Потеря Россией постсоветского пространства с каждым годом все более очевидна. Сначала никем незамеченный майдан на Украине, потом начало активной дружбы Белоруссии с США, отказ Казахстана от кириллицы. Перечислять можно и дальше. Если собрать все эти факты вместе, то это очевидный провал российской дипломатии, которая вместо того, чтобы вести работу по повышению авторитета страны на каблуках «пляшет Калинку», препирается с иностранными журналистами и создает видимость активной работы. Так что же происходит?
Русский больше не нужен
Несмотря на пропагандируемые российской дипломатией усилия по интеграции и дружбе со странами бывшего постсоветского пространства, с каждым годом они становятся все дальше и дальше от России. Они сторонятся ее политической элиты, ее покровительства, ее культуры. Только за последние два месяца этого года сразу несколько бывших советских республик решили принять дискриминационные меры в отношении русского языка, который до сих пор считался одним из самых эффективных инструментов нашей «мягкой силы».
Так в середине апреля Таджикистане был введен запрет на регистрацию отчеств и фамилий на русский манер. Как заявил замруководителя управления регистрации актов гражданского состояния Джалолиддин Рахимов, отныне присвоение имен и их правильное написание в будут строго контролировать на предмет соответствия культуре и национальным традициям. Перечень допустимых имен содержится в утвержденном правительством Реестре таджикских национальных имен. Они, как и отчества, и фамилии, по словам чиновника, должны быть четко обоснованы «историческими ценностями и таджикской национальной культурой». Русские окончания «ов», «ова»,«ович», «овна» заменят национальные окончания, например, такие как «зод», «зода», «пур», «иён», «фар» и т.д.
Сам президент Таджикистана сменил свое имя с Эмомали Шарифовича Рахмонова на Эмомали Рахмона еще в 2007 году, после чего его примеру последовали многие чиновники. В 2009 году таджикские депутаты приняли новый закон «О государственном языке», который обязал всех граждан республики знать таджикский и полностью исключил положение о «языке межнационального общения», которым считался русский.
Также в апреле этого года глава Казахстана Нурсултан Назарбаев распорядился перевести казахский алфавит на латиницу. По его словам, к 2025 году нужно перевести на латинский алфавит печать всех книг, деловой документации, периодических изданий, а до конца 2017 года правительство страны должно разработать график перехода на латиницу. Как объяснил Назарбаев, это связано с «политическими причинами», а также необходимостью «качественной трансформации массового сознания и модернизации идеологии казахстанцев». Президент сослался на то, что латиницей пользуется большинство стран мира и отметил, что такой алфавит является языком современности, техники, образования и науки.
Предложения придать русскому языку статус неофициального звучат и в Киргизии. А со следующего учебного года в русскоязычных школах страны начнут вести уроки на киргизском языке. Как объясняют власти, в республике принята Национальная программа развития государственного языка и совершенствования языковой политики на 2014—2020 годы, в рамках реализации которой в Минобразования запущен проект по многоязычному образованию.
Аналогичные тенденции имеют место и в других странах бывшего СССР, в которых стремительно сокращается доля русскоговорящего населения.
Как отмечается в ряде исследований, именно в Казахстане из всех республик постсоветского пространства влияние русского языка сокращается быстрее всего. Если в 1994 году на русском языке тут говорило 33,7% населения, то в 2016 году эта цифра сократилась уже до 20,7%. В Эстонии и Латвии с начала 1994 года число русскоязычных граждан сократилось примерно на 10%. В Латвии в 1994-м на русском языке говорили 40,5% населения, в 2016-м - 29,8%, в Эстонии 33,3% и 23,4% соответственно. На Украине в 1994 году русский язык использовали 33,9% населения, в 2016 - 24,4%. К слову сказать, Украина стала сегодня эпицентром борьбы с русским языком, который стараниями Петра Порошенко буквально стирается из массового сознания. Запрещены русскоязычные книги, СМИ, интернет и российские социальные сети.
Единственной страной, где число русскоговорящих увеличилось, является Белорусия - с 50% в 1994 году до 70% в 2016-м. Хотя на общем фоне утешением, конечно, это назвать нельзя. Это, кстати, открыто признают и в российском МИДе. Посол по особым поручениям, постпред России в ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова, еще в конце прошлого года заявила, что через поколение мы придем к тому, что в странах СНГ на русском языке вообще перестанут говорить.
