St
Сенаторы вне закона? Врио губернаторов делегируют в Совфед неизбранных кандидатов
18+
СФ не стал дожидаться Госдумы и президента, которые должны утвердить право глав субъектов досрочно назначать сенаторов Фото: © council.gov.ru

Сенаторы вне закона? Врио губернаторов делегируют в Совфед неизбранных кандидатов

СФ не стал дожидаться Госдумы и президента, которые должны утвердить право глав субъектов досрочно назначать сенаторов

Фото: © council.gov.ru

Врио губернаторов Курской области Роман Старовойт и Липецкой области Игорь Артамонов распорядились назначить своими представителями в Совете Федерации своих предшественников на этих постах — Александра Михайлова и Олега Королева. Однако закон, который мог бы предоставить исполняющим обязанности губернаторов такое право, не принят Госдумой и не утвержден президентом. В нижней палате Daily Storm заявили, что легитимность решений глав субъектов сомнительна, так как по действующему законодательству сенаторы вместе с губернаторами должны пройти процедуру всенародного голосования. Эксперты объясняют причину происходящего потерей федерального центра управляемости страной, из-за чего одна вертикаль власти ведет себя так, как хочет.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Назначение Александра Михайлова состоялось 27 ноября, а Олега Королева — 16 ноября. Если врио губернатора Липецкой области объяснять его никак не стал, то врио губернатора Курской области поначалу на встрече с местным активом единороссов заявил, что «реализует это выдвижение в ближайшей перспективе, когда появятся для этого правовые основания». Однако в итоге оба временно исполняющих обязанности главы субъекта дожидаться этих оснований не стали. 

Право назначать сенаторов досрочно, до всенародных губернаторских выборов, им должен был предоставить законопроект сенаторов Андрея Клишаса и Андрея Кутепова, который был внесен в Госдуму 13 ноября. В нем предусматривается право врио главы субъекта назначать своих представителей в верхнюю палату из числа депутатов региональных заксобраний до того, как в субъекте пройдут губернаторские выборы. Такую процедуру получения мандата депутата облдумы и Александр Михайлов, и Олег Королев прошли, однако Госдума до сих пор законопроект Клишаса и Кутепова не рассмотрела. 

Согласно закону о порядке формирования Совета Федерации, представитель исполнительной власти в Совете Федерации (вместе с врио губернатора) должен пройти процедуру выборов. Причем его кандидатура должна быть выбрана из списка трех претендентов на этот пост, а назначение должно состояться не позднее, чем на следующий день после вступления в должность избранного губернатора. 

Скриншот страницы сайта council.gov.ru
Скриншот страницы сайта council.gov.ru

«С политической точки зрения легитимность таких назначений сенаторов очень сомнительна, все-таки надо, чтобы юридические нормы строго соблюдались. Приоритет должен отдаваться выборному началу при формировании Совета Федерации», — пояснил ситуацию Daily Storm первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов, при этом отметивший, что эта ситуация с юридической точки зрения требует более внимательного изучения.

Это мнение разделяет и вице-спикер Госдумы, член комитета по госстроительству Игорь Лебедев, считающий, что Совет Федерации слишком часто меняет свое законодательство ради того, чтобы кого-то пристроить.

«Абсолютно странная ситуация, как и происходящее вокруг законодательства о назначении сенаторов. Его меняют практически каждый год в угоду кому-либо, как только надо кого-то пристроить. То нужно устроить бывшего губернатора, то бывшего военного, то бывшего посла. Была ситуация, когда кандидат в депутаты Госдумы не проходил по спискам «Единой России», но нельзя было такого уважаемого человека оставлять на улице, и под него поменяли закон, мол, он может стать сенатором, даже без ценза оседлости, а как столько он стал сенатором — закон поменяли обратно», — пояснил Игорь Лебедев, подчеркивающий, что все прекрасно все видят, для чего это делается.  

По его мнению, это в корне неправильно, все должны подчиняться закону «О порядке формирования Совета Федерации». «Почему мы должны под каждого человека менять закон целой страны?» — возмущается депутат, допускающий, что в случае принятия закона о разрешении врио делегировать своих представителей, в нем может быть прописано, что он может иметь обратную силу. «Хотя это нарушение одного из главных правил, которому учат любого студента юридического вуза: закон обратной силы не имеет», убежден Лебедев.

Самое интересно, что нет согласия по законности назначения Королева и Михайлова в самом Совете Федерации. Например, сенатор от Калужской области Юрий Волков на заседании комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности в этом усомнился. 


«К кандидатуре Королева вопросов нет. Но человек, который подписал представление на Королева, здорово себя подставляет. Конституция не предоставляет ему таких полномочий», — заявил он. 

Однако глава комитета по конституционному законодательству СФ и автор закона, дающего право губернаторам принимать такие решения, это мнения, как оказалось, не разделяет.  


«С точки зрения Конституции РФ, нет никаких нарушений в наделении Королева полномочиями сенатора временно исполняющим обязанности губернатора Липецкой области. Врио губернатора вправе наделить полномочиями нового члена СФ, поскольку законодательством не установлены ограничения по реализации данного полномочия. Позиция сенатора Волкова — это его личное мнение», — пояснил Клишас журналистам, убежденный, что врио губернатора вправе осуществлять те же полномочия, что и губернатор, в том числе по наделению полномочиями члена Совета Федерации. Однако Клишас должен знать, что в Конституции не прописывается порядок формирования двух палат Федерального собрания, его устанавливает отдельный закон.

Эксперт в области избирательного законодательства, соавтор методических рекомендаций ЦИК Андрей Бузин считает, что если в действующем законодательстве прописано право врио на такое решение, то Клишас прав, но, скорее всего, такого права нет, иначе сенатор не вносил бы законопроект, который это право врио губернаторов предоставляет. 

«Такая ситуация возможна только в неправовом государстве, где центр потерял контроль над управлением ситуацией. Это действительно прецедент, потому что показывает фактически отсутствие разделения ветвей власти в РФ», — считает эксперт, отмечая, что действия верхней палаты говорят о пренебрежении законом. 

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...