Администрация Калининграда на 4,5 миллиона бюджетных рублей покупает на местном ТВ рекламу работы себя любимой. И это еще по-божески. В 2021 году многие регионы как будто сорвались с цепи — миллионы рублей уйдут на пиар. Причина такого ажиотажа — предстоящие выборы в Госдуму. Расходы на законодательные собрания автоматически выросли, причем в геометрической прогрессии. Московская область, безусловно, рекордсмен по таким затратам — один популярный государственный канал съедает более миллиарда бюджетных денег. Не отстает и Ростовская область.
Начнем с того, что регионы, несмотря на коронавирус, нехватку денег на строительство и ремонт школ, жизненно необходимые лекарства и на другие статьи расходов, продолжают тратить миллионы на собственный пиар. И все бы ничего, но большинство субъектов не могут похвастаться профицитным бюджетом.
Вот — Ростовская область. Согласно открытой базе сайта «Госзакупки», Законодательное собрание Ростовской области потратит на производство и размещение информационных материалов в телепередачах на канале «Россия 24» почти 13 миллионов рублей.
Заходим на сайт заксобрания области. И видим видеоматериалы о заседаниях круглых столов, об обсуждениях проектов, а также — о встречах депутата от партии «Единая Россия» председателя областной думы Александра Ищенко. Дозвониться до него на момент выхода нашего текста не удалось, но наблюдать Ищенко по телевизору или в печатной прессе можно каждый день.
Но только «Россией 24» депутаты не обходятся. Еще одна статья расходов на пиар — региональный телеканал «ДОН 24». Местный канал берет меньше денег, но сумма все равно кругленькая — почти 10 миллионов.
Тем временем дефицит бюджета-2021 Ростовской области увеличен до 7,3%, не хватает ей почти 17 миллиардов рублей.
Открываем бюджет, смотрим, сколько и на что будет выделено денег. Например, субсидия на ремонт медучреждения. Чтобы сделать капитальный ремонт в одном заведении, необходимо 60-70 тысяч рублей.
Несложные математические вычисления — и мы понимаем, что на деньги, которые были потрачены на материалы на канале «ДОН 24», можно было отремонтировать 137 медицинских учреждений, а на те, что на «Россию 24», — провести ремонт около 100 спортивных объектов.
На средства, потраченные на информационное обеспечение, можно отремонтировать больницы, спорткомплексы и школы.
Пока мы считаем деньги, ушедшие на пиар заксобрания, жители Ростовской области негодуют, почему в регионе не хватает детских садов, стадионов, других площадок, но зато есть средства на рассказы по ТВ о том, как все прекрасно.
«Я волонтер, работаю в основном с детьми — трудными подростками, с детками из детдома. Езжу и ужасаюсь: а где площадки, где места для занятия спортом, где элементарно гулять? У нас тратят деньги на то, чтобы рассказать о перерезании ленточки и открытии остановки (позор на всю Россию), но так и не нашли денег, чтобы привести площадки в порядок», — негодует житель Ростова-на-Дону Андрей Своров.
С ним согласны и пользователи соцсетей, которые постоянно пишут комментарии к публикациям региональных властей и выражают недовольство медициной, дорогами, социалкой.
Daily Storm направил запрос в Заксобрание Ростовской области, но на момент выхода материала ответа не было получено. Также корреспонденту не удалось дозвониться до региональных депутатов.
Сибирские регионы не так любят телевидение и предпочитают тратиться на газеты. Век технологий к Сибири только приближается — в некоторых деревнях об интернете до сих пор мечтают. Сайт «Госзакупки» выдает небольшие суммы за один контракт на информационное освещение работы Законодательного собрания Иркутской области. Правда, таких контрактов там с десяток.
Никого не удивит то, что бюджет региона — дефицитный. В 2021 году дефицит утвержден в размере 13,9 миллиарда рублей — это максимально допустимые 10% от собственных доходов, а госдолг области — 46,6 миллиарда рублей.
Об этом в областных газетах, конечно, умолчат. Зато расскажут о том, как депутаты проводят акцию «Память жива», или о том, как они привезли антисептики в дом престарелых.
Стоимость таких статей — от двух миллионов рублей.
Все это контракты на размещение в областных изданиях. Общая сумма — более 10 миллионов рублей. Но одних газет парламентариям не хватает — подключается к освещению их деятельности и телевидение.
Еще почти восемь миллионов рублей. Но и на этом депутаты не остановились. Чтобы охватить все слои населения, они иногда обращаются к нему из радиоприемников, на что также заложена небольшая, но все же часть бюджетных денег. Радийщикам заксобрание отдает около полумиллиона рублей.
После подсчета всех контрактов, которые есть в открытом доступе, у нас вырисовывается сумма почти в 20 миллионов рублей. И это мы считаем только по госзакупкам. Кажется, что все бы ничего, если не учитывать проблему аварийного жилья в Иркутске. Там она стоит очень остро. В городе 502 дома официально признаны ветхими — это деревянные бараки, еще три тысячи зданий — с признаками аварийности, жить в них если не опасно, то некомфортно.
