На фоне скандала, связанного с увольнением педагога в Санкт-Петербурге, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов предложил ввести в России институт уполномоченного по правам учителей. В комитете Госдумы по просвещению инициативу не поддержали. Справедливоросс Анатолий Вассерман заявил Daily Storm, что нужно реформировать всю систему образования целиком, а коммунист Михаил Берулава уверен, что действующих механизмов достаточно, помочь педагогам могут те же депутаты. В профсоюзе «Учитель» тоже сомневаются в эффективности подобных мер.
Депутат Госдумы, член комитета по просвещению Анатолий Вассерман в разговоре с Daily Storm согласился с тем, что права учителей часто ущемляются. Однако он не считает нужным вводить дополнительную должность для решения этой проблемы:
«Даже после введения такого уполномоченного останутся прежние ведомственные инструкции, те же правила. Поменять положение учителей можно, только меняя полностью все правила школы и средней, и высшей в целом. Только меняя закон об образовании, можно изменить общую картину», — подчеркивает политик.
Парламентарий считает, что проблемы учителей не всегда заключаются в руководстве. А одна негативная история не может свидетельствовать о масштабных проблемах. В пример Вассерман приводит недавний конфликт в гимназии Санкт-Петербурга.
«Эта девушка мне живо напоминает классический анекдот. «Верно ли, что гроссмейстер Петросян выиграл в шахматы 10 тысяч рублей? — Верно. Только не шахматист, а сапожник. Не Петросян, а Саркисян, не выиграл, а проиграл, и не 10 тысяч, а три рубля». Тут так же. Ее возмущение вызвано профессиональной солидарностью, она же поэт. Она не столько талантлива, сколько истерична. Соответственно, данный случай характеризует положение не в школе, а в обществе в целом», — рассуждает Вассерман.
Но все-таки идеальной системой образования депутат считает советскую модель, когда классическое обучение было неотделимо от личностного воспитания:
«Тогда все учебные программы были нацелены на формирование целостной картины мира. Задача воспитания считалась первоочередной, потому что невоспитанный ребенок может помешать обучению всего класса», — резюмирует интеллектуал.
С Вассерманом согласен и его коллега по комитету, доктор педагогических наук и депутат от КПРФ Михаил Берулава. По мнению парламентария, прежде всего необходимо вернуть авторитет преподавателя, чтобы было меньше конфликтных ситуаций с родителями и учениками: «Я за то, чтобы учителя были вновь уважаемы, как в Советском Союзе. Если в деревне учитель появлялся, то снимали шляпу: «Учитель идет!» Надо поднять авторитет учителя. Но чтобы поднять его, очень многое зависит от самих учителей», — ответил политик.
По мнению Берулавы, для защиты прав педагогов есть и другие органы: учителя могут обращаться в Госдуму, в Совет Федерации или напрямую к чиновникам.
«Я думаю, такие предложения — наслоения законов. У нас сегодняшний закон и Конституция защищают учителей, это и надо претворять в жизнь. Можно многое создать. Но как это не к кому сейчас обращаться? Достаточно институтов, куда учителя могут пожаловаться. Например, в Госдуму и самим депутатам», — объясняет Берулава.
Председатель профсоюза «Учитель» Юрий Варламов также не уверен, что омбудсмен поможет учителям грамотно отстоять свои права и свободы. Идею Чернышова общественный деятель назвал «бесполезной» и даже «странной». Наиболее эффективным методом защиты прав трудящихся Варламов считает обращение в инспекцию труда, профсоюзы и в крайнем случае — в прокуратуру.
«Механизмы контроля за трудовыми правами работников уже есть. <…> Многие, кто с ними сталкивался, легко оценят их эффективность в этом деле. Сомнительно, что институт уполномоченного был бы сильно эффективнее», — говорит Варламов.
По его мнению, гораздо важнее со стороны государства будет «увеличить ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства, прав профсоюзов и сделать эффективной Госинспекцию труда».
Сам Борис Чернышов в беседе с Daily Storm пояснил, что инициатива по введению должности уполномоченного возникла после личного разговора с учителями:
«Учителя мне задали вопрос: «Если нас обидели, к кому нам идти?» И ответа мы не нашли на это. Директору лучше избавиться (от учителя. — Примеч. Daily Storm), как произошло в Петербурге, региональному чиновнику лучше замолчать, чтобы по шапке не получить, а федеральному чиновнику — может, замылиться, не заметить», — заявляет парламентарий.
По мнению депутата, занять подобную должность мог бы заслуженный автор учебников или авторитетный педагог — выбирать омбудсмена должно само профессиональное сообщество. Борис Чернышов уже направил письмо с таким предложением на имя зампредседателя правительства Татьяны Голиковой.