Запад денег не жалеет
Общей для всех стран постсоветского пространства является рост националистических настроений и активное сотрудничество со странами Запада. Взять хотя бы ту же Белоруссию, президент которой в прошлом году подписал с американцами соглашение о военном сотрудничестве, хотя страна является членом пророссийского ОДКБ. Неоднократно также Александр Лукашенко выражал свою заинтересованность в более тесном сотрудничестве с ЕС. А ведь именно с этой страной у нас подписан договор «Об образовании Союзного государства», что после можно говорить о других бывших братьях и сестрах с постсоветского пространства?
Да, и можно ли их за это винить, если они выбирают более сильного и надежного для себя партнера, каковым Россия для них уже, видимо, не является. В обмен на лояльность к себе и своим ценностям Запад готов финансировать эти страны и даже делиться с ним технологиями.
Еще несколько лет назад Европейским Союзом (ЕС) была принята программа помощи странам Средней Азии до 2020 года. Часть ее средств идет на решение насущных проблем в экономике и социальной сфере (энергетическая, транспортная инфраструктура, борьба с бедностью), другая часть - на развитие демократии, гражданского общества, в систему высшего образования с целью формирования новой общественной и политической элиты, солидарной с европейскими ценностями. Например, при обсуждении объема помощи Таджикистану ЕС призвал власти страны обеспечить прозрачность парламентских выборов в феврале 2015 года.
Кроме этой программы ЕС с 2007 года успешно использует еще одну систему работу под названием «Европейский инструмент соседства и партнерства», целью которого стало приближение постсоветских стран к политике и стандартам ЕС. По этой программе работали Армения, Азербайджан, Молдавия, Украина, Грузия, Белоруссия и даже некоторые регионы России. Программа также предусматривает заключение двусторонних соглашений между ЕС и странами-партнёрами об ассоциации (заключили Молдавия, Украина и Грузия).
Финансирование каждой из стран исчисляется сотням миллионов евро. К примеру, когда в 2012 году Таджикистан заявил о возможном присоединении к Евразийскому союзу, объемы финансирования республики увеличились с 97,8 млн евро до 251 млн евро на 2014-2010 гг, а для Киргизии в аналогичные сроки с 106 млн до 194 млн евро.
Активно работают со странами постсоветского пространства США, где данную функцию выполняют Государственный департамент и Агентство по международному развитию (USAID), а также Национальный фонд в поддержку демократии (NED) и множество НКО. Ежегодно на работу этих структур американцы выделяют около 300 млн. долларов. На сайтах ряда посольств США в странах постсоветского пространства (Ашхабад, Бишкек, Душанбе, Минск и других) предлагаются гранты в 30 тыс. долл. оппозиционным общественным организациям на ведение протестной работы.
С этого года США начали финансирование еще одной структуры – Комитета по противодействию скрытому влиянию России, на деятельность которого в 2017 году заложено около 100 миллионов долларов.
- Посмотрите внимательно бюджет США, в нем появились новые разделы именно по разрушению постсоветского пространства. Выделяемые суммы с затратами России несопоставимы. Еще в ноябре 2015 года президент России утвердил концепцию программы Концепцию государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом, но она, к большому сожалению, так и не начала работать, - делится своим видением ситуации член комитета по международным делам Совета Федерации, экс-замглавы Россотрудничества Игорь Морозов.
По его словам, есть только федеральная программа «Русский язык» с подпрограммой «русский язык за рубежом». Когда он работал в Россотрудничестве (2010-2015 годы) на этот подраздел на все страны, включая СНГ, выделялось всего 156 млн. рублей.
- Сегодня суммы остались примерно такие же, ну, может быть увеличение произошло на несколько миллионов. Но курс-то рубля упал в два раза, а вся работа происходит за рубежом. Это означает, что мы вполовину ослабили свою работу с русским языком. Мы не проводим никаких мероприятий, нет даже тех, которые проводились раньше. Но наша работа была заметной. Мы проводили их по всему миру, - говорит сенатор, отмечая, что парламентарии хотят задать вопрос о том, что происходит Минфину.
- Когда мы принимали бюджет на 2017 год. Сразу скажу, что я голосовал против него. Статьи по всем трем подпрограммам внешнеполитической деятельности России вроде были увеличены на 1%. Но сначала эти же статьи по 2016 году были сокращены, а сейчас вроде как 101%. Но от чего? От того, что сокращения по разным направлениям на 10%. Вот и ответ на вопрос. Вроде заявления все правильные, вроде все понимают, что надо развивать, но потом каждый из министров думает о своем. А как пойдет, например, Россотрудничество спорить с главой МИД Сергеем Лавровым, а потом есть еще и определённая подчиненность…, - рассуждает глава комитета по делам СНГ Госдумы Леонид Калашников, также считающий, что главный минус – недофинансирование внешнеполитической деятельности.
