сооружение дороги.
«Интересно, что это решение вошло в утвержденный Президиумом Верховного суда обзор судебной практики за IV квартал 2011 года, то есть имеет силу закона. Фактически, строительство этой дороги — это прямое нарушение решения Комитета всемирного наследия, нарушение Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, а соответственно, пункта 4 статьи 15 Конституции РФ, нарушение режима заповедника или как минимум памятника природы, а соответственно, статьи 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также преодоление судебного решения», — рассказал нам эксперт по защите ООПТ Гринпис России Михаил Крейндлин.
Дмитрий Шевченко из «Экологической вахты» также рассказал нам, что при строительстве «Лунной поляны» из территории Кавказского биосферного заповедника вырезали участок площадью 100 гектаров якобы в рамках уточнения границ особо охраняемой природной территории.
«Однако выведение участка за границу заповедника не снимает с него статуса объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Также и с дорогой, ее уже почти дотянули до Лунной Поляны. Россия не только не выполнила те рекомендации, которые Комитет всемирного природного наследия ЮНЕСКО выносил в отношении объекта «Западный Кавказ» на протяжении последних 10 лет, но серьезно усугубила конфликтную ситуацию. В этом году имеются все шансы, что России уже перестанут делать «последние китайские предупреждения», и «Западный Кавказ» войдет в перечень «Наследие под угрозой», — опасается наш собеседник за будущее ценного памятника природы.
На рубеже 2018-2019 годов Гринпис снова нашел нарушения по всем пунктам. Сравнив данные спутникового мониторинга за июль и октябрь 2018 года, экологи обнаружили новый участок все той же дороги к Лунной Поляне — НЦ «Биосфера». Космические снимки подтверждаются данными кадастра, дорога действительно существует и вполне официально пролегает по территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха». Защитники природы обратились напрямую к генпрокурору России Юрию Чайке.
ЮНЕСКО тоже не остается в стороне. Еще в 2018 году Комитет всемирного наследия подтвердил, что любое капитальное строительство на этих землях станет поводом для включения их в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. В позорном списке уже есть объекты из Конго и Гондураса, Ирака, Ирана и других стран. Здесь же числятся и США, где из-за разливов нефти в Мексиканском заливе на грани разорения находится Национальный парк Эверглейдс.
И если Россия все-таки попадет в список, то это будет означать, что мы нарушаем Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В Гринпис считают, что строительство дороги идет вразрез еще и с Конституцией России: «оспариваемое строительство дороги к НЦ «Биосфера» («Лунная поляна») на территории объекта всемирного природного наследия «Западный Кавказ» противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации».