St
Паленка-стайл. Поможет ли маркировка товаров избавиться от контрафакта?
По мнению экспертов, данное средство идентификации может повысить стоимость товаров, но вряд ли победит контрафакт

Паленка-стайл. Поможет ли маркировка товаров избавиться от контрафакта?

По мнению экспертов, данное средство идентификации может повысить стоимость товаров, но вряд ли победит контрафакт

Фото: © Daily Storm
Фото: © Daily Storm

Каждый третий товар в России является подделкой. Нелегальный оборот товаров одной только легкой промышленности в России экспертами оценивается в 2,5 триллиона рублей. Правительство России решило с контрафактом бороться. Со следующего года по распоряжению чиновников вводится маркировка на 10 групп товаров, в числе которых оказались табачная продукция, парфюмерия, различные предметы одежды, обувь, фотокамеры и другие. «Шторм» попытался разобраться, избавит ли это решение отечественный рынок от подделок.


undefined
Фото: © Daily Storm

Черная метка для потребителя


«Конечно же, настоящая «лакоста»! Вот, смотри, крокодил вышитый, и всего 1200, а в магазине три рубля (три тысячи рублей. — Примеч. «Шторма»), а может, и все четыре», — продавец с азиатским акцентом как может нахваливает мне поло известной марки на Домодедовском рыке Москвы. На вопрос: «А почему так дешево?» — искренне отвечает: «Разве 1200 — дешево?»


Рядом палатка с теплой одеждой — кофты с огромным количеством страз, из которых выложены названия брендов: Gucci, Armani, Prada, толстовки с надписью во всю грудь — Tommy Hilfiger. Беру ближайшую в руки, а из нее предательски торчат нитки. Но продавщица не спешит скрыть дефект, она гордо сообщает: «Зато китайщиной не пахнет». Цена удовольствия, кстати, тоже 1200 рублей.


Чуть дальше — палатки с рюкзаками Vans, The North Face, Adidas, с кроссовками марок New Balance, Nike, Reebok... Тоже «настоящие». А дешевые, потому что «в магазинах аренда конская, поэтому и товары дорогие». Удивительно, что кто-то в это еще верит. И вдвойне удивительно, что этот рынок, на каждом углу которого торгуют «паленкой», дожил до наших дней. Соседний — Красногвардейский — давно закатали под платную парковку. Впрочем, найти такую «брендовую» одежду можно не только на рынках, но и в магазинах.


Одежда и обувь — чаще всего подделываемые товары, рассказывает маркетолог Александр Макаров. В легкой промышленности — 30% контрафакта и фальсификата, в обувной — все 50%. По оценке экспертов Высшей школы экономики, нелегальный оборот товаров легкой промышленности составляет 2,5 триллиона рублей.


undefined
Фото: © Daily Storm

Напомним, что опыт с маркировкой товаров в России уже есть. Это, в частности, установка чипов на меховые изделия. Правда, по словам управляющего партнера экспертной группы VETA Ильи Жарского, положительного эффекта для экономики этот опыт пока не дал — надзорные органы постоянно выявляют нарушителей, продающих шубы и дубленки с поддельными чипами.


Основной смысл такого чипа заключается в передаче в информационный центр данных о перемещении товара на каждом этапе его реализации. То есть если чип установлен, но в центре отслеживания и считывания о нем не содержится никакой информации, то чип этот ненастоящий, а значит, и данные о товаре и его продаже государство не сможет выявить.


«Мошенники, разумеется, уже адаптировались к новым условиям и загружают в чип всю необходимую информацию о происхождении товара, они даже могут рискнуть и загрузить туда якобы официальный регистрационный номер изделия, проверять который покупатели вряд ли будут», — делится эксперт.


Так что возможно, что липовые кроссовки Nike или поло Lacoste с Домодедовского рынка никуда не исчезнут, а обзаведутся метками, ну и стоить будут дороже.


Отметим, что позитивные изменения в этом плане наблюдаются в продаже алкогольной продукции — в 2016 году впервые был отмечен рост розничной продажи водки. В прошлом году производство и продажа легальной водки продолжили увеличиваться. Эксперты связывают это с введением ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системы, созданной для контроля над производством и оборотом алкоголя.


«Но опыт с водкой не стоит считать подходящим для будущей маркировки обозначенных правительством категорий товаров, поскольку ЕГАИС и маркировка — это все-таки разные проекты. Маркировка несет на себе довольно много функций, и в первую очередь она не только борется против производителей фальсификата, но и направляет потребителей на правильный путь, сообщая им о вреде или пользе тех или иных ингредиентов, если речь в будущем пойдет, например, о продуктах питания. В целом, если посмотреть на планы правительства, маркировкой скоро обзаведется очень большая группа товаров, даже та, где доля фальсификата не считается критической», — подчеркивает Жарский.


undefined
Фото: © Daily Storm

Не стать жертвой распродаж


Опрошенные «Штормом» эксперты сходятся во мнении, что в итоге за маркировку заплатит потребитель. Расходы по оснащению изделий метками производители заложат в конечную стоимость товара.


«С одной стороны, подделкам действительно не останется иного выбора, как уйти с рынка. С другой — производителей товаров, по сути, обяжут пользоваться услугами новой системы, увеличивать затраты на маркировку, что в результате неминуемо ляжет на потребителей. Стоимость товаров в среднем может подскочить до 5-10%», — говорит Жарский.


Кстати, в российской «дочке» British American Tobacco посчитали, что в общей сложности расходы производителей сигарет в первый год действия маркировки могут составить 11,5 миллиарда рублей (деньги пойдут на оборудование и введение электронного документооборота).


Парфюм и косметику подделывают не так часто, как одежду и обувь. В топ-10 наиболее подделываемых брендов по версии Всемирной таможенной организации входит только одна косметическая компания — Mac Cosmetics. ВТО зафиксировала 236 случаев незаконного производства и торговли продукцией этого бренда. Для сравнения: дел с участием Adidas — 1038.


По словам управляющего московским барбер-шопом Константина Гальперина, в лакшери-сегменте парфюма на подделку нарваться довольно сложно. «Посудите сами — все эти красивые флаконы с вкраплениями дорогих материалов, пронумерованные айтемы для подпольных производителей представляют слишком много затрат и мало выхлопа. <…> Самая страшная перспектива для потребителя — стать жертвой тотальных распродаж, в рамках которых активно переклеиваются стикеры со сроком годности, когда содержимое заветных баночек давно распалось на атомы», — говорит Гальперин.


undefined
Фото: © Daily Storm

С подделкой однозначно можно столкнуться у продавцов, реализующих парфюм с рук — у станций метро, ж/д платформ, да и просто на улицах. Стоит такая продукция непривычно дешево, может быть даже без упаковки, а аромат держится в лучшем случае не больше часа.


«Остерегайтесь коммивояжеров, которые в огромном количестве ходят по офисам, паркам и улицам города. Они обычно рассказывают байки о списанной косметике — это все неправда. Вам пытаются впарить подделку, аромат которой можно за пять секунд смыть проточной водой», — предупреждает эксперт.


По данным Всемирной таможенной организации, лидером по количеству выявленных подделок является марка Samsung — в 2014 году было зарегистрировано более 1400 случаев производства и торговли фальсифицированными товарами корейской компании. Технику Apple подделывают почти так же часто — 880 зарегистрированных случаев. В основном подделываются смартфоны этих марок.

В список товаров, обязательных для маркировки, из техники попали только фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.


Как пояснил «Шторму» директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК Антон Гуськов, на рынке электроники и особенно бытовой техники проблема подделок практически отсутствует. «Дело в том, что технику очень сложно и дорого подделывать. По сложности подделка холодильника сопоставима с производством оригинального товара», — говорит эксперт.


Плюс производители бытовой техники и электроники присваивают практически каждому своему продукту идентификаторы. «Это серийные номера. Смартфонам, планшетам, телефонам, некоторым ноутбукам присваивается код IMEI (международный идентификатор мобильного оборудования. – Примеч. «Шторма»). По нему можно идентифицировать подлинность гаджета. Необходимость маркировки в таком случае снимается — зачем маркировать два раза?» — рассуждает Гуськов.


По его словам, из техники чаще всего подделывают портативную электронику, люксовые продукты, наушники, аксессуары. «Но это все небольшие объемы, которые в общем масштабе рынка малоощутимы», — добавляет Гуськов.