После выборов президента США российская политическая элита выражала стойкую уверенность в том, что отношения между Москвой и Вашингтоном могут измениться в лучшую сторону. На это намекал и новоизбранный американский лидер Дональд Трамп, который в ходе предвыборной кампании заявлял, что намерен отменить санкции к России. Однако не прошло и года, как все надежды на мир рухнули, а сменщик Барака Обамы оказался зависим от курса, проводимого прежней администрацией. Что стоит за этим решением: тонкая игра с расчетом получить максимальную выгоду или слабость самого Трампа как политической фигуры?
По пути Обамы
Отношения России и США резко ухудшились весной 2014 года после присоединения Крыма к России. Американские власти заявили о нелегитимности этого решения и первыми выступили инициаторами введения санкций. Под давлением Америки к США присоединились страны Евросоюза. Санкции коснулись как юридических, так и физических лиц, в числе которых оказались чиновники, политики и силовики, имеющие отношение к признанию референдума в Крыму. Целью этих действий стала попытка создать международную изоляцию России, а также заставить отказаться от полуострова. Однако вместо этого Россия ответила на санкции ассиметрично, введя свои ограничительные меры, зачастую в убыток своим интересам. МИД России также заявил о составлении своего «черного списка» нежелательных иностранцев, а Минэкономики объявило о программе импортозамещения. После этого ухудшение отношений шло по нарастающей.
Еще одной серьёзной точкой разногласий с американцами стал сирийский конфликт, в котором Москва поддержала законно избранного президента Сирии Башара Асада, а администрация США во главе с Бараком Обамой выступила за его отставку и приход к власти оппозиционных сил. Позитивная риторика в адрес России впервые появилась от нового кандидата в президенты США Дональда Трампа, который заявлял, что в случае победы намерен восстановить отношения с Москвой. Он отмечал, что рассчитывает на «очень, очень хорошие отношения» с Владимиром Путиным. Многие к этим заявлениям Трампа отнеслись с большим доверием. Тем более, что после победы на выборах он общался с Владимиром Путиным по телефону, и в ходе этого разговора они не только сошлись в оценке нынешнего крайне неудовлетворительного состояния российско-американских отношений, но и высказались в пользу активной совместной работы по их нормализации и взаимодействия по самому широкому кругу вопросов. Была даже подчеркнута важность создания надежной основы двусторонних связей путем развития их торгово-экономического компонента.
Но уже в середине февраля Трамп назвал действия России по присоединению Крыма «захватом», а своего предшественника Барака Обаму осудил за слишком «мягкий» подход к Кремлю. Также новоизбранный президент продолжил курс своего предшественника на Ближнем Востоке. Сначала удары, по Сирии, а затем бомбежка Афганистана показали, что новый лидер американской нации отнюдь не миротворец. И это еще один фактор, который может серьёзно отдалить Россию и США друг от друга.
Как считают американские эксперты, стремлению Трампа построить хорошие отношения с Москвой мешают члены его администрации. В том числе советники по национальной безопасности, выступают с критикой российских властей, используя достаточно резкие выражения. В частности, госсекретарь Рекс Тиллерсон обвинил Москву в "неспособности воплотить в жизнь" соглашение по химоружию в Сирии, а помощник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер сказал, что время для "жестких дискуссий" с Россией уже настало.
Как отмечает газета The Washington Post, Трамп оказался в изоляции внутри своей собственной команды. Так как он не запрещает помощникам подобную риторику, восстановление отношений между двумя странами становится все менее вероятным.
Между «Росатомом» и «Роснефтью»
Как считают эксперты, единственное, что могло бы сблизить Россию и США это конкретная финансовая, экономическая и другая выгода, которой в ходе возникшего противостояния лишились многие бизнесмены и кампании. Одним из чувствительных для Америки стало в конце года решение Москвы приостановить действие соглашения между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах. Напомним, соглашение с США было подписано 29 августа 2000 года. Договоренность предусматривала утилизацию излишков оружейного плутония в России и США, в частности с помощью производства из него смешанного оксидного топлива, использования в энергетических ядерных реакторах, перевода в формы, непригодные для создания вооружений, а также захоронения.