Впрочем, есть вопросы и к самому Россотрудничеству, деятельность которого работающие в сфере активной дипломатии комментировать отказываются. Оно и не удивительно, так как положительных отзывов об эффективности данной структуры практически никто дать не может.
Внешняя политика как лотерея
Именно Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников официально выполняет в России функцию «мягкой силы». Ежегодно ведомство получает миллионы рублей на различные федеральные программы, направленные на повышение имиджа России, распространение русской культуры и языка, а также поддержке соотечественников. Конечно, они несопоставимы с бюджетами некоторых стран, и все же сказать, что данная структура существует только на бумаге и не несет никаких обязательств невозможно.
К примеру, по данным Счетной палаты РФ, в 2015 году исполнение Россотрудничеством расходов федерального бюджета составило 4,5 млрд руб. Финансовые контролеры провели проверку ведомства в прошлом году и выявили немало нарушений, направив обращение в Генеральную прокуратуру. Например, было установлено неэффективное использование средств федерального бюджета на командировки сотрудников центрального аппарата за границу. Как отмечают финансовые контролеры, отчеты о командировании должностными лицами не составлялись, фактическое достижение целей командировок подтвердить проверкой не представляется возможным. Всего в результате проверки выявлено более 270 нарушений на общую сумму 68,2 млн руб. Общий объем неэффективного использования средств федерального бюджета превысил 13,9 млн руб.
- Никто из нынешнего руководства Россотрудничества за границей никогда не работал и не знает руководство этих стран, не имеет представления как там все утроено и чем, собственно говоря, должно заниматься ведомство. Конечно, это инструмент очень мощный, но он, к большому сожалению, в России не работает, - делится впечатлениями на условиях анонимности один из дипломатов, знакомый с ситуацией.
По его словам, практически у всего руководящего звена Россотрудничества, не исключая ее руководителя Любовь Глебову нет профильного образования, нет выстроенных контактов дипломатических контактов.
- Может быть, они профессионалы в чем-то другом, но не в международной политике. К слову, и к предыдущему руководителю ведомства Константину Косачеву было много претензий. Именно поэтому его с этого поста убрали. Но то, что происходит сегодня, вообще, никуда не годится - говорит другой собеседник «Дейли Шторм».
Биографии некоторых сотрудников Россотрудничества, действительно, впечатляют. Например, глава Россотрудничества Любовь Глебова, прежде чем придти в большую политику долгое время специализировалась на организации лотерей. Свой счастливый билет в большую политику она вытащила в 90-ых благодаря знакомству тогда председателем правительства РФ, а ныне с первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко. Однако, несмотря на, казалось бы, карьерный рост, прочной репутации управленца сначала в здравоохранении, потом в образовании за Глебовой не закрепилось. Зато в декларациях чиновницы появились дом и земельный участок в Германии площадью 541 кв. метр, не говоря о стабильном росте ее доходов. Будучи простым сенатором Глебова зарабатывала около 6,4 млн руб. (была самой богатой женщиной в парламенте), а в Россотрудничестве ее доход за 2015 год составил уже 13,5 млн. руб. А ее муж за этот же год задекларировал 1,19 млрд руб. Однако после обращения правозащитников в Кремль, декларацию признали ошибочной, вычеркнув из нее один нолик.
Впрочем, интересен и такой факт один из замов Глебовой умудрился заработать больше своего руководителя. Доход замглавы Россотрудничества Алексея Фролова составил 14,2 млн. руб. Декларации за 2016 год на сайте ведомства до сих пор не появилось.
Если же говорить о работе Россотрудничества на постсоветском пространстве, то заметить ее весьма и весьма сложно, особенно в части продвижения интересов РФ. Зато на сайте можно найти анонсы концертов и мероприятий, проводимых представителями иностранных государств. Как например, выступление фортепьянного дуэта из Испании в Праге или представителей Белоруссии в Германии и другие. Какое отношение к ним имеет мягкая сила нашей страны непонятно.
Интересной информацией, которую Россотрудничество до сих пор не опровергло, стала аренда офиса ведомства в Белоруссии у Мальтийского ордена. Работа Россотрудничества в этой стране заслуживает отдельной публикации.
