Настоящими героями устроенного Навальным несанкционированного митинга 12 июня стали вовсе не школьники и студенты, а исторические реконструкторы, которым собравшиеся антикоррупционеры испортили праздник. В интернет было выложено несколько видеозаписей того, как здоровые спортивные мужчины выстроили «стену щитов» на пути озверевшей толпы, рвавшейся топтать палатки с женщинами и детьми. Реконструкторы на следующий день выпустили официальное заявление, в котором назвали поведение сторонников Навального «глупостью или изменой». Вместе с тем, по словам организаторов фестиваля, они схлестнулись с оппозиционной демонстрацией не из политических соображений, а просто потому, что плохо устраивать «марши по головам».
Но и оппозиционно настроенную молодежь можно понять. Ведь они побежали на палаточный лагерь не нарочно, а спасаясь от омоновцев. Между тем события заставили общественность вспомнить о том, что, кроме рассерженных школьников, дагестанских дальнобойщиков и обманутых дольщиков, в России есть еще и исторические реконструкторы. Корреспондент Daily Storm пообщался с известными людьми, пришедшими в политику из реконструкторского движения, и узнал, каких взглядов придерживается основная масса российских реконструкторов и почему отечественные военно-исторические клубы никогда не будут участвовать ни в Майдане, ни в Антимайдане.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Evgeny Sinitsyn
«Все могло бы закончиться хуже»
Бывший депутат Одесского горсовета, пророссийский активист Александр Васильев рассказал корреспонденту Daily Storm, что принимал участие в исторической реконструкции на Украине.
По его мнению, пришедшие на оппозиционный митинг 12 июня легко отделались. «Меня на самом фестивале в этом году не было, но туда приезжали мои друзья из Одессы. Скажу так, сторонникам Навального повезло: если бы они сунулись не на Тверскую, где проходила «мирная» реконструкция, а на Новый Арбат, где проводились исторические бои, все могло бы закончиться для юных борцов с коррупцией гораздо хуже: там ребята погорячее», — заметил Васильев.
По его словам, и в России, и на Украине клубы исторической реконструкции сознательно воздерживаются от участия в политических акциях. Хотя и там, и здесь некоторые участники этих сообществ могут придерживаться прямо противоположных взглядов. «Майдан расколол реконструкторское сообщество так же, как и украинское общество в целом. Участники клубов исторической реконструкции есть и среди «Небесной сотни», и среди погибших 2 мая в Одессе. В то же время я не помню, чтобы российские реконструкторы из-за идеологических соображений прекращали общаться с украинскими товарищами, а вот противоположных случаев было достаточно», — поделился Васильев.
Другие активные участники клубов исторической реконструкции подтвердили, что предпочитают дистанцироваться от любой политической активности.
активности.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Olga Sokolova
«У богатых людей много претензий к власти»
Так, историк, активный участник московского реконструкторского движения Тимофей Шевяков отметил, что политический портрет отечественного реконструктора в целом похож на стандартный политический портрет современного россиянина. «В различных реконструкторских сообществах состоят люди, придерживающиеся совершенно разных взглядов, — от левых до монархистов. Другое дело, что историческая реконструкция — весьма дорогое хобби, а людей, умеющих зарабатывать деньги, экономическая ситуация в стране обычно не совсем устраивает, поэтому многие участники движения критически настроены к режиму», — пояснил он.
При этом, считает Шевяков, нужно понимать, что в этой среде политика — табу. «Мы стараемся не обсуждать внутри наших сообществ политические взгляды друг друга. И уж тем более я не знаю ни одного реконструкторского сообщества в России, которое открыто заявляет о приверженности той или иной идеологии. Реконструкция всегда была и остается вне политики, это принципиальный момент», — добавил историк.
Шевяков призывает не преувеличивать увлеченность реконструкторов политикой. «Все помнят яркую фигуру Стрелкова (Гиркина), и потому у людей формируется убеждение, что наша среда традиционно рождает ярких политиков. Но с тем же успехом мы можем сказать, что исторический факультет МГУ — кузница кадров российской журналистики — просто проекция частного на целое. Другое дело, что историческая реконструкция традиционно привлекает пассионариев, но, повторюсь, не нужно из каждого конкретного случая делать широкие обобщения», — сказал Шевяков.
Что касается Украины, то, по словам реконструктора, некоторые представители украинских сообществ принимали участие в событиях на Майдане, но в качестве частных лиц, а не организаций. «Я помню, все тогда обсуждали самодельную катапульту, но это вряд ли дело рук профессиональных реконструкторов. Просто кто-то из демонстрантов решил сделать катапульту. В противном случае можно и людей, носивших кастрюли на голове, записать в реконструкторы», — считает он.
В целом же, по словам Шевякова, российские участники сообщества продолжают общаться с украинскими. «Хотя, конечно, были единичные случаи, что кто-то свихнулся на почве ватничества или вышеватничества. Но ведь историческая реконструкция аполитична во всем мире, не только в бывшем СССР», — добавил историк.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov
«В основном у нас патриоты»
Самый известный из ушедших в политику российских реконструкторов — Игорь Стрелков (Гиркин) — сказал, что, хотя в различных военно-исторических клубах состоят люди, придерживающиеся диаметрально противоположных взглядов, большинство из них — умеренные патриоты.
«Все-таки само движение с военной историей связано. Хотя есть и откровенные либералы, есть и сторонники Путина. Движение же — аполитично, внутри клубов эти вопросы не обсуждаются», — отметил Стрелков.
Он допускает, что есть клубы, которые занимаются реконструкцией, например, раннего Средневековья и в которых состоят националисты или язычники.
Также Стрелков напомнил о неудачных попытках создать военно-исторические клубы монархической направленности. Кроме того, по его словам, есть сообщества, занимающиеся исторической реконструкцией Гражданской войны, большинство их участников придерживаются левых взглядов. «Тут именно дело в личностях: националисту симпатичнее будет воссоздавать образы из раннего Средневековья, левому — изображать красноармейца, монархисту — белогвардейца», — считает Стрелков.
На Украине же, по его словам, все обстоит примерно так же, как в России, хотя он знает, что многие реконструкторы принимали активное участие в событиях на Майдане, даже приходили туда с собственным снаряжением. «Я видел довольно много фотографий людей со средневековыми щитами, сам в то время переписывался с подобными сторонниками Майдана. Но ведь и в ополчении Донбасса тоже было много реконструкторов. Принципиально, что клубы и там не были ядром каких-то политических движений», — пояснил Стрелков.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Aleksandr Orlov
«Грудью на защиту ельцинизма»
Стрелков вспомнил единственный случай, когда клубы исторической реконструкции приняли организованное участие в политической акции. «В 1991 году защитить Белый дом от путчистов вышли целые клубы, многие реконструкторы оделись в белогвардейскую или, наоборот, красноармейскую форму. Но это был первый и последний случай подобной активности, в 1993 году защищать Руцкого уже целые клубы не выходили», — рассказал он.
По словам Стрелкова, российских реконструкторов сложно будет снова вовлечь в политические игры. «Ведь понимаете, для того чтобы войти в это течение, нужно за свой счет приобрести все снаряжение. Это может себе позволить только самостоятельный человек, развитая личность. Навязать реконструктору политическую активность через какой-то клуб невозможно, это делать просто бесполезно», — резюмировал бывший лидер ополчения Донбасса.
.