Не случайно, как считают многие эксперты, в связи с этим стало назначение в администрацию президента России Сергея Кириенко, который до этого проработал 11 лет в «Росатоме». Именно Росатом до начала санкционной войны плотно и успешно работал на американском рынке ядерной энергетики, активно сотрудничая с американским властями. Как отмечают СМИ, уже не раз заявлялось, что Россия и США вместе создадут альянс для продвижения российского ядерного топлива на рынок американских атомных станций.
Впрочем, есть и другие интересанты восстановления сотрудничества с Россией. В апреле этого года американская организация Exxon Mobil обратилась в Минфин США с просьбой о выдаче разрешения на сотрудничество с «Роснефтью». В настоящий момент она не может вести общую деятельность с Россией из-за введенных три года назад санкций. Как сообщают американские СМИ, ExxonMobil нуждается в ослаблении санкционного давления на российскую компанию, поскольку не может выполнить обязательства перед нею по общим проектам в Черном море. Для этого американская организация отправляет запросы в ведомство на протяжении нескольких последних месяцев.
Кроме того, как считают аналитики, без сотрудничества с Россией в Сирии и Афганистане Дональду Трампу будет очень сложно достойно выйти из этих военных конфликтов. Ведь рано или поздно ему придется показывать не только военные, но и дипломатические способности своей команды, а также сказать избирателям о результатах своей политики, которая может оказаться копией нелюбимого им Барака Обамы. Как прагматичный человек, пришедший во власть из бизнеса, безусловно, он это понимает, как и то, что Россия не та страна, с которой ему удастся разговаривать на языке «силы». Не случайно команда его предшественника в лице помощника госсекретаря США Виктории Нуланд и самого госсекретаря Джона Керри так часто в последний год своего правления посещала Москву.
На фоне более глобальных проблем Трампа, естественно, меньше всего беспокоит судьба Петра Порошенко, который, если того потребуют интересы, очевидно станет разменной картой в российско-американских отношениях.
К встрече готовы?
Первая встреча Владимира Путина и Дональда Трампа может состояться на июльском саммите G20. Как недавно заявил замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков, что подготовка к ней ведется уже сейчас. «Состоявшийся на прошлой неделе визит в Москву госсекретаря Рекса Тиллерсона укрепил нас во мнении, что двигаться в этом направлении готова и новая администрация США», - заявил он журналистам.
При этом Рябков отметил, что переговоры на высшем уровне Москве и Вашингтону придется начинать «с низкой во всех смыслах точки». Причиной этого Сергей Рябков считает «препятствия, преднамеренно созданные предыдущей администрацией США» и «усилия тех, кто противостоит нормализации российско-американских отношений».
- Безусловно, политический дуэт Дональда Трампа и Владимира Путина возможен. Есть только одна проблема: Путин делает то, что считает нужным и полезным для развития своей страны, а Трамп в последнее время полностью идет на поводу своих оппонентов, то есть он очень сильно от них зависим. В этих условиях, конечно, сотрудничества не получится, но как только Трамп начнет выполнять свои предвыборные обещания, то все реально, - рассуждает глава Центра политической информации Алексей Мухин.
- Если встреча Владимира Путина и Дональда Трампа состоится, то она ничего не изменит, перспектив для улучшения отношений России и США нет. Встреча двух президентов имеет смысл, кроме их личного знакомства и возможности сделать фотографию, только когда проведена большая работа на разных уровнях - экспертная, правительственная, подготовлены какие-нибудь концепции, варианты договоров ... Сегодня ничего ни с той, ни с другой стороны не сделано, - отмечает глава Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин, в то же время считающий, что лучше встречаться, чем не встречаться.