Эксперты отмечают: то, что все видят на сайте, — это лишь верх айсберга. Самые крупные суммы уходят на продвижение в социальных сетях, а это сотни миллионов рублей.
Интернет-технолог Дмитрий Максимов рассказал Daily Storm о том, что в Иркутской области на освещение деятельности заксобрания в социальных сетях выделяется более 40 миллионов в год, и это только учтенные деньги. Налоги жителей идут на продвижение власти в Instagram, «ВКонтакте» и Telegram-каналах. Также средства просто выводятся, куда — знают лишь сами депутаты.
Политолог Дмитрий Абзалов также заявил корреспонденту Daily Storm, что часто контракты, касающиеся информационной политики, становятся прикрытием для вывода бюджетных средств.
«Деньги на пиар надо выделять, вот только надо понимать, куда они реально идут. Подсвечивать деятельность — это обязательно. Только наши депутаты и чиновники часто деньги на пиар тратят совсем даже не на это», — иронизирует Абзалов.
На запросы Daily Storm в Иркутской области также решили не реагировать, на момент публикации ответа в редакцию не поступил.
Больше всех, как и предполагалось шикуют ближе к столице. Главу Московской области Андрея Воробьева пиарит аффилированный с областной властью телеканал. Именно он стал победителем прошедшего в январе тендера на «оказание услуг по освещению деятельности органов государственной власти Московской области, социально-экономического, культурного, демографического и политического положения региона путем изготовления и распространения (вещания) на территории Московской области телепередач». Эта закупка — самая крупная с начала года: 1 299 993 250 рублей. Их решили взять из бюджета области.
Также рекламировать за государственный счет деятельность Воробьева будут печатные издания и сетевые ресурсы. Например, в одном из офлайн-изданий за год должно появиться 12 полос формата А2. И стоит это почти 10 миллионов рублей. В другом издании контракт стоит меньше, условия почти такие же.
Миллионы бросают на пиар, а как распределяются деньги в отношении других статей расходов? Там цифры совсем другие. Например, в бюджете Подмосковья есть статья расходов — «обновление материально-технической базы» в образовании. Так вот на это выделена скромная сумма — до 25 тысяч рублей. Из-за невысоких заработных плат в школах и больницах области прослеживается нехватка квалифицированных кадров.
Источник Daily Storm уточнил, что это только малая часть. Кроме СМИ Воробьев тратит огромные деньги на соцсети.
«Часть соцсетей ведет один государственный телеканал, а вот Telegram-каналы закупаются отдельно. И там не только посты восхваления, но и история «стопов», когда покупается запрет на упоминание в плохом ключе. А это десятки тысяч, а у Незыгаря — там и полмиллиона», — поделился собеседник Daily Storm.
Где деньги, Зин?
Это были только официальные расходы, легальный кусок в бюджете, который проходит по статьям «информирование о деятельности госорганов», «создание привлекательного инвестиционного климата в регионе» и «финансовая поддержка региональных и местных СМИ».
Суммы, которые тратятся в регионе на нанятых для губернатора сторонних пиарщиков, подсчитать с точностью невозможно. Здесь сразу несколько специалистов: за пиар для жителей региона отвечает один человек, для федерального центра — другой.
«Важно понимать: когда нужно размещение в регионе — это обычно местные пиарщики, а для Telegram-каналов, федеральных ТВ-каналов и СМИ выделяется отдельный человек, чаще москвич», — объяснил интернет-технолог Дмитрий Максимов.
Также не стоит забывать, что некоторых губернаторов «ведут» известные московские политологи, такие как Евгений Минченко, Дмитрий Орлов. Тогда стоимость пиара возрастает в десятки раз. Сколько же на самом деле он стоит? Как говорят пиарщики и политтехнологи — «сколько захотим».
Для сравнения отметим, что за бугром тратится куда больше денег на подобную рекламу.
Американские кампании, особенно промежуточные выборы в Конгресс — это гонка черного пиара. А черный пиар, как известно, дороже любого другого. Негативная политическая реклама, желтые полосы, клевета, баннеры и листовки — все это стоит десятки тысяч долларов.
Дмитрий Абзалов уверен, что даже эталонная американская форма политического пиара имеет свои изъяны и деньги идут на что угодно, только не на работу.
«Американский рынок политического пиара — эталон. Но даже беря его, мы понимаем, что и там есть свои подводные камни. Можно обратиться к ЛОМам, можно к журналистам, можно к редакторам — и во всех случаях разная работа, разная стоимость», — сказал Абзалов.
Если сравнивать Америку и Россию, то нам еще расти и расти. Доля денег на политический пиар в России минимум в 10 раз меньше, чем у заграничных коллег. При этом и качество пиара значительно хуже. Поэтому депутаты и губернаторы могут поучиться у американцев. Хотя лучше не стоит.