«Слишком много предателей»
Эксперты считают потерю влияния России на постсоветском пространстве печальной, но вполне логичной, так как она перестает быть влиятельной политической и культурной силой.
- Россия сама во многом виновата, потому что мы стараемся дружбу покупать, вместо того, чтобы вести себя прагматичней и жестче. Последний пример - списание долга Киргизии в сумме 270 млн долларов, а в перспективе еще 240 млн. Если разложить это на каждого киргиза, то получается очень приличная сумма. Будет ли от этого сильная любовь к России? Сомнительно. Она будет, если в этой стране поддерживать русский язык. Если бы хотя бы часть этого долга пошла на укрепление языка, то толку было бы больше, - рассуждает глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
По его словам, Россия уже утратила свое влияние в странах СНГ, а русский язык перестал быть объединяющей основой, поэтому изменить все будет очень сложно. Особенно с учетом того, что никто из бывших союзных республик поступаться своим суверенитетом не намерен.
- СНГ - это даже не надгосударственное образование, а всего лишь цивилизованный вариант развода бывших советских республик. Просто людям надо было как-то объяснить, что окончательно все по углам не разбегаются. То есть его главная цель была в том, чтобы смягчить боль утраты распада СССР. Но изначально сам формат был неживым, не наполненным каким-то конкретным содержанием, а для реализации интеграционных процессов нужно было искать какие-то другие формы, - рассуждает эксперт, считающий более удачными объединения ОДКБ и ЕЭАС.
Калачев полагает, что главная проблема сегодня - отсутствие экономических связей. Например, в Казахстане и Азербайджане добычей нефти сегодня занимаются не российские, а западные кампании, с которыми Россия как поставщик энергоресурсов является прямым конкурентом.
- Потеря влияния России на постсоветском пространстве серьезно расходится с гуманитарным процессом, который был там раньше. В первую очередь это поддержка русского языка, которая присутствовала во всех странах СНГ. Затем проводился форум интеллигенции СНГ, другие гуманитарные мероприятия, которые позволяли нам надеяться, что мы останемся в одном исторически культурном пласте на многие, многие десятилетия. Но что-то сломалось в этом механизме… Переход с кириллицы на латиницу в Казахстане, события в Таджикистане, которые изменили мое отношение к этой стране… Для меня это парадоксально. Как будто идет организованная работа по противодействию влиянию России на постсоветском пространстве, - рассуждает сенатор Игорь Морозов.
По его словам, если в странах СНГ будет проиграно гуманитарное и культурное пространство, то ослабнет и политическое влияния России.
Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что есть несколько фундаментальных причин потери влияния России в СНГ.
- Первая, самая главная – РФ перестает быть центром цивилизационного притяжения, которым она являлась для этих стран раньше. Через нее туда приходили технологии, инфраструктура, одним словом, цивилизация. На сегодня российский образ жизни не является привлекательным. У нас нет американского образа жизни с его огромными возможностями для каждого, у нас нет такой мощной социальной защищенности как в Евросоюзе, наконец, у нас нет такого уважения к рядовому человеку, - рассуждает Марков,
По его словам, вторая главная причина – очень слабая роль «мягкой силы», которая в России хронически недофинансирована и малофункциональна.
- Сегодня во многом сознание населения определяют медийные интеллектуалы. Они должны работать, у них должны быть проекты. У нас среди таких проектов можно, наверное, назвать только клуб «Валдай». А нам нужно полтора десятка таких клубов. У нас есть для этого ресурсы, но нет политической государственной воли, - отмечает эксперт, считающий также недостатком
отсутствием государственной идеологии, которая бы продвигала такого рода программы.
Под идеологией Марков имеет в виду систему ценностей, которые должны продвигаться государством в мире.
- Если дальше так все будет продолжаться, то Россия просто напросто окажется изолированной в кольце врагов. Я бы добавил еще одну причину слабости «мягкой силы» - это служение нашей элиты не российской нации. Она отчасти лояльна России, отчасти западному цивилизационному центру силы. И она работает на подчинение западной цивилизации. Другими словами, у нас слишком много предателей. Западные элиты тоже задаются вопросом: с какой стати мы должны ориентироваться на Россию, если сама Россия ориентируется на западную модель, - рассуждает Сергей Марков.
Эксперт также выделил в качестве позитивных примеров работу ЕЭАС и ОДКБ, которые были созданы для решения конкретных задач. В одном случае это экономическое сотрудничество, в другом - безопасность стран. Однако, по его мнению, и тут видно, что эти организации развиваются далеко не так, как хотелось бы.