Проектный центр «Инфометр», который исследует открытость государства обществу, опубликовал доклад «Открытость федеральных органов исполнительной власти в России — 2019». В нем говорится, что федеральные министерства и ведомства выполняют в среднем меньше половины требований по наполнению своих сайтов. Показатели открытости 40 из 72 министерств и ведомств оказались ниже 50%. Самые низкие оценки в рейтинге получили силовики, а также Минспорт и Минобрнауки. Ведущий эксперт «Инфометра» рассказал Daily Storm, что у российских чиновников нет стимулов быть открытыми. Решение он видит в восстановлении Открытого правительства, идеей которого было упрощение взаимодействия граждан с государством.
«Инфометр» во время исследования проверял соответствие сайта органа власти требованиям закона, наличие на сайте опубликованных данных о работе, которые должны раскрываться, открытость интерфейса для пользователей и своевременность ответов госорганов на запросы граждан. Требования открытости информации прописаны в федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ФЗ-8).
Четверть госорганов не ответили на запросы, отправленные через сайты. Только 29 из 72 органов власти в итоге ответили в установленный законом месячный срок, развернуто и по каждому пункту. Средняя оценка сайтов федеральных министерств и ведомств по этому показателю составила 2,5 балла из четырех возможных. «Мы делали запросы граждан по ФЗ-8 от гражданина через форму обратной связи либо через электронную почту, если формы обратной связи на сайте не было. И ждали в течение 30 дней, когда к нам придет ответ», — рассказал о методике исследования ведущий эксперт «Инфометра» Егор Коробкин.
Результатом работы экспертов стал рейтинг, в котором тройку лидеров по открытости заняли Министерство финансов, Роспатент и Министерство строительства и ЖКХ. Выяснилось, что пять федеральных министерств и ведомств вообще не публикуют открытые данные — это Главное управление специальных программ президента РФ, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и Министерство науки и высшего образования. И если по силовым ведомствам вопросы отпадают сами собой, то с Минобрнауки ситуация непонятна.
«У Министерства науки и высшего образования проблема в том, что за все время своего существования они не успели создать раздел с открытыми данными на своем сайте, в то время как это обязательно для всех», — рассказал Коробкин. В пресс-службе Минобрнауки на вопрос об открытости ответили: «Да, у нас устаревший сайт. Но они [открытые данные] появятся, над этим работа ведется. Этим занимается наш департамент информационных технологий». Точные сроки, когда это будет сделано, чиновники назвать затруднились.
Чтобы большинство госорганов наконец повернулось лицом к гражданам, в «Инфометре» считают нужным восстановить функции Открытого правительства, которое прекратило свою работу после расформирования в 2018 году. Это ведомство занималось организацией диалога между органами власти и гражданским обществом. После ареста экс-министра Открытого правительства Михаила Абызова весной 2019 года у власти остался скепсис по отношению к подобной деятельности.
Госорганы стали обязаны публиковать открытые данные и отвечать на запросы граждан с 2006 года, когда был принят ФЗ-8. До этого делать так было не обязательно. Открытое правительство появилось в 2012 году и стало публиковать на сайте данные в соответствии с ФЗ-8. С какими-то органами власти сотрудникам нового ведомства удавалось достичь согласия, с какими-то — нет.
Сейчас у министерств и ведомств нет никаких стимулов публиковать открытые данные и отвечать простым гражданам на запросы, отмечает Егор Коробкин. В России чиновники иногда игнорируют даже запросы журналистов, хотя закон «О СМИ» обязывает госорганы раскрывать информацию.
«Но по каким-то причинам те министерства, которые находятся наверху рейтинга, делают это хорошо [взаимодействуют с обществом]. Почему-то такие министерства считают открытость большой ценностью, — говорит Коробкин. — Это может зависеть от позиции отдельного чиновника или руководителя в министерстве. Иногда приходят люди с идеями о том, что надо сделать работу эффективной или открытой, улучшить жизнь россиян. Вот они и пытаются это делать».
«По-хорошему, действующему правительству надо передать кому-то те полномочия, которые были у Открытого правительства, — предлагает эксперт «Инфометра». — У них была возможность хотя бы требовать выполнения рекомендаций, которые они выпускали. Сейчас такого ведомства нет. Счетная палата выступает с инициативой создать такое ведомство или чтобы сама СП занималась контролем за открытостью органов власти. Правительство может поддерживать разные общественные инициативы, которые продвигают тему открытости».
Проектный центр «Инфометр» работает с 2012 года, сотрудничает с различными государственными структурами, в том числе с региональными органами власти, муниципалитетами, судами, проводя для них исследования и консультируя по вопросам достижения открытости